Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка
Оценка 5

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Детсад
12.03.2017
Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка
Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они , погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Цель исследования - рассмотреть проблему экологического образования дошкольников. Задачи исследования: 1. Изучить содержание экологического воспитания дошкольников в современном ДОУ. 2. Определить цели и задачи экологического образования дошкольников. 3. Обосновать принципы отбора содержания экологического образования дошкольников. Объект исследования - процесс экологического воспитания дошкольников. Предмет исследования - проблемы экологического воспитания и образования в ДОУ. 4. Изучить комплексное использование разных видов деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе. 3. Разработать программу по экологическому образованию детском саду для старших дошкольников. Объект исследования - процесс экологического образования дошкольников. Предмет исследования - проблемы экологического образования в ДОУ.Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка
Методическая разработка Поздериной Ю.В..docx
Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка Поздерина Юлия Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ  «Промышленновский д/с № 6», Кемеровская область, Промышленновский  район, пгт Промышленная. Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение «Промышленновский детский сад № 6» 652380 Кемеровская область, Промышленновский район, пгт Промышленная, ул. Кооперативная, 10 электронная почта: [email protected]; сайт:detsad6­prom.ucoz.ru;  тел. 8 (384­42) 7­44­75 Организация экологического  образования в детском саду Методическая разработка                                                                         Выполнила: .                                                                      Поздерина Юлия Вячеславовна,                                                                        старший воспитатель МБДОУ                                                                         «Промышленновский д\с № 6» пгт Промышленная Оглавление Введение Глава 1. Обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников 1.1 Экологическое образование  дошкольников в современном ДОУ 1.2 Цели и задачи экологического образования дошкольников 1.3.Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников Глава 2. Организация экологического образования в детском саду 2.1.Комплексное   использование   разных   видов   деятельности   детей   для становления их осознанного отношения к природе. Заключение Список использованной литературы Приложение. Введение Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества   на   окружающую   среду   стала   очень   острой   и   приняла   огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе   глубокого   понимания   законов   природы,   учет   многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек ­ это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня   не   только   как   проблема   сохранения   окружающей   среды   от загрязнения   и   других   отрицательных   влияний   хозяйственной   деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся   взаимодействие   с   нею.   Такое   взаимодействие   осуществимо при   наличии   в   каждом   человеке   достаточного   уровня   экологической культуры,   экологического   сознания,   формирование   которых   начинается   с детства и продолжается всю жизнь. В   условиях   надвигающейся   экологической   катастрофы   громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта   его   постоянной   заботы.   Формирование   экологического   сознания   ­ важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит   оттого,   что   детский   сад   всегда   мало   уделял   внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более   нельзя   обойтись   без   радикальных   и   всесторонних   изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе они , погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру   и   ответственность.  И   начинать   экологическое   воспитание   надо   с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дошкольный   возраст   ­   самоценный   этап   в   развитии   экологической культуры человека. В  этот  период  закладываются  основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок   начинает   выделять   себя   из   окружающей   среды,   развивается эмоционально­ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно­экологических   позиций   личности,   которые   проявляются   во взаимодействиях   ребенка   с   природой,   в   осознании   неразрывности   с   ней. Благодаря   этому   возможны   формирование   у   детей   экологических   знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность   в   решении   некоторых   экологических   проблем.   При   этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они ­   необходимое   условие   выработки   эмоционально­нравственного   и действенного отношения к миру. Детский   сад   является   первым   звеном   системы   непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача   формирования   у   дошкольников   основ   культуры   рационального природопользования. Цель исследования ­ рассмотреть проблему экологического образования дошкольников. Задачи исследования: 1.   Изучить   содержание   экологического   воспитания   дошкольников   в современном ДОУ. 2.   Определить   цели   и   задачи   экологического   образования дошкольников.          3. Обосновать принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.   Объект   исследования   ­  процесс   экологического   воспитания дошкольников. Предмет исследования ­ проблемы экологического воспитания и образования в ДОУ. 4.   Изучить   комплексное   использование   разных   видов   деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе. 3. Разработать программу по экологическому образованию детском саду для старших дошкольников. Объект   исследования   ­   процесс   экологического   образования   Предмет   исследования   ­   проблемы   экологического дошкольников. образования в ДОУ. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения. Теоретической   основой   данной   работы   послужили   работы   таких авторов, как: Николаева С.Н., Коломина Н.В., Голицына Н.С. и других. При   написании   работы   нами   были   использованы   следующие   методы научного   исследования:   сравнительный   метод;   изучение   монографических публикаций и статей; аналитический метод. Глава 1. Обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников 1.1 Экологическое образование дошкольников в современном ДОУ Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка   ­   это   период   его   бурного   роста   и   интенсивного   развития,  период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением   первых   семи   лет   является   становление   самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно­природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех   людей   Николаева   С.Н.   Методика   экологического   воспитания дошкольников: Учебное пособие. ­ М.: Академия, 2009. ­ с. 27.. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.   Д.   Ушинский   был   за   то,   чтобы   «вести   детей   в   природу»,   чтобы сообщать   им   все   доступное   и   полезное   для   их   умственного   и   словесного развития. Идеи   ознакомления   дошкольников   с   природой   получили   дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических   работах   (О.   Иогансон,   А.   А.   Быстров,   Р.   М.   Басс,   А.   М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим   подспорьем   для   практиков   дошкольного   воспитания   были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко;   не   одно   поколение   воспитателей   училось   по   учебнику   С.   А. Веретенниковой.   Большую   роль   сыграли   работы   ведущих   педагогов   и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного   метода   ознакомления   с   окружающим,   накопления,   уточнения   и расширения   достоверных   сведений   о   природе   (З.   Д.   Сизенко,   С.   А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Большое   значение   в   научном   обосновании   методики   ознакомления   с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950­е годы на   кафедрах   дошкольной   педагогики   пединститутов.   Одно   из   первых   ­ исследование   Э.   И.   Залкинд,   посвященное   ознакомлению   дошкольников   с птицами,   ­   показало,   как   важна   правильная   организация   чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям   много   впечатлений,   которые   преобразуются   в   конкретные   и обобщенные представления, способствуют развитию речи. В   начале   1970­х   годов   начали   проводиться   педагогические исследования,   которые   в   дальнейшем   вошли   в   ядро   теоретико­ экспериментального   обоснования   методики   экологического   воспитания дошкольников.   Это   было   связано   с   новыми   идеями,   инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения   ­   привнесения   в   него   теоретических   знаний,   отражающих закономерности   окружающей   действительности;   2)   построения   системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей   Поломошнова   О.Ю.   Об   экологическом   воспитании   дошкольников   // Начальная школа плюс До и После. ­ 2008. ­ № 2. ­ С. 47.. Реализацией   этой   идеи   в   сфере   дошкольного   воспитания,   которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН).   Психологи   обосновали   положение   о   том,   что   дети   дошкольного возраста   могут   усвоить   систему   взаимосвязанных   знаний,   отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет   доступна   наглядно­образному   мышлению,   преобладающему   в   этом возрасте. В   дошкольной   педагогике   начались   исследования   по   отбору   и   отражающих   ведущие систематизации   природоведческих   знаний, закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.)   и   неживой   (И.   С.   Фрейдкин   и   др.   )   природы.   В   исследованиях, посвященных   живой   природе,   в   качестве   ведущей   была   выбрана закономерность,   которой   подчиняется   жизнь   любого   организма,   а   именно зависимость   существования   растений   и   животных   от   внешней   среды.   Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых   с   точки   зрения   экологии   процессов:   углубления   экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом   и   в   России   в   этот   период   происходило   становление   нового образовательного   пространства   ­   системы   непрерывного   экологического образования:   проводились   конференции,   съезды,   семинары,   создавались программы,   технологии,   учебные   и   методические   пособия   для   различных категорий  учащихся Николаева  С.Н.  Методика  экологического  воспитания дошкольников: Учебное пособие. ­ М.: Академия, 2009. ­ с. 32.. В   нашей   стране   формировалась   общая   Концепция   непрерывного экологического   образования,   начальным   звеном   которой   является   сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают   экологической   культурой:   понимают   общие   для   всех   людей проблемы   и   беспокоятся   по   их   поводу,   показывают   маленькому   человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. ­ СПб.: Детство­Пресс, 2003. ­ с. 11.. В   связи   с   этим   в   90­е   годы   в   России   было   создано   значительное   направленных   на   экологическое   воспитание количество   программ, дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены   психологические   аспекты   экологического   образования дошкольников . Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях   элементов   экологического   сознания,   она   демонстрирует   всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана  на основе  авторской концепции,   предполагающей   индивидуализацию   личностного   развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования   и   воспитания   старших   дошкольников  «Жизнь   вокруг   нас» ,  в центре  которой  личностное  развитие  ребенка.  Дети  получают  информацию экологического  содержания,  на  эмоционально­положительной   основе  у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе. Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной­Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где   я   живу»   (окружающая   среда),   «как   я   живу»   (поведение   и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности   природы   и   ее   единстве   с   человеком,   о   жизненно   необходимых проявлениях   человека,   растений   и   животных   помогают   развить   в   детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие. Творческий   поиск   педагогов   и   психологов   в   целом   ряде   программ направлен   на   развитие   в   детях   эстетического   отношения   к   природе   и окружающему миру. Программа   В.   И.   и   С.   Г.   Ашиковых   «Семицветик»   нацелена   на культурно­экологическое   образование   детей,   развитие   в   них   начал духовности,   богатой,   творческой   саморазвивающейся   личности.   Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет   действовать,   какие   поступки   совершать.   Программа   предполагает совместную   творческую   деятельность   детей   и   взрослых   в   детском   саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий   кругозор,   нравственное   начало   отношении   к   окружающему   миру. Основой  программы  является  восприятие  красоты  в  природе, в  созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты ­ в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека­ созидателя   народных   и   национальных   героев,   подвижников   мировой культуры,   вошедших   в   летописи   и   оставивших   добрый   след   на   Земле Поломошнова   О.Ю.   Об   экологическом   воспитании   дошкольников   // Начальная школа плюс До и После. ­ 2008. ­ № 2. ­ С. 48.. Программа   Т.   А.   Копцевой   «Природа   и   художник»   сочетает   в   себе формирование у детей 4­6 лет представлений о природе как живом организме и   развитие   их   творческой   деятельности.   Средствами   изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир­человека» «Мир искусства» ­ посредством системы творческих заданий развивают   у   дошкольников   эмоционально­ценностное   отношение   к   миру,  а также их собственные творческие навыки и умения К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы»,   предназначенную   для   воспитания   дошкольников   4­6   лет   в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес   к   природе,   желание   общаться   с   ней   и   творческое   самовыражение детей   в   различных   видах   художественной   деятельности.   