Организация внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы.
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Организация внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы.

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
doc
20.02.2020
Организация внеурочной деятельности по географии в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы.
Организация внеурочной деятельности по географии.doc

Внеурочная работа по географии

 Калина Светлана Николаевна

учитель географии МАОУ «Вадская СОШ»

Географические кружки

      Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

     Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т. д.

     На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

     Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

1. Занимательные. Их основная задача – привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

4. Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:

      Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

 

Географические факультативы

      Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.

     По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным – экскурсии, практические работы на местности.

     Факультативы – это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.

Школьные музеи

      Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

     При организации музея необходимо учитывать, что это собирательская и поисковая работа. Основой создания музея является краеведческая работа, опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся.

 

Географические клубы

        Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями.

       Основные формы занятий школьного клуба – лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.

       При клубной форме работы больше внимания уделяется практической деятельности учащихся, организации их общественно полезного труда и меньше внимания – теоретическим методам работы с литературой, справочниками и т. д.

 

Географические олимпиады

      Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии – это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых – вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

      Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. Для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения, практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Исходя из специфики предмета, обязательным условием является включение вопросов краеведческого природоохранного характера.

      При подготовке и проведении олимпиады необходимо, чтобы все ее участники находились в равных условиях. Олимпиады должны проводиться между учениками одного возраста. В их содержание нужно включать наряду со сложными заданиями и задания более доступные для большинства участников.

 

Географические вечера

      Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии. Чаще всего тематика географических вечеров связана с какими-либо юбилейными датами истории нашей страны или юбилейными датами родного города.

       Тематика вечера обычно определяется учащимися, занимающимися в географических кружках, с помощью учителя.

       Особое место в содержании внеклассной работы уделяется знакомству школьников с жизнью и деятельностью выдающихся ученых – географов, путешественников. Именно эта тематика помогает расширить кругозор школьников, профессионально их сориентировать, развить интерес к географической науке. Образовательно-воспитательное значение такого вечера многоаспектно: это и профессиональная ориентация, и знакомство с историей развития науки.

 

 Проведение конференций по географии

        Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.

      Проведению конференций предшествует длительная работа. Обычно за полтора-два месяца до ее начала учитель предлагает учащимся план конференции, список необходимой и дополнительной литературы по проблеме, темы докладов, назначает консультации. Активному вовлечению учащихся в проведение конференции предшествует этап написания рефератов по теме конференции.

 

Устный журнал

       Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности.

       Проведение устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного за каждую страничку, помочь подобрать необходимую литературу, оформить ее в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий, который открывает каждую страницу небольшими вступлениями или музыкальной вставкой.

       Таким образом, устные журналы – эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.

 

 Географические викторины и игры

       Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

      Географические викторины по географии подразделяются на две группы: тематические и смешанные. К тематическим относят викторины краеведческой тематики. Смешанные викторины содержат вопросы из различных областей географических знаний. Подобные викторины часто проводят на заседаниях географического кружка, во время походов, экскурсий. Смешанные викторины дают возможность расширить кругозор учащихся, проверить их эрудицию.

 

Неделя географии в школе

        Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

        Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

        В неделю географии включают следующие мероприятия:

—  подготовку и оформление плана проведения недели;

—  подготовку и проведение дня географии в каждом классе;

— конкурс рефератов по географии;

— выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;

— проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции;

— демонстрации кинофильмов;

— проведение географических вечеров, игр;

— проведение конференций по географии;

— встречи с интересными людьми.

      

         Подводя итоги вышесказанному, отметим, что обязательными условиями, обеспечивающими успех в проведении недели географии, являются:

— четкое и своевременное планирование всех мероприятии недели;

— опора при организации и проведении мероприятий на актив учащихся разных классов, работающих в географических кружках, клубах и т. д.;

— установление связей с учителями других предметов (истории, биологии, рисования, музыки, труда и т.д.), с родителями и шефами;

— выбор посильных заданий для участников разного возраста;

— сочетание различных форм и методов работы.

Важно из всего многообразия внеклассных мероприятий выбрать самые интересные для учащихся школы.

 

Школьные географические издания

      Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.

Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

          Кроме школьных стенных газет, к числу школьных географических изданий можно отнести журналы, сборники, альбомы, дневники, плакаты. Подготовка этих изданий – дело не только учителя географии, а результат совместных усилий ряда предметников: литератора, историка, биолога, учителя рисования. Такая совместная работа над какой-то определенной темой значительно увеличивает педагогическое воздействие внеклассной работы на учащихся, способствует более успешному достижению образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

         Также доступны всем, как и стенгазеты, – плакаты. В школах проводят тематические смотры-конкурсы плакатов «Берегите природу!», «О братьях наших меньших». В этих конкурсах принимают участие школьники разного возраста. Проведение конкурсов либо предваряет неделю географии, чтобы можно было использовать лучшие работы для оформления школы, либо является одним из составляющих мероприятий этой недели.

         К числу географических заданий можно отнести и оформление альбомов по краеведению. По результатам работы географических краеведческих кружков, факультативов создают альбомы «Природа нашего края», «Топонимика нашего города» и т. д. Это очень ценный материал, который может быть широко использован как на уроках географии, так и во внеклассной работе.

         Выпуск различных географических изданий имеет большое образовательно-воспитательное значение: помогает оформить результаты работы учащихся, сделать их всеобщим достоянием, убедить и самих исполнителей и других школьников в полезности данной работы, развивать у ребят вкус к исследовательской работе, прививать любовь к труду.

 

         Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

        Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.

        Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.


Скачано с www.znanio.ru

Внеурочная работа по географии

Внеурочная работа по географии

При организации музея необходимо учитывать, что это собирательская и поисковая работа

При организации музея необходимо учитывать, что это собирательская и поисковая работа

Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов

Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов

Важно из всего многообразия внеклассных мероприятий выбрать самые интересные для учащихся школы

Важно из всего многообразия внеклассных мероприятий выбрать самые интересные для учащихся школы
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей