Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
Оценка 4.7

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
естествознание
Детсад
14.06.2018
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, общения. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.Одним из видов педагогической работы, охватывающей, все стороны деятельности ДОУ является экспериментирование. Ребёнок познаёт объект входе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание данного объекта.
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №229 «Голубой ручеёк» Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром Исполнитель: Садвакасова Ольга Валентиновна, воспитатель МБДОУ № 229,  г. Кемерово Кемерово 2018 Содержание 1. Введение……………………………………………………………………………3 2. Детское экспериментирование как метод обучения…………………………….6 3. Особенности детского экспериментирования…………………………………...8 4. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности…..…10 5. Классификация наблюдений и экспериментов………………………………...11 6. Структура детского экспериментирования…………………………………….12 7. Оборудование уголка экспериментирования…………………………………..13 8. Заключение……….………………………………………………………………14 9. Список литературы………………………………………………………………16 10. Приложения……………………………………………………………………..18 Приложение 1. Перспективное планирование экспериментальной  деятельности с детьми старшего возраста……………………...…………………18 Приложение 2. Правила работы с различными материалами………….…19 Приложение 3. Карточки­схемы проведения экспериментов…………….21 Приложение 4. Карточки­эмблемы свойств предметов…………………...23 Приложение 5. Фотографии………………………………………………....27 Введение 3    Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача   чрезвычайной   необходимости:   добиться,   чтобы   ребёнок   вырос сознательным   членом   общества,   не   только   здоровым   и крепким,   но и естественно! — инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Жизнь во всех проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она   всё   больше   требует   от   человека   не   шаблонных,   привычных   действий, а подвижности   мышления,   быстрой   ориентировки,   творческого   подхода к решению маленьких и больших задач. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».   Качество современного образования, изменение подходов к организации   педагогической   деятельности,   видение   перспектив   развития каждого ребёнка должны отвечать запросам общественного развития, родителей, педагогов, и воспитанников. Жизненная позиция имеет основание, если человек мыслит   творчески,   если   видит   возможность   для   совершенствования.   Путь становления   творческой   личности   сложен   и труден,   но   большие   трудности приносят большие радости. Причём радости высшего человеческого порядка — радость   преодоления,   радость   открытия,   радость   творчества.   Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у личности   имеются   сильные   мотивы,   яркие,   глубокие   вызывающие   желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолеть жизненные затруднения,   настойчивость   продвигаться неблагоприятные   условия,   обстоятельства, к поставленной цели. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, развитие его природных потенциалов, веру в его творческие силы и отвергает принуждение. 4 Принятый   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт Дошкольного образования направлен на решение в том числе задач: «­ создания благоприятных   условий   развития   детей   в   соответствии   с   их   возрастными   и индивидуальными   особенностями   и   склонностями,   развития   способностей   и творческого   потенциала   каждого   ребенка   как   субъекта   отношений   с   самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; ­   формирования   общей   культуры   личности   детей,   в   том   числе   ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» .  При   этом   реализация   образовательных   задач   «зависит   от   возрастных   и индивидуальных   особенностей   детей,   определяется   целями   и   задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно­исследовательской деятельности ­ как сквозных механизмах развития ребенка)» Одним   из   видов   педагогической   работы,   охватывающей,   все   стороны деятельности   ДОУ   является экспериментирование.   Экспериментальная деятельность   педагогов   становится   жизненно   необходимостью,   если   ДОУ стремиться   жить   в режиме   развития.   В работах   отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой,   А. П. Усовой,   Е. Л. Панько   говориться,   что «детское   экспериментирование   претендует   на   роль   ведущей   деятельности в период   дошкольного   развития».   Выделяют   основную   особенность   этой познавательной   деятельности:   ребёнок   познаёт   объект   входе   практической деятельности   с ним,   осуществляемые   ребёнком   практические   действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию,  5 создавая   условия,   раскрывается   содержание   данного   объекта. Экспериментально —   опытная   деятельность   позволяет   объединить   все   виды деятельности   и все   стороны   воспитания,   развивает   наблюдательность и пытливость   ума,   стремление   к познанию   мира,   все   познавательные способности,   умение   изобретать,   использовать   нестандартные   решения в трудных   ситуациях,   создавать   творческую   личность.   