Особенность программы   ­   в   ее   организации   на   каждом   занятии,   которое   длится   два академических   часа,   дети   «погружаются»   вместе   педагогом   в   уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка   природы,   просмотр   слайдов,   слушание   музыки,   творческая деятельность   самих   детей   ­   рисование,   сочинение   сказок,   театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка ­ именно чувство   природы   должно   стать   основой   дальнейшего   экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их   замечательной   приспособленности   к   среде   обитания.   В   последний   год обучения   дети   получают   очень   широкий   круг   представлений   о   Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его. Большое   значение   в  экологическом   воспитании   дошкольников   имеют программы,   направленные   на   становление   начал   экологической   культуры через   познание   экологических   закономерностей   природы   Николаева   С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. ­ М.: Академия, 2009. ­ с. 48.. Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом ­ природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5­6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе,   которые   и   помогают   им   обрести   начала   экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему   здоровью.   Программа   предусматривает   выработку   у   детей   первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков   практического   участия   в   природоохранной   деятельности   в   своем крае. Программа   «Наш   дом­природа»   состоит   из   десяти   блоков.   Каждый включает   обучающий   и   воспитывающий   компоненты­знания   о   природе   и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть   красоту   и   др.)   Половина   программы   (пять   блоков)   рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой   природе   ­   растениям   ,   животным   и   экосистеме   леса,   два   ­ взаимодействию   человека   с   природой.   Программа   имеет   методическое обеспечение   ­   разработку   по   созданию   развивающей   среды   в   дошкольном учреждении,   рекомендации   по   ознакомлению   детей   с   водой,   воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют   реальную   опасность   для   природы   планеты.   Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны   экологические   сказки,   придуманы»письма   животным»,   создан экологический   проект   «Мое   дерево».   Программа   Н.   А.   Рыжовой   имеет продолжение в начальной школе. Одной   из   первых   в   90­х   годах   появилась   программа   С.   Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания   дошкольников.   «Юный   эколог»   включает   две   подпрограммы   ­ программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры   у   детей   и   развития   ее   у   взрослых,   их   воспитывающих   (ведь воспитатель,   являющийся   носителем   экологической   культуры   важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное   обоснование,   сориентирована   на   личностный   подход   к ребенку и всестороннее его развитие. Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как   закономерные   проявления   морфофункциональной   приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как   сходство   разных   живых   существ,   проживающих   в   однородной   среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении   и   на   участке   ДОУ)   в   достаточном   количестве   самих   объектов природы ­ растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый ­ это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано,   что   без   воды,   воздуха,   почвы   невозможна   жизнь   растений, животных   и   человека,   что   планета   Земля,   в   отличие   от   других   планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку ­ он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый ­ это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в   своей   среде   обитания   и   в   сообществе)   эти   законы   можно   интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять , приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания ­ это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится   на   эмоционально­чувственной   основе,   проявляемой   ребенком   в разных видах деятельности Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ­ 4­е изд., испр. и доп.­ М.: Москва ­ Синтез, 2006. ­ с. 14.. В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России.   Педагоги,   экологи   разрабатывают   программы   экологического образования   детей   с   учетом   местных   природных   и   социальных   условий, национальных   традиций   (в   Петербурге   и   области,   в   Якутии,   Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи). Примером   может   служить   программа   «Непреходящие   ценности природы   «   Е.   В.   Пчелинцевой­Ивановой,   а   также   региональная   программа дошкольного   образования   Ставраполья   «Планета   детства»,   в   которой   в естественно­научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова). Таким   образом,   обзор   ряда   программ   экологического   образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов ­ понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его   взаимодействия   с   природой.   А   для   этого   нужно   интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. 1.2 Цели и задачи экологического образования дошкольников Формулировка   цели,   задач   во   многом   определяет   и   содержание образования.   Как   справедливо   отмечает   известный   специалист   в   области экологического   образования   И.Д.   Зверев,   до   настоящего   времени   «нет однозначного   и   приемлемого   определения   главной   цели   экологического образования».   Особенно   этот   вопрос   актуален   для   экологического образования   дошкольников   как   нового   направления   (включая   образование детей,   родителей,   педагогов).   И.Д.   Зверев   предлагает   рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и   развития   личности,   направленный   на   формирование   системы   знаний   и умений,   ценностных   ориентаций,   нравственно­этических   и   эстетических отношений,   обеспечивающих   экологическую   ответственность   личности   за состояние   и   улучшение   социоприродной   среды».   Он   подчеркивает,   что педагогические   задачи   экологического   образования   касаются:   обучения (овладение   знаниями   о   взаимосвязи   природы,   общества   и   человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания   (ценностные   ориентации,   мотивы,   потребности,   привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать   экологические   ситуации;   оценивать   эстетическое   состояние среды). Г.А.   Ягодин   неоднократно   указывал   на   мировоззренческий   характер экологического   образования,   так   как   оно   «должно   развить   мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия   в   целом   вопросов».   Он   подчеркивает,   что   экологическое образование ­­ это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития   и   жизни   следующих   поколений   людей.   С   этих   позиций   данным автором   выделен   ряд   задач   в   области   экологического   образования,   среди которых,   на   наш   взгляд,   к   уровню   дошкольников   приемлемы   следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой. Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе   и   дошкольной)   активно   употребляется   термин   «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в   других   формирование   экологической   культуры   рассматривается   как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным   определение   В.