"Организация дифференцированного обучения"
Оценка 4.8

"Организация дифференцированного обучения"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
физика
Взрослым
05.01.2017
"Организация дифференцированного обучения"
В настоящее время главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Необходимо выявлять и использовать ресурсы, заложенные в структуре личности ученика. Одним из подходов, обеспечивающих формирование творческой личности является разноуровневый характер дифференцированного обучения, порождающийся психолого-педагогическими предпосылками: -усилением внимания к личности обучаемого в образовании; -учетом различных интересов учащихся, их мотивов к учению, наклонностей, способностей и пр.; -учетом индивидуальности характера усвоения знаний через личностное осмысление; -стремлением учащихся к разнообразию организационных форм содержания и средств обучения.
Методика организации дифференцированного обучения на занятиях по физике.docx

Методика организации дифференцированного обучения на занятиях по физике

 

В настоящее время главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора.

Необходимо выявлять и использовать ресурсы, заложенные в структуре личности ученика.

Одним из подходов, обеспечивающих формирование творческой личности является разноуровневый характер дифференцированного обучения, порождающийся психолого-педагогическими предпосылками:

l  усилением внимания к личности обучаемого в образовании;

l  учетом различных интересов учащихся, их мотивов к учению, наклонностей, способностей и пр.;

l  учетом индивидуальности характера усвоения знаний через личностное осмысление;

l  стремлением учащихся к разнообразию организационных форм содержания и средств обучения.

l         Объектом изучения выбран учебно-воспитательный процесс по физике в условиях дифференцированного обучения.

        Предметом изучения является задачный метод – одно из средств организации и проведения дифференцированного обучения учащихся физике.

       Целью изучения является создание методики реализации дифференцированого обучения учащихся физике посредством задачного метода.

                Цель исследования обусловила следующие задачи:

Проанализировать психолого – педагогическую и научно – методическую литературу.

Разработать модель взаимодействия учащихся и преподавателя, а также учащихся между собой в условиях дифференцированного обучения на занятиях физике.

Разработать методику реализации задачного метода как одного из средств дифференцированного обучения учащихся физике в колледже.

Определение понятия задачного метода в психолого-педагогической и методической литературе.

Учебные задачи выполняют определенные функции. Они позволяют учащимся овладеть некоторым процессом, способом или «механизмом» выполнения каких-либо теоретически и практически значимых действий. Основное назначение задачи – усвоение самого действия, направленного на овладение системой знаний.

«…физическая учебная задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе использования законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике, умениями применять их на практике и развитие мышления»(А.В. Усова и Н.Н. Тулькибаева ).

             Под задачей мы будем понимать средство организации учебно – воспитательного процесса, выступающее в виде сложной дидактической системы, компонентами которой являются ее содержание(задачная система) и решающая система(методы, способы и средства решения).

             Под решением задачи будем понимать определенный вид деятельности учащихся, обуславливающее переход задачной системы из исходного состояния в требуемое.

             Великий русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».

              Для успешного осуществления индивидуальной работы очень важно знать не только наиболее общие особенности учащихся, проявляющиеся в теоретической и практической деятельности, но и выявлять специфические особенности, которые играют важную роль в процессе обучения подрастающего поколения.

             Задача активного изучения индивидуальных качеств учащихся наиболее заострена в первое время работы с обучаемыми. С самого начала проявляются не только положительные особенности, но и их отрицательные тенденции. Поэтому важно как можно скорее изучить учащихся.

l        Необходимо знать, что при изучении индивидуальных особенностей могут встретиться трудности.

l  Например, такие особенности, как практическая смекалка, склонность к основательному выполнению заданий и др., могут быть замаскированы такими качествами, как лень, недисциплинированность. Поэтому важно «докапываться» до замаскированных возможностей учащихся и проводить работу по их реализации.

l  Трудности в изучении индивидуальных особенностей возникают ввиду временных состояний учащихся: тяжелых переживаний, переутомления, возбуждения, заметно влияющих на поведение и деятельность (ослабление внимания, нарушение контроля, допущение ошибок и т.д.).

l  В образовании важную роль играют особенности физического развития и состояние здоровья учащихся.

l   индивидуальности ученика нельзя рассматривать его изолированно от особенностей коллектива, от взаимоотношений его членов.

l  Организуя работу с учащимися, надо учитывать не только их индивидуальные, но и возрастные особенности.

                                                              

Организация работы с учащимися.

 Метод наблюдения.

Метод беседы.

Метод анамнеза.

Метод эксперимента

Метод обобщения независимых характеристик.

 Метод изучения продуктов деятельности.

Метод анкеты.

Для организации дифференцированного процесса обучения решению количественных и качественных  задач   составим цикл  взаимосвязанных и организованных в систему задач, удовлетворяющих следующим требованиям:

l   Система задач должна быть взаимосвязанной;

l  Система задач должна быть единой для всех учащихся, с возможностью выбора индивидуальной последовательности задач;

l  Все задачи (за исключением нестандартных задач) по определенной теме классифицируются на основе элементов знаний, использованных при их решении, т.е. в одну подсистему должны попасть задачи, в процессе решения которых используется один и тот же набор базовых знаний;

l  Задачи в подсистемах (названные в требовании 3) должны находиться в некоторой последовательности друг за другом, где предыдущие задачи подсистемы могут содержаться в последующих, в качестве подзадач;

l  Система задач должна обеспечивать постепенное нарастание сложности задач на базе их внутренней структуры;

l  Группа задач в системе, рассчитанная на оценку «3», должна удовлетворять стандартам обязательной общеобразовательной подготовки.
Основные критерии сформированности умения решать физические задачи:

  1. Знание основных операций, из которых складывается процесс решения задач, и умение их выполнять.
2. Усвоение структуры совокупности операций.
3. Перенос усвоенного метода решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам и предметам.

При реализации дифференцированного обучения должны выполнятся все функции, которые несет в себе задачный метод. Для этого необходимо применять на уроке комбинацию из количественных и качественных задач различного типа.

         При организации дифференцированного обучения средствами задачного метода необходимо реализовать следующие принципы: гармонического развития ученика; преемственности и перспективности; систематичности и последовательности в работе с каждым учеником; принцип интенсивного развития способных учащихся; принцип работы всех учащихся на уровне трудности, определяемой зоной ближайшего развития, т.е. на уровне посильной трудности; принцип усиления роли самостоятельности и творчества в работе.

На основании вышеизложенного предлагаю следующую структуру построения дифференцированного обучения учащихся физике средствами задачного метода:

      опираясь на  выделенные уровни сформированности понятий, умений и навыков, обученности класс разделить на три группы;

      определенной группе учеников для самостоятельного решения можно предлагать задачи, уровень которых не намного выше наличного уровня обученности учащихся данной группы;

      определенной группе учеников при решении задач в классе можно давать задачи любого типа, но должна отличаться степень помощи ученикам;

      при определении домашнего задания необходимо также ориентироваться на уровень обученности учащихся, находящихся в той или иной группе.

l  При таком подходе к определению заданий различным группам решается несколько задач:

l  Все учащиеся успешно справляются с задачами, которые выполняются обязательно, что стимулирует у них положительную мотивацию к решению физических задач и к изучению предмета в целом.

l  Нейтрализуется некорректное распределение учащихся по типологическим группам, т.к. учащиеся могут выполнять задания по выбору и по желанию. Все зависит от уровня обученности данного ученика.

l  Происходит непрерывный рост уровня обученности решению физических задач и уровня обученности по предмету у учащихся всего класса, т.к. по мере овладения учащимися деятельностью по решению задач в аспекте формирования физических понятий им предлагаются задачи различных типов с учетом уровня их обученности физике.

l  Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации.

l  Использовать уровневый тематический контроль удобнее всего работая крупными блоками.

l  Содержание контролирующих работ должно быть заранее известно учащимся в той или иной форме.

l  Сужение списка типовых задач не означает снижения уровня преподавания физики.

l  Последовательное продвижение учащимися по уровням усвоения может осуществляться в индивидуальном для каждого ученика темпе.

l  Работая таким образом легко осуществить принцип добровольности в выборе уровня усвоения материала.

l  Использование уровневого подхода дает возможность целенаправленно отбирать материал и в соответствии с целью выбирать формы проведения учебных занятий.

l  Оценка должна отражать уровневый подход при контроле.

l  Уровневый контроль, осуществляемый с помощью тестирования, завершается уровневой контрольной работой.

                                  ВЫВОД

        

          Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную среду для развития, воспитания  и сохранения здоровья обучающихся.


 

Методика организации дифференцированного обучения на занятиях по физике

Методика организации дифференцированного обучения на занятиях по физике

Разработать методику реализации задачного метода как одного из средств дифференцированного обучения учащихся физике в колледже

Разработать методику реализации задачного метода как одного из средств дифференцированного обучения учащихся физике в колледже

Необходимо знать, что при изучении индивидуальных особенностей могут встретиться трудности

Необходимо знать, что при изучении индивидуальных особенностей могут встретиться трудности

Система задач должна быть взаимосвязанной; l

Система задач должна быть взаимосвязанной; l

На основании вышеизложенного предлагаю следующую структуру построения дифференцированного обучения учащихся физике средствами задачного метода: опираясь на выделенные уровни сформированности понятий, умений и навыков, обученности класс…

На основании вышеизложенного предлагаю следующую структуру построения дифференцированного обучения учащихся физике средствами задачного метода: опираясь на выделенные уровни сформированности понятий, умений и навыков, обученности класс…

Сужение списка типовых задач не означает снижения уровня преподавания физики

Сужение списка типовых задач не означает снижения уровня преподавания физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017