Есть   пословица: «расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай — попробовать и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской экспериментально­опытной деятельности   в практику   работы   с детьми   старшего   и подготовительного возраста   группы   комбинированной   направленности,   в которой   я работаю.   В процессе   организации   экспериментально —   опытной   деятельности предполагается решение следующих задач: ­         создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средством экспериментирования. ­         развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развития   познавательного   интереса   детей   в процессе   экспериментирования, установления причинно­следственных связей, умение делать вывод. ­        развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности. ­         создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Детское экспериментирование как метод обучения 6 В   настоящее   время   мы   являемся   свидетелями   того,   как   в   системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира ­ метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он   дает   детям   реальные   представления   о   различных   сторонах   изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются  его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать   общения. операции   анализа   и   синтеза, Необходимость   давать   отчет   об   увиденном,   формировать   обнаруженные   классификации,   сравнения, закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только   ознакомление   ребенка   с   новыми   фактами,   но   и   накопление   фонда умственных   приемов   и   операций,   которые   рассматриваются   как   умственные умения. Нельзя   не   отметить   положительного   влияния   экспериментов   на эмоциональную   сферу   ребенка,   на   развитие   творческих   способностей,   на формирование   трудовых   навыков   и   укрепление   здоровья   за   счет   повышения общего уровня двигательной активности. Дети   очень   любят   экспериментировать.   Это   объясняется   тем,   что   им   и присуще   наглядно­действенное   и   наглядно­образное   мышление, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим  7 возрастным   особенностям.   В   школьном   возрасте   он   является   ведущим,   а   в первые три года ­ практически единственным способом познания мира. Своими корнями  экспериментирование  уходит  в  манипулирование  предметами,  о  чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. При формировании экологических понятий экспериментирование можно рассматривать   как   метод,   близкий   к   идеальному.   Знания,   почерпнутые   не   из книг,   а   добытые   самостоятельно,   всегда   являются   осознанными   и   более прочными. Наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания. 8 Особенности детского  экспериментирования  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем ребенка обязать ставить опыты. 2. Не следует жестко устанавливать продолжительность опыта.  Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия 3. Не следует жестко придерживаться  заранее намеченного плана.  Можно разрешать детям варьировать условия опыта, если это не уводит от цели занятия. 4. Дети не могут работать не разговаривая. В   процессе   становления   психики   ребенка   наглядно­образное   мышление начинает   заменяться   словесно­логическим,   и,   когда   начинает   формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.  5.  При   проведении   экспериментов   необходимо   учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.  6.   Не   следует   чрезмерно   увлекаться   фиксированием   результатов экспериментов. 7. Необходимо учитывать право ребенка на ошибку.  В этом  случае целесообразнее позволить детям на практике убедиться в неверности своих предложений. 8. Важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в 9 работу. ­  работа руками детей; ­   дробление   одной   процедуры   на   мелкие   части,   поручаемые   разным ребятам; ­ помощь воспитателя детям; ­ работа воспитателя по указанию детей (опосредованное обучение); 9.   Предметом   особого   внимания   является   соблюдение   правил безопасности. 10. Введение   ребенка   в   целостный   педагогический   процесс. Эксперименты   вплетаются   во   все   виды   деятельности   и   составляют   с ними   единое   целое.   Нет   четкой   границы   между   обыденной   жизнью   и экспериментом. 11. Анализ результатов и формирование выводов.  Необходимо, чтобы дети поделились радостью открытия.  12.   Нельзя   подменять   анализ   результатов   экспериментов   анализом поведения детей. Связь детского экспериментирования  с другими видами деятельности 10 Детское   экспериментирование   ­   это   не   изолированный   от   других   вид деятельности.  Оно  тесно  связано   со   всеми  видами   деятельности,  и  в  первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Аналогичные   взаимоотношения   возникают   между   экспериментом   и трудом.   