А.   Ясвина:   «Экологическая   культура   ­­   это способность   людей   пользоваться   своими   экологическими   знаниями   и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая   культура,   могут   обладать   необходимыми   знаниями,   но   не применять   их   в   своей   повседневной   жизни   Николаева   С.Н.   Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. ­ М.: Академия, 2009. ­ с. 60.. В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей,   задач   и   терминологии   экологического   образования.   В   отличие   от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ,   пособий   для   дошкольников   чаще   всего   используют   термины «экологическое   воспитание»   и   «экологическая   культура».   Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только   в   последние   годы   и   обычно   употребляется   как   синоним экологического   воспитания.  Такая   ситуация   объясняется   рядом   причин.  В предыдущий   период   по   отношению   к   дошкольникам   применялся   термин «дошкольное   воспитание»,   подразумевающий   и   обучение,   и   воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же   время   в   системе   непрерывного   экологического   образования   в   качестве интегрального   понятия   используется,   как   уже   отмечалось,   термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное   «образовательное   пространство   детского   сада», образование», «образовательные   программы»,   а   сами   детские   сады   официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование   термина   «экологическое   образование   дошкольников».   При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание   и   обучение   могут   играть   разную   роль   (так,   для   дошкольников важнее воспитание, чем обучение). Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражения «образование в области окружающей среды», «образование   для   устойчивого   развития».  Как   правило,   эти   термины   чаще используются   в   зарубежных   странах,   они   шире,   чем   экологическое образование Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических   представлений   в   первой   младшей   группе   детского   сада. Конспекты занятий ­ М.: Мозаика ­ Синтез, 2008. ­ с. 16.. Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня   осознанного   отношения,   выраженного   в   поведении,   отношении   к природе,   людям,   себе,   месту   в   жизни»   (Н.А.   Соломонова),   воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме   сознания»   (Г.Филиппова).   Е.Ф.   Терентьева   предполагает,   что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования   осознанно­правильного   отношения   к   окружающей   природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры ­­ «это   становление   осознанно­правильного   отношения   к   природе   во   всем   ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько   отличается   точка   зрения   Т.В.   Потаповой.   Данный   автор перечисляет   целый   комплекс   целей   образования   ребенка   в   области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по   отношению   к   своей   среде   обитания;   элементарные   знания   о   различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического   труда   человека   в   преобразовании   живой   и  неживой   природы; элементарные   навыки   неразрушающего   общения   с   дикой   природой   и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной   работе   под   руководством   этого   же   автора   в   качестве   цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни  в XXI  веке эколого­осознанному  восприятию явлений  окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем. Итак,   мы   выяснили,   что   в   качестве   целей   и   задач   экологического образования   авторы   чаще   всего   понимают   формирование   экологической культуры,   экологического   сознания,   мотивации   определенного   поведения, бережного отношения и любви к природе. Таким   образом,   под   экологическим   образованием   дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный   на   формирование   его   экологической   культуры,   которая проявляется   в   эмоционально­положительном   отношении   к   природе, окружающему   миру,   в   ответственном   отношении   к   своему   здоровью   и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд   взаимосвязанных   задач   в   области   обучения,   воспитания   и   развития ребенка: ∙ формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных   пониманию   ребенка­дошкольника   (прежде   всего   как   средства становления осознанно­правильного отношения к природе); ∙ развитие познавательного интереса к миру природы; ∙   формирование   первоначальных   умений   и   навыков   экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; ∙   воспитание   гуманного,   эмоционально­положительного,   бережного, заботливого   отношения   к   миру   природы   и   окружающему   миру   в   целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; ∙   формирование   умений   и   навыков   наблюдений   за   природными объектами и явлениями; ∙   формирование   первоначальной   системы   ценностных   ориентаций (восприятие   себя   как   части   природы,   взаимосвязи   человека   и   природы, самоценность   и   многообразие   значений   природы,   ценность   общения   с природой); ∙   освоение   элементарных   норм   поведения   по   отношению   к   природе, формирование   навыков   рационального   природопользования   в   повседневной жизни; ∙   формирование   умения   и   желания   сохранять   природу   и   при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков   элементарной   природоохранной   деятельности   в   ближайшем окружении; ∙   формирование   элементарных   умений   предвидеть   последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Глава 2. Организация экологического образования в детском саду 2.1 Принципы   отбора   содержания   экологического   образования дошкольников Вопрос   «Чему   учить?»   всегда   является   очень   важным,   а   для дошкольного возраста ­­ особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем,   который   начинает   работать   в   области   экологического образования.   Ведь   информации   сейчас   огромное   количество!   Принципы отбора   содержания   как   раз   и   помогают   отобрать   нужное   содержание.   Во­ первых,   мы   должны   помнить,   что   речь   идет   о   первой   ступени   системы непрерывного   экологического   образования.   Значит,   нужно   рассмотреть принципы   отбора   содержания,   разработанные   для   других   уровней образования. При этом их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден   основной   принцип   системы   непрерывного   экологического образования ­­ преемственность. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. ­ 2007. ­ № 5. ­ С. 22.. Исходя из этого, было предложено выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические   принципы   (гуманизма,   научности,   систематичности   и   специфические   для   экологического   образования др.),   принципы, (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников. Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с   совокупностью   элементарных   экологических   знаний,   которые   служат   развития основой   формирования   мотивации   действий   ребенка, познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует   искусственно   принижать   научные   знания   до   уровня   детского понимания,   с   другой   ­­   не   следует   давать   дошкольникам   знания,   которые превышают их умственный уровень развития Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. ­ М.: ТЦ Сфера, 2009. ­ с. 14.. В   экологическом   образовании   эта   проблема   приобретает   особое значение.  В  ряде  методических  разработок  можно встретить  элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать  у   детей  положительное   отношение   к   природе.  Однако   опыт показывает,   что   неправильная   информация   приводит   к   формированию   у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на   его   поведенческих   установках.   Кроме   того,   неверная   информация нарушает   преемственность   дошкольного   и   школьного   обучения   Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. ­ М.: Академия, 2002. ­ с. 102.. Возможность   изучения   детьми   дошкольного   возраста   некоторых природных   закономерностей   на   конкретных   примерах   доказана отечественными многочисленными исследованиями   (С.Н.   Николаева,   П.Г.   Саморукова,   И.А.   Хайдурова,   З.П. психолого­педагогическими     Плохий). Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает данное утверждение.   Это   означает,   что   у   ребенка   можно   и   должно   формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности. Опыт   показывает,   что   большинство   детей   дошкольного   возраста   с большим   интересом   относится   к   знаниям   о   природе,   однако   нередко   эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов. Доступность.   Крайне   важным   и   тесно   сопряженным   с   принципом научности   является   принцип   доступности   материала   для   ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей   с   абстрактной   и   малопонятной   для   них   информацией,   например,   с такой: «...за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Доступность предполагает также   значимость   для   ребенка   получаемых   знаний,   их   эмоциональную окраску.   Мне   кажется,   в   обучении   дошкольников   не   следует   употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме. Дошкольное экологическое образование даже   больше,   чем   школьное   должно   опираться   на   объекты   ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. Гуманистичность.   Данный   принцип   связан   прежде   всего   с   понятием экологической   культуры.   С   позиции   воспитания   его   применение   означает формирование   человека   с   новыми   ценностями,   владеющего   основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка   представлений   о   человеке   как   части   природы,   воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое воспитание   тесно   связано   и   с   развитием   эмоций   ребенка,   умения сочувствовать,   удивляться,   сопереживать,   заботиться   о   живых   организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира,   и   всего   ландшафта,   и   отдельного   цветка,   капли   росы,   маленького паучка. Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления   о   существующих   в   природе   взаимосвязях   и   на   основе   этих представлений   ­­   умение   прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в   дошкольном   образовании   в   силу   возрастных   особенностей   ребенка прогностичность   ограничивается   воспитанием   у   детей   привычки   и   умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности  за состояние всей планеты»   (или   окружающей   среды,   как   это   нередко   предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц   и   выращивать   растения   Иванова   А.И.   Живая   экология:   Программа экологического образования дошкольников. ­ М.: ТЦ Сфера, 2009. ­ с. 17.. Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно   сделать   для   того,   чтобы   сохранить   окружающую   его   самого   и   его близких   среду.   Он   должен   обязательно   принимать   участие   в   посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой   деятельности   происходит   становление   и   формирование   отношения «ребенок   ­­   окружающая   среда».   Так,   Г.А.   Ягодин   отмечал,   что «экологическое   образование   ­­   это   гораздо   больше,   чем   знания,   умения   и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни... Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Одно дело ­­ провести беседу о правилах поведения, и совсем другое ­­ создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать   эти   правила   на   практике.   Принцип   деятельностности   лежит   в основе   различных   экологических   проектов,   участие   в   которых   могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.   Интеграция. В настоящее   время   данный   принцип   все   более   активно   реализуется   в дошкольном   экологическом   образовании.   Важность   его   применения   интегрированным обусловлена   несколькими   причинами:   во­первых, характером   экологических   знаний   как   таковых;   во­вторых,   рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в­третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в   дошкольных   учреждениях   более   реальной   задачей,   чем   в   школе.   На дошкольном   уровне   это   отражается   в   необходимости   экологизации   всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка (о чем мы еще поговорим).  Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию.   Он   отражает   прежде   всего   целостное   восприятие   ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми   в   дошкольном   учреждении   также   должен   строиться   с   учетом целостного   подхода   (в   отличие   от   поурочных   занятий   в   школе   с преобладанием однопредметного подхода). Целостное восприятие ребенком окружающего   мира   проявляется,   на   наш   взгляд,   в   его   нежелании   делить природу на живую и неживую. Программа «Наш дом ­­ природа» предполагает вначале   введение   ребенка   в   целостный   мир   природы   и   только   затем   ­­ рассмотрение   ее   отдельных   компонентов   (воды,   воздуха,   почвы   и   т.п.) Каменева   Л.А.,   Кондратьева   Н.Н.   Мир   природы   и   ребенок.   Методика экологического   воспитания   дошкольников:   Учебное   пособие.   ­   СПБ.: Детство­Пресс, 2007. ­ с. 33.. Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве   примеров   для   дошкольников   должна   использоваться   только нейтральная, положительная или отрицательно­положительная информация. Последнее   предполагает,   что,   приводя   отрицательные   факты   влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или   вероятный   выход   из   обсуждаемой   ситуации.   Крайне   важно   при   этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах   ближайшего   окружения.   В   настоящее   время   специальная литература,  конспекты   занятий   по   экологии   нередко   содержат   негативную информацию, катастрофизм. Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком минус) будет подана информация для ребенка, тем эффективнее окажется результат. Уже в пятилетнем возрасте детям   рассказывают   о   кислотных   дождях,   которые   «отравили   землю» («страшный   дождик,   опасный   и   ядовитый»,   после   которого   «...пожелтели листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах появились черные пятна»), об   «отравленном   воздухе»,   «воде,   которую   невозможно   пить».   