СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С БУДУЩИМИ ПРИЁМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ
Оценка 4.9

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С БУДУЩИМИ ПРИЁМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
04.03.2022
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С БУДУЩИМИ ПРИЁМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ
в работе описано содержание и методика работы с будущими приемными родителями
И С Толстопятова Знанио.docx

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С БУДУЩИМИ ПРИЁМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

И.С. Толстопятова, С.В. Митросенко, Е.Н. Кузнецова

Лесосибирский филиал  

КГКУ  "Центр развития семейных форм воспитания",

г. Лесосибирск

 

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка. В противном случае, такая мера, как лишение родительских прав, просто не имела бы места. Воспитание приемного ребенка сопряжено с большим количеством трудностей. На формирование личности приемного ребенка значительное влияние оказывают личностные качества приемных родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. 

Достаточно многие  кандидаты в приемные родители недооценивают трудности, с которыми им придется столкнуться при принятии ребенка в семью. И как следствие, возникают случаи отказа от детей. Недостаточная степень подготовки родителей и «корыстная выгода» и обусловливают возникновение вторичного сиротства. Подобные проблемы в организации и функционировании приемной семьи и порождают необходимость предварительной работы педагогов-психологов с кандидатами в приемные семьи.

Согласно исследованиям С.А. Митросенко, приемные родители должны обладать следующими знаниями и умениями:

Знания:

1)                законодательства о защите детей;

2)                основ медицинских знаний, основ сохранения здоровья детей;

3)                основ гигиены;

4)                норм детского питания;

5)                основ безопасности жизнедеятельности;

6)                факторов и условий, вызывающих задержки психического и физического развития;

7)                особенностей психического и физического развития ребенка на разных возрастных этапах;

8)                методов воспитания и развития, соответствующим возрастному этапу развития ребенка;

9)                методов и приемов социально-педагогической поддержки:

10)           особенностей социальной адаптации детей-сирот, знание проблем, возникающих в собственной семье в связи с принятием и адаптацией приемного ребенка;

11)           последствий перехода ребенка из одной приемной семьи в другую;

12)           причин ухода детей из замещающей семьи;

13)           прав и обязанностей замещающих родителей;

14)           границ ответственности в связи с принятием ребенка в семью.

15)           специфики отношений ребенка с кровной семьей;

16)           специфики подготовки ребенка к встрече с кровной семьей.

Умения:

1)                создавать безопасные условия жизни приемных детей-сирот.

2)                распознавать задержки психического и  физического развития у детей;

3)                применять оптимальные методы работы с детьми;

4)                развивать и поддерживать адекватную самооценку ребенка;

5)                развивать базовые жизненные навыки ребенка;

6)                использовать методы и приемы коррекции в процессе воспитания детей;

7)                эмоционально поддержать ребенка;

8)                развивать социальные контакты ребенка;

9)                создавать условия для успешной социализации детей-сирот в микросоциуме;

10)            создавать условия семейного благополучия;

11)            создавать условия для успешной адаптации ребенка в приемной семье;

12)            умение вести себя в рамках границ ответственности;

13)            создавать условия для контактов приемного ребенка с кровной семьей;

14)            корректировать последствия контактов ребенка с кровной семьей.

 

 Подготовка кандидатов в приемные родители  проводится  в несколько этапов по нескольким направлениям.

Основное содержание первого этапа – это собеседование. Целью первичного собеседование является знакомство педагога-психолога с будущими приемными родителями. Работа проводится с каждым кандидатом или семейной парой индивидуально.

 План собеседования:

1.     Работа.

2.     Состав семьи.

3.     Мотивация.

4.     Тайна усыновления.

5.     Родительские навыки кандидата, опыт общения с детьми.

6.     Родительская семья кандидата, стили воспитания в семье.

7.     Информация об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей.

8.     Наличие положительных и отрицательных показателей в семье кандидата (сильные и слабые стороны кандидата и его семьи).

 Главными вопросами первичного собеседования являются вопросы о причине принятия решения взять ребенка в семью, и каким образом данное решение пришло к кандидату. Ответы на эти вопросы позволяют понять мотивацию будущего приемного родителя.  Метод работы – интервьюирование.

