Организация волонтерского движения, как один из способов в процессе социализации и самореализации учащихся.
Оценка 4.8

Организация волонтерского движения, как один из способов в процессе социализации и самореализации учащихся.

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитание +1
СCУЗ, ВУЗ
19.05.2022
Организация волонтерского движения, как один из способов в процессе социализации и самореализации учащихся.
Организация волонтерского движения, как один из способов в процессе социализации и самореализации учащихся.
Вместе на благо всех.docx

   

 

Организация волонтерского движения, как один из способов в процессе социализации и самореализации учащихся.

 

Номинация: «ВМЕСТЕ НА БЛАГО ВСЕХ» – организация социально значимой деятельности детей и молодежи.

 

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений молодежи.

Практика показывает, что в наше время значимость такого воздействия актуальна и действенна. Сверстники являются для детей не только проводниками знаний, но и образцом правильного поведения.

В 2008 году в МОУ Шимбиликской СОШ, был организован вожатский отряд из учащихся 6 класса. Ребята начали свою деятельность с акции «Помоги ветеранам», они помогали убирать территорию возле дома, складировали дрова, белили палисадники. В дальнейшим  они стали участвовать в школьном самоуправлении: готовили сценарии и проводили праздники в начальной школе, отвечали за проведение спортивных игр, организовывали акции «Береги учебник», участвовали в проведении тематических недель. Эта работа дала  положительный результат: в  отряд пришли новые ребята, которые внесли свои предложения по расширению  данной деятельности. По решению  администрации школы и педагогического совета, было принято решение о создании разновозрастного волонтерского отряда, руководителем которого была назначена старшая вожатая Потапова Ольга Георгиевна.   

Для развития волонтерского отряда мною была поставлена следующая цель: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах). Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

·          всемерно поддерживать ученические инициативы;

·          содействовать всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции;

·          расширять сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости учащихся;

·          вовлекать учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.,

·           показывать преимущества здорового образа жизни, путем создать условий, позволяющих ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде, предоставление подросткам информации о здоровом образе жизни;

·          создать механизм работы школы с окружающим социумом, через  создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

Свою деятельность я начала с опроса учащихся 7-10 классов. Для ребят была предложена анкета, о желании вступить в ряды волонтерского отряда и предпочтительных видах деятельности. Результаты анкеты показали, что большое количество учащихся желают быть членами волонтерского отряда и предложили много интересных идей, которые были готовы реализовать в работе. Следующим шагом было проведение собрания с целью выбора лидера волонтерского отряда и наметить план действий на ближайшее время. Лидером отряда была выбрана, учащаяся 8 класса Сильванович Кристина. Вмести с лидером и советом волонтерского отряда был составлен план работы на новый учебный год, который в течение года корректировался  по мере необходимости. Ребята сами выбрали для себя атрибутику: название отряда, эмблему, девиз, отрядную песню.  

Я, считаю, что нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Поэтому воспитательный эффект  будет заключаться в том, что во время пребывания в отряде,  пропустив идею волонтёрства через себя,   узнают, что эта деятельность не просто развлечение, а выражение их   жизненной позиции, ответственности,  желание изменить этот мир к лучшему.

       Важной составляющей деятельности волонтерского отряда является планирование, которая дает возможность разумно использовать все имеющиеся ресурсы, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования.

В своей работе мы выбрали следующие направления:

·        Пропаганда здорового образа жизни: проведение мероприятий направленных на оздоровление и приобщение к ведению здорового образа жизни, здоровому питанию, и спорту (спортивные  соревнования, классные часы, общешкольные мероприятия и т.д.);

·        Благоустройство  села Шимбилик:  осуществление работ по уборке мусора по окраинам села, очищение берегов реки от мусора,  покраска спортивной площадки, уборка памятника погибшим войнам, участие в ремонте сельского дома культуры, участие в субботниках.

·        Шефская работа: выявление нуждающихся в помощи, осуществление шефской работы над ветеранами ВОВ и труда, а также одинокими пожилыми людьми нашего села.

·        Вожатская работа: работа вожатых в лагере дневного пребывания, организация и проведение мероприятий для учащихся начальных классов, сбор игрушек для детского сада.