Особенно такой негативизм характерен при рассмотрении темы об исчезнувших, редких животных,   растениях,   которые   «умирают,   погибают»   и   которых   человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т.д. Результат «тревожного» подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми, так и воспитателями для детей. Так, на выставках можно   увидеть   детские   рисунки,   плакаты,   на   которых   природа,   будущее людей   изображаются   исключительно   в   темных,   мрачных   тонах,   а   надписи пестрят   словами   «тревога,   умирают,   просят   о   пощаде,   экологическая катастрофа» и т.п. Яркий пример ­­ плакат в защиту природы, выполненный для выставки в одном из дошкольных учреждений: на одной половине листа бумаги   на   разноцветном   фоне   нарисована   половина   улыбающегося   лица ребенка, на другой половине, закрашенной в черный цвет, к лицу ребенка в качестве   продолжения   дорисован   череп.   Вряд   ли   такой   агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет   неприятие   экологических   проблем.   Задачи   же   экологического образования   должны   быть   совершенно   другими,   а   слово   «экология»   ­­ вызывать   у   детей   положительные   эмоции,   интерес,   желание   действовать, сохранять   среду   обитания,   красоту   окружающего   мира.   Изобилие отрицательных   фактов,   изложенных   к   тому   же   в   крайне   эмоциональной окраске, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов и т.п. Так, по рассказам педагогов,   один   мальчик,   прослушав,   как   убивают   бельков,   в   течение нескольких дней находился в подавленном состоянии и даже плакал, затем сочинил стихи. Главное, из­за чего он переживал, ­­ невозможность хоть как­ то   повлиять   на   ситуацию.   Регионализм.   В   работе   с   дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Изучение   глобальных   проблем   ­­   кислотных   дождей,   утончения   озонового слоя   и   т.п.,   информация   о   которых   иногда   включается   воспитателями   в содержание занятий, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы. Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией, в чем­то даже сказкой и воспринимаются с трудом. Дошкольник   не   может   осознанно   ответить   на   вопрос   о   причинах возникновения   озоновых   дыр   (такой   вопрос   задавался   в   процессе   игры «Космос» в одном из детских садов). С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей   среде   происходит   на   основе   его   знакомства   с   помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей,   Представляется ближайшим   парком,   сквером,   лесом,   озером. нецелесообразным   и   знакомство   дошкольников   с   такими   темами,   как экологическая обстановка всего региона («Экология воды, воздуха области»). Для   целей   экологического   образования   должны   быть   подобраны   объекты, явления,   доступные   для   ребенка,   сущность   которых   он   может   познать   в процессе   детской   деятельности.   Регионализм   проявляется   и   в   отборе   для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом   его   историко­географических,   этнографических   особенностей.   Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Проведенный нами опрос дошкольников показал следующее.   На   вопрос:   «Каких   животных   ты   видел?»   ­­   дети   отвечают, называя   животных,  которых   видели   по   телевизору   или   на  иллюстрациях   в книгах, некоторые ­­ в зоопарке, реже ­­ на даче, в лесу. Практически единицы называли птиц, бабочек, обитающих в городах, рядом с ними. Поэтому крайне важно   показать   ребенку   экологические   закономерности,   особенности взаимоотношений   человека   и   природы   на   примерах   своего   региона. Системность.   В   некоторых   дошкольных   учреждениях   работа   по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не   связана   между   собой.   Наиболее   эффективным   представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний,   когда   «каждое   последующее   формирующееся   представление   или понятие   вытекает   из   предыдущего».   Принцип   системности   имеет   особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления   и   элементарные   понятия,   отражающие   основные   законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени ­­ о неживой природе Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика   экологического   воспитания   дошкольников:   Учебное   пособие.   ­ СПБ.:   Детство­Пресс,   2007.   ­   с.   39.   Преемственность.   Принципиальная особенность   системы   экологического   образования   ­­   это   преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад ­­ школа ­­ вуз   ­­   повышение   квалификации   специалистов   ­­   население.   Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников   должно   иметь   тесную   связь   со   всеми   ступенями   системы непрерывного   образования.   Так,   необходимо   соблюдать   преемственность   в работе   детского   сада   и   начальной   школы,   дошкольных   учреждений   и педагогических   колледжей,   вузов,   готовящих   будущих   специалистов.   С аналогичных   позиций   необходимо   рассматривать   и   переподготовку   кадров дошкольного   образования   на   различных   курсах   повышения   квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи: «детский сад начальная школа», «детский сад ­­ педколледж», «детский сад ­­ педвуз». Наш анализ многочисленных экологизированных программ для начальной школы показывает,   что   их   авторы   практически   не   учитывают   возможности   происходит   недооценка   как   возрастных дошкольных   учреждений, возможностей   ребенка­дошкольника,   так   и   современного   состояния дошкольного экологического образования. Большинство школ слабо связано с детскими   садами.   Исключение   составляют   лишь   учебно­воспитательные комплексы,   создающие   оптимальные   условия   для   реализации   принципа преемственности.   Практически   все   работники   дошкольных   учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из   главных   и   нерешенных   проблем   педагогики   Коломина   Н.В.   Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. ­ М.: ТЦ Сфера, 2005. ­ с. 57.. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации   принципа   системности   на   обеих   ступенях,   отработке   системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка. 2.2. Комплексное использование разных видов деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент,   то   есть   готовность   и   стремление   ребенка   получать,   искать   и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи   экспериментально   исследовали,   что   уровень   развития познавательной   сферы   определяет   характер   взаимодействия   с   природными объектами и отношение к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе,   тем   больше   они   проявляют   познавательный   интерес   к   ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников   для   организации   процесса   их   взаимодействия   с   миром природы. Ознакомление   с   природой   предусматривает   соблюдение   принципа гетерогенности   экологической   деятельности,   который   заключается   в педагогической   целесообразности   привлечения   ребенка   к   разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности   детей   дошкольного   возраста   предопределяют   использование активных   форм   (методов)   познавательной   деятельности.   