На втором этапе, опираясь на результаты собеседования, проводится диагностика, целью которой служит изучение личностных качеств будущих родителей, определение состояния семейной системы кандидатов, их мотивации принятия ребенка в семью.  Диагностика проводится индивидуально с каждым претендентом. При этом используются такие методы как анкетирование, тестирование, сочинение. Для полной диагностики педагог-психолог предлагает кандидатам в приемные семьи ответить на вопросы анкет, тестов, опросников. Так, для изучения личностных особенностей используется «Многофакторный личностный опросник», разработанный Р.Б. Кеттеллом; для определения состояния семейной среды – опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АВС) Э.Г. Эйдемиллера, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волкова,   Методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI Е.С. Шефер и Р. К. Белл;  Опросник М.С. Ермихиной «Сознательное родительство»; для исследования мотивации принятия ребенка в семью – анкета, составленная сотрудниками школы приемных родителей.

Третий этап работы с будущими приемными родителями – знакомство кандидатов с теоретическими вопросами воспитания приемного ребенка и его психологическими особенностями. Цель данного этапа – формирование у кандидатов в приемные родители знаний необходимых для воспитания ребенка и решения возникших проблем. Работа проводится со всей группой кандидатов.

Основные вопросы теоретического этапа подготовки:

1.       Подготовка родных и близких к приему ребенка в семью.

2.        Удовлетворение потребности в развитии: потери.

3.       Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях внесемейного воспитания.

4.       Привыкание ребенка к замещающей семье. Основные проблемы, подходы к их решению.

5.       О тайне усыновления.

6.       Ребенок, разлученный с семьей. Привязанность в жизни ребенка.

7.       Возрастные особенности развития детей.

8.       «Книга жизни» как способ сохранить прошлое ребенка.

9.       Воспитание ребенка в семье. Поощрение и наказание детей Половое воспитание ребенка.

10.   Способы эффективного общения с ребенком. Конструктивное разрешение конфликтов.

Важное условие – создание доверительной атмосферы на занятиях, которая позволит раскрыться каждому кандидату, осознать всю важность принятого решения.

Формы работы – лекции, семинары, тренинги.

Четвертый этап – беседа с уже состоявшимися приемными родителями. Цель – помочь будущим приемным родителям получить возможность живого общения с родителями, которые прошли период адаптации и получили опыт воспитания приемных детей. Это поможет кандидатам разобраться в своих чувствах и намерениях, более осознанно подойти к принятию важного решения. Форма работы – беседа. Вид работы – групповая.

Заключительный, пятый, этап – итоговое тестирование и собеседование с кандидатами. Цель – выявить степень усвоения материала, определить мотивацию будущих приемных родителей.

Выбор формы работы в процессе подготовки кандидатов обусловлен ориентацией на актуализацию внутренних воспитательных ресурсов приемной семьи, активное применение полученных знаний и навыков.

Главное направление работы педагога-психолога с кандидатами в приемные родители – осознание собственных мотивов и ожиданий, оценке ресурсов потенциальных родителей в успешной адаптации и воспитании приемного ребенка, определение возможных рисков и угроз. Именно эта работа позволяет отследить кандидатов с неконструктивной мотивацией, отсутствием семейных ресурсов, что ведет к распаду приемной семьи и, как следствие, к вторичному сиротству.

Библиографический список

1.     Абросимова О.Б., Ермошенко Е.Н., Взаимоотношения детей в семье: родной и приемный ребенок. – Красноярск: краевое государственное казенное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2016. -31 с.

2.     Полякова О.Б., Формирование мотивации к приёму ребенка в семью у кандидатов в замещающие родители/Молодежная наука: тенденции развития. 2017. № 2 (2). С. 19-25.

3.       Пяткова Е.И., Соцально-психологический портрет кандидата в приемные родители на примере г. Архангельска. Приемная семья. 2014. №1.  с. 15-21.

4.     Технологии работы с замещающими семьями: учебное пособие / З.У. Колокольникова, Н.В. Басалаева, С.В. Митросенко. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 226 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Умения: 1) создавать безопасные условия жизни приемных детей-сирот

Умения: 1) создавать безопасные условия жизни приемных детей-сирот

Подготовка кандидатов в приемные родители проводится в несколько этапов по нескольким направлениям

Подготовка кандидатов в приемные родители проводится в несколько этапов по нескольким направлениям

Для полной диагностики педагог-психолог предлагает кандидатам в приемные семьи ответить на вопросы анкет, тестов, опросников

Для полной диагностики педагог-психолог предлагает кандидатам в приемные семьи ответить на вопросы анкет, тестов, опросников

Воспитание ребенка в семье. Поощрение и наказание детей

Воспитание ребенка в семье. Поощрение и наказание детей

Центр развития семейных форм воспитания», 2016

Центр развития семейных форм воспитания», 2016
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2022