·        Участие во внеурочной деятельности школы: разработка и проведение мероприятий таких как,  День влюбленных, Осенний марафон, День здоровья и т.д.

·        Организация акций: «Неделя добра», «Красная ленточка» (День борьбы со СПИДом), «Книге вторую жизнь»,  «Помоги ближнему», «Все дети в школу!», «Подари улыбку»

·        Информационная работа: публикации о работе волонтерского отряда   в школьной газете «Школьный вестник», распространение листовок различной тематики (экологической, правильное питание, поздравление с Днем матери, 8 марта, 23 февраля, День пожилого человека, «Внимание, пожароопасный период!», «Все на выборы!»).

·        Участие  в культурной жизни села: праздники на селе (день села, масленица, проводы в армию), проведение митингов, тематические концерты.

·        Участие в школьных, муниципальных и краевых конкурсах.

Очевидная воспитательная значимость, особенно видна  при направлении  подготовки волонтеров по пропаганде ЗОЖ.

В своей работе особое внимание я уделяю следующим формам:

-  проведение групповых занятий со сверстниками;

           -  проведение профилактических бесед;

           - проведение акций, подготовка театрализованных представлений и выступлений агитбригады.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Привлечение юношей и девушек к профилактике одновременно решает несколько задач:

1)    позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию.

2)    сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у ребят, с кем они занимаются и общаются,  развить у ребят чувство самоуважения и ответственности;

3)    через общественно полезную деятельность сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности.

 

Профилактические беседы, направленные на личность учащегося, необходимо вести силами родителей, педагогов, психолога. Но как показывает  опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих учащихся.

Это объясняется несколькими причинами:

1.     Значительная часть молодежи весьма низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий и критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями.

2.     Профилактическая деятельность в большинстве случаев сводится к санитарному просвещению или информированию. Целесообразно создание профилактической программы нового поколения и развитие новых нетрадиционных подходов.

 Подготовку волонтеров для этого вида деятельности  лучше проводить в форме тренинговых занятий. Прорабатывается тема профилактики злоупотребления наркотиками, алкоголем и табококурением, пропаганды здорового образа жизни и отрабатываются навыки организации и проведения групповых дискуссий. Для проведения данной работы не требуется длительной психологической подготовки. Достаточно, чтобы у подростка было желание работать, знания в этой области, а также грамотная и без дефектов, затрудняющих восприятие информации, речь.

Привлечь внимание общественности к проблемам молодого поколения актуально  через выступление агитбригад, девиз которых «Мы за здоровый образ жизни». А такие театрализованные представления, как «Бой с сигаретой», «Здоровому поколению, здоровое будущее», дают возможность  подросткам «пропустить, через себя» все негативные эмоции, чувства, которые вызываются безответственным отношением к своему здоровью. Подготовка и проведение различных акций дают возможность привлечь как можно больше подростков к решению таких глобальных проблем.

Как и  в любой деятельности,  в работе  по организации волонтерского движения сталкиваемся с определенными проблемами.

В первую очередь  недостаточная материально-техническая база школы: отсутствие специального кабинета, недостаточное количество канцелярских принадлежностей, отсутствие общей формы. Минимизировать    эту проблему мы смогли путем участия в различных конкурсах, разного уровня, получили денежную премию и приобрели единую форму для волонтеров и фотоаппарат.

Анализ работы показал,  недостаточный охват села деятельностью отряда, для решения данной проблемы мы разделили село на участки и закрепили за волонтерами определенную территорию. Не высокий  уровень компетентности и готовности  родителей к участию  ребят в волонтерской деятельности. Эту проблему мы пытаемся решить органы средств массовой информации, рассказывая о результатах нашей деятельности и стараемся как можно больше привлекать родителей к участию в наших мероприятиях.  

Для более эффективной работы и получения обратной связи в своей работе я использую различные диагностики, которые  помогают в работе с коллективом.

Критерии

Показатели

1.Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью волонтерского отряда.

1.Комфортность личности учащегося, его отношение к основным  сторонам жизнедеятельности отряда (анкетирование).

2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией деятельности волонтеров (анкетирование).