Преимущество отдается   непосредственным   наблюдениям,   играм,   опытам,   уходу   за растениями   и   животными,   но   целесообразно   использовать   и   другие   виды деятельности. М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда   помнить,   что   им,   прежде   всего   и   главным   образом   следует   по возможности   полнее   и   лучше   освоиться   с   окружающим   их   миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты». Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих­то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы   чувств   ребенка.   Именно   они   обеспечивают   активизацию   таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок   немного   спонтанно   овладевает   теми   взаимосвязями   и взаимозависимостями, завершенность в системе «природа ­человек ­ общество ­ природа».   которые   творят   целостность   и   логическую Наблюдение   целесообразно   использовать   на   занятиях   разных   видов. Занятия   обеспечивают   широкое   пространство   для   творческой   реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды   экологической   деятельности   с   участием   в   ней   воспитателя.   Целью каждого   вида   такой   деятельности   неизменно   выступает   формирование первооснов   экологического   сознания,   экологического   поведения,   а, следовательно, и экологической культуры личности. О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка  говорил  еще  И.Г. Песталоцци: «Я  хочу, чтобы  наблюдение  всегда предшествовало   слову   и,   чтобы   точные   знания   всегда   предшествовали суждению». «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!». В   овладении   естественными   знаниями,   как   и   знаниями   о   человеке приоритетной должна стать поисково­исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы   жизнедеятельности   дошкольника.   В   связи   с   этим   необходимо оптимизировать   деятельность   воспитателя   и   воспитанников   как   фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной   формы   ­поисково­исследовательской,   в   основу   которой заложена целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей. Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно  разнопланово  в трудах О.М.  Ивановой, ВВ.  Кондратовой, С.Н. Николаевой   и   других   научных   работников.   Н.   Лысенко   дала   такое определение: поисково­исследовательская деятельность ­ это организованная педагогом   деятельность   детей,   в   которой   они   путем   самостоятельного открытия   природы,   решения   проблемных   заданий,   практически­ преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также   умениями   и   навыками   их   последующего   самостоятельного   Поддъяков   говорил:   «Фундаментальный   факт приобретения. заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все   Н.Н. сферы   детской   жизни,   все   детские   деятельности,   в   том   числе   и   игровую. деятельности Последняя значительно позже     возникает     экспериментирования». Исследовательская   работа   помогает   развить   познавательный   интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. «Зеленое   царство»   растений   привлекает   внимание   и   вызывает заинтересованность   ребенка.   Умение   разглядывать   растение,   видеть   его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние ­ задачи эстетического,   умственного   и   морального   воспитания   ребенка.   Ребенок, наблюдая   за   растениями,   учится   распознавать   другую   (не   человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной,   чистой   или   с   питательными   веществами.   Отличает   здоровые   и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота ­ это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, ­ некрасивое. При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) ­ это, прежде всего   показатели   уровня   благополучия   растения,   наличия   необходимых жизненных   условий.   Поэтому,   понимая   состояние   растения,   ребенок «сочувствует»   ему   и   помогает.   Поливая,   пересаживая,   очищая   от   пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях. Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета   в   вазе,   клумбы,   пейзажа.   В   лесу,   парке,   на   лугу   он   будет наблюдательным, любознательным. Животные, так же как  и растения, приносят большую радость. Дети активно   общаются   с   ними,   ведь   мир   наших   меньших   братьев   чрезвычайно привлекателен.   В   отличие   от   растений,   животным   присуще   поведение.   С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят   и   пьют;   глаза   и   уши   позволяют   им   видеть   и   слышать,   то   есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное). Замечая   частично   внешнее   сходство   между   человеком   и   животными, ребенок с раннего возраста понимает, что последние ­ живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей ­ хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка. Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и   правила   поведения   в   природе.   Педагогически   правильно   организованная игровая   деятельность   позволяет   добиться   самого   полного   самовыражения детей,   активности   их   действий,   которые   соглашаются   с   общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего задаче формирования экологического сознания отвечает дидактическая   игра.   Обучение,   активизация   познания   в   значительной   мере происходит   в   игровой   форме.   Экологизации   дидактической   игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий,   которые   ведут   ребенка   путем   самостоятельных   решений,   поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде. В   разработке   игр   экологической   направленности   также   нужно   уметь максимально   использовать   возможности   творческих   игр   детей. Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при условии максимального приближения сюжета к заданиям экологического воспитания, к   реальным   условиям   существования   объектов   и   явлений   природы,   к   тем образцам поведения, которые должны характеризовать ребенка не только в игре, но и роли в ней. Безусловное значение творческой игры заключается в том, что дети практически овладевают образцами взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения к природе. Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй ­ обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это ­ игры­ребусы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют   в   природе   скрыто   и   реально,   умения   классифицировать   и моделировать   материал,   комбинировать   и   моделировать   его,   прогнозируя результаты. Игровая   деятельность   как   самомотивированная   и,   несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Результатом нашего поиска стала разработка   различных   игровых   обучающих   ситуаций   (ИОС)   ­специальной формы сюжетно ролевой игры, насыщенной экологическим содержанием. Они специально   создаются   педагогом   для   решения   конкретных   дидактических задач   на   экологических   занятиях,   экскурсиях,   наблюдениях   Хороший результат   дают   три   типа   игровых   обучающих   ситуаций,   обладающей различными   дидактическими   возможностями:   ИОС   с   привлечением игрушекаш логов (т.е. игрушек, изображающие объекты природы ­ растения и животных); ИОС с использованием кукол ­персонажей сказок, сюжет которых связан с природой; различные варианты игры в путешествия ("туристический по ход", "экскурсия на выставку цветов", путешествие к Северному полюсу или   Африку"   и   др.).   Игра,   специально   организованная   воспитателем   и привнесенная   процесс   познания   природы,   с   успехом   выполняет   функцию метода   экологического   воспитания,   который   облегчает   детям   усвоение экологических   знаний   и   формирует   осознанно­правильное   отношение   к   их содержанию. Экологическая культура специалиста дошкольного воспитания (эколога, руководителя учреждения, воспитателя) поднимает его на уровень осознания   значимости   систематизированной,   планомерно   осуществляемой практики с детьми. Именно применение эколого­педагогических технологий позволяет   получить   желаемый   эффект   экологического   воспитания.   Нами выявлены два фактора, обеспечивающих успех в этом процессе: подробное описание   технологий   ­   всех   мероприятий   с   указанием   их   воспитательно­ образовательных   целей   (задач),   способов   организации,   сценарием   варианта   четкое   помесячно­недельное   планирование возможного   проведения; мероприятий.   Установлено,   что   технология,   учитывающая   психолого­ педагогическую   специфику   и   режим   жизни   детей   в   ДОУ,   становится авторским видением воплощения программы в повседневную воспитательно­ образовательную   реальность   и   обеспечивает   достижение   запланированных целей.   Обнаружены   факторы,   снижающие   эффективность   технологий   в достижении высоких результатов экологической воспитанности детей: общая   недостаточная социально­экономическая   нестабильность   учреждения, общепедагогическая и эколого­педагогическая компетентность воспитателей, "отчужденность" семьи от проблем педагогики и экологии. Мы   рассмотрели   несколько   видов   познавательной   деятельности, связанной с миром природы. Но существует еще очень много разных видов деятельности,   которые   помогают   формировать   экологические   знания   и которые являются обязательным компонентом формирования экологической культуры.   Это   ­   путешествия,   экскурсии   в   природу;   изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально­моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными   природоведческими  традициями,  то  есть  с опытом  сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение русский народ: Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх. Во   взаимодействии   с   естественной   окружающей   средой   ребенок   ­ активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное   восприятие   естественной   окружающей   среды;   взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности. Заключение В   современном   мире   проблемы   экологической   среды   приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического  воспитания  и  образования  всего  населения планеты Земля. Первостепенное   значение   при   этом   должно   придаваться   экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой ­ это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной   работы.   Все   выдающиеся   мыслители   и   педагоги   прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский   видел   в   природе   источник   знаний,  средство   для   развития   ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы   сообщать   им   все   доступное   и   полезное   для   их   умственного   и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее   развитие   в   теории   и   практике   советского   дошкольного воспитания. В   современных   условиях,   когда   сфера   воспитательного   воздействия   проблема   экологического   воспитания значительно   расширяется, дошкольников   приобретает   особую   остроту   и   актуальность.   С   принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об  образовании» созданы  предпосылки  правовой  базы  для  формирования системы   экологического   образования   населения.   «Указ   президента Российской   Федерации   по   охране   окружающей   среды   и   обеспечению устойчивого   развития»   (с   учетом   Декларации   Конференции   ООН   по окружающей   среде   и   развитию,   подписанной   Россией).   Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные   документы   подразумевают   создание   в   регионах   страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90­е годы было создано значительное   направленных   на   экологическое   воспитание количество   программ, дошкольников. Среди них следует отметить программы, которые получили свое дальнейшее развитие в наибольшей степени. Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» (1997), нацеленная на культурно­экологическое   образование   детей,   развитие   в   них   начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом ­ природа» (1998) нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности. Программа С. Николаевой «Юный эколог» (1999), созданная на основе собственной   Концепции   экологического   воспитания   дошкольников   и ориентированная   на   личностный   подход   к   ребенку   и   всестороннее   его развитие. Современная   дошкольная   педагогика   придает   большое   значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их   интенсивному   интеллектуальному   и  личностному  развитию,  планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Главные   аспекты   работы   педагога   с   детьми   ­   разнообразие   видов деятельности,   интегрированный   подход   в   обучении,   способствующий формированию   не   только   экологически   грамотного,   но   и   всесторонне развитого человека. Список использованной литературы 1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. ­ СПб.: Детство­Пресс, 2003. 2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3­7 лет: Методическое пособие. ­ М.: Мозаика­ Синтез, 2006. 3.   Горькова   Л.Г.,   Кочергина   А.В.,   Обухова   Л.А.   Сценарии   занятий   по экологическому воспитанию дошкольников: Пособие. ­ М.: ВАКО, 2008. 4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. ­ М.: Мозаика ­ Синтез, 2008. 5.   Иванова   А.И.   Живая   экология:   Программа   экологического   образования дошкольников. ­ М.: ТЦ Сфера, 2009. 6.   Каменева   Л.А.,   Кондратьева   Н.Н.   Мир   природы   и   ребенок.   Методика экологического   воспитания   дошкольников:   Учебное   пособие.   ­   СПБ.: Детство­Пресс, 2007. 7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. ­ М.: ТЦ Сфера, 2005. 8.   Николаева   С.Н.   Методика   экологического   воспитания   дошкольников: Учебное пособие. ­ М.: Академия, 2009. 9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. ­ М.: Академия, 2002. 10. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. ­ № 5. ­ С. 22­27. 11. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. ­ 2005. ­ N 7. ­ С. 90­96. 12.   Поломошнова   О.Ю.   Об   экологическом   воспитании   дошкольников   // Начальная школа плюс До и После. ­ 2008. ­ № 2. ­ С. 47­49. 13.   Программа   воспитания   и   обучения   в   детском   саду   /   Под   ред.   М.А. Васильевой,   В.В.   Гербовой,   Т.С.   Комаровой   ­   4­е   изд.,   испр.   и   доп.­   М.: Москва ­ Синтез, 2006. 14.   Соломенникова   О.А.   Занятия   по   формированию   элементарных экологических   представлений   в   первой   младшей   группе   детского   сада. Конспекты занятий ­ М.: Мозаика ­ Синтез, 2008. 15. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2­4 лет. ­ М.: Москва ­ Синтез, 2005.

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического образования в детском саду. Методическая разработка

Организация экологического  образования в детском саду. Методическая разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017