3.Удовлетворенность родителей результатами воспитания  ребенка, его положением в коллективе. (анкетирование)

2.Социализированность личности учащегося

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности. (Методика М.И.Рожкова)

3.Психологическая атмосфера в коллективе

Степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни  коллектива. (Методика «Наши отношения» Л.М.Фридман; Методика «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкин)

4.Общественная активность учащихся

Степень общественной активности и мотив учащихся. (Методика Е.Н. Степанова, методика « Акт добровольцев» Л.В. Байбородовой

Анализ результатов исследования.

 

Психологическая атмосфера в коллективе

Методика «Наши отношения» показывает, большинство ребят отметили, что в нашем коллективе иногда бывают ссоры, но мы всегда находим компромисс. Коллективом отмечена взаимоприемлемость друг друга.

Результаты исследования активности учащихся, показывают, что 30% учащихся имеют высокую организаторскую активность, 68% хорошую активно-исполнительскую, 29% учащихся имеют среднюю пассивно исполнительскую активность, 4 учащихся показали низкую принудительную активность.

Основным  результатом своей работы я считаю - формирование в ходе деятельности более ответственной, толерантной,  адаптированной, здоровой личности. Мы добились того, что у нас увеличилось количество детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение, больше привлечено детей и подростков к общественно значимой деятельности, повысился уровень самостоятельности детей, аргументированности в отстаивании своей позиции. Так же мы считаем, что организация волонтерского движения в школе является одним из составляющих отсутствия детей стоящих в ПДН. Волонтерский отряд дает широкую возможность для расширения открытого пространства, для прочной связи школы и села.

Работа волонтерского отряда «Маяк», имеет свои результаты:

– 2 место в районном конкурсе агитбригад среди подростков «Подросток – поколение будущего»;

– диплом за занятое 3 место в конкурсе на лучшее молодежное общественное объединение муниципального района «Красночикойский район»;

- благодарственное письмо главы муниципального района «Красночикойский район», за проведение акции «Весенняя неделя добра 2012г»

– диплом за занятое 1 место в конкурсе  на лучшее молодежное общественное объединение муниципального района «Красночикойский район»;

- благодарственное письмо главы муниципального района «Красночикойский район», за проведение акции «Весенняя неделя добра 2013г»;

-  грамота главы района за активное участие в конкурсе  на лучшее молодежное общественное объединение муниципального района «Красночикойский район»;

- благодарственное письмо главы муниципального района «Красночикойский район» Сильванович Кристине Александровне, лидеру волонтерского отряда «Маяк»;

- диплом победителя деловой игры «Мы молодые – нам выбирать».

         Анализируя работу волонтерского отряда, я прихожу к выводу, что в период стремительной глобализации и информации жизненного пространства, засилия  рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте. Волонтерство в школе имеет огромное нравственно- воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Именно поэтому волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Организация волонтерского движения, как один из способов в процессе социализации и самореализации учащихся

Организация волонтерского движения, как один из способов в процессе социализации и самореализации учащихся

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: · всемерно поддерживать ученические инициативы; · содействовать всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции; ·…

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: · всемерно поддерживать ученические инициативы; · содействовать всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции; ·…

Благоустройство села Шимбилик : осуществление работ по уборке мусора по окраинам села, очищение берегов реки от мусора, покраска спортивной площадки, уборка памятника погибшим войнам, участие…

Благоустройство села Шимбилик : осуществление работ по уборке мусора по окраинам села, очищение берегов реки от мусора, покраска спортивной площадки, уборка памятника погибшим войнам, участие…

Профилактические беседы, направленные на личность учащегося, необходимо вести силами родителей, педагогов, психолога

Профилактические беседы, направленные на личность учащегося, необходимо вести силами родителей, педагогов, психолога

Не высокий уровень компетентности и готовности родителей к участию ребят в волонтерской деятельности

Не высокий уровень компетентности и готовности родителей к участию ребят в волонтерской деятельности

Психологическая атмосфера в коллективе

Психологическая атмосфера в коллективе

Основным результатом своей работы я считаю - формирование в ходе деятельности более ответственной, толерантной, адаптированной, здоровой личности

Основным результатом своей работы я считаю - формирование в ходе деятельности более ответственной, толерантной, адаптированной, здоровой личности

поэтому волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы .

поэтому волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2022