Труд   может   и   не   быть   связанным   с   экспериментированием,   но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента ­ при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при проведении итогов и словесном отчете об увиденном. Связь   детского   экспериментирования   с   изобразительной   деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой,   тем   точнее   он   передаст   его   детали   во   время   изобразительной деятельности. Экспериментирование   связано   с   формированием   элементарных математических   представлений, музыкальным и физическим развитием.   чтением   художественной   литературы, 11 Классификация наблюдений и экспериментов Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. 1.  По   характеру   объектов,   используемых   в   эксперименте:  опыты   с растениями,  с   животными,  с   объектами   неживой   природы,   объектом   которых является человек. 2. По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке. 3. По количеству детей. 4. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5.  По   характеру   включения   в   педагогический   процесс:  эпизодические, систематические. 6. По продолжительности. 7.  По количеству наблюдений за одним и тем же объектом. 8. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые. 9. По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие. 10.По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.  11.По способу применения: демонстрационные, фронтальные. Структура детского экспериментирования 12 В своей работе, в начале экспериментирования, я ставила перед детьми проблемную ситуацию.  Обсуждали, что нужно сделать для решения данной ситуации. Выдвигали гипотезу – как, с помощью чего, что получится. Проверяли   предположение   –   отбирали   нужные   средства   реализации   в действии.  Если гипотеза подтвердилась, формулировали вывод (как получилось), в противном случае – выдвигали новую гипотезу и реализовывали ее в действии. Оборудование уголка экспериментирования Для работы в экспериментальной деятельности оборудовала уголок  необходимыми предметами: 13  приборы ­ помощники: увеличительные стёкла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;  разнообразные   сосуды   из   различных   материалов:   (пластмасса,   стекло, металл) разного объёма и формы;  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;  утилизированный   материал:   проволока,   кусочки   колеи,   меха,   ткани, пластмассы, дерева, пробки;  технические   материалы:   гайки,   скрепки,   болты,   гвозди,   винтики,   шурупы, детали конструктора;   разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;  красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски);  медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши;  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито;  детские халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;  карточки­схемы проведения экспериментов Заключение 14 Дошкольное детство — время открытий себя, ребенка, миру и мира для себя. С первых   дней   малыш   проявляет   жажду   активной   деятельности,   стремление познать окружающие предметы и явления. В дошкольном возрасте ребёнок как губка впитывает информацию, которая пригодится ему в будущем. Установлено, что   за первые   шесть   лет   жизни   дети   узнают   в три   раза   больше,   чем   за всю остальную   жизнь.   Познавательная   активность   дошкольника   проявляется в поисковых действиях, направленных на получение новых знаний и впечатлений об окружающем   мире.   С ростом   и развитием   ребенка   его   познавательная активность   все   больше   тяготеет   к познавательной   деятельности.   Вот   тут   и приходит   на   помощь   экспериментирование.   В   ходе   экспериментальной деятельности   развиваются   и формируются   познавательные   интересы, развивается   умение   анализировать,   правильно   задавать   вопросы,   доказывать свою   точку   зрения,   расширять   и   углублять   знания   об   отдельных   явлениях   и объектах   окружающей   среды,   т.е.   экспериментальная   деятельность   развивает познавательную   активность   и   побуждает   проявлять   самостоятельность, творчество. Проанализировав   результаты   своей   педагогической   деятельности,  я   пришла   к выводу,   что   использование   экспериментальной   деятельности   как   одной   из ведущих видов деятельности, наряду с игровой, очень эффективно. В процессе экспериментирования   дошкольник   получает   возможность   удовлетворить присущую   ему   любознательность:   почему?   зачем?   как?   что   будет,   если? почувствовать   себя   ученым,   исследователем,   первооткрывателем.   При   этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник  15 деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность. Организация экспериментальной деятельности — это мощный стимул в развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства. Список литературы 16 1.   Иванова,   А.   И.   Методика   организации   экологических   наблюдений   и экспериментов в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с. 2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом [Текст] / Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. – М.: ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.   Прохорова, 3.   Организация   экспериментальной   деятельности дошкольников [Текст]: Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008 – 64 с.   Л.   Н. 4.   Ковинько,   Л.   В.   Секреты   природы   ­   это   так   интересно!   [Текст]/   Л.   В. Ковинько; Худож. Е. М. Чернова . – М.: Линка­Пресс, 2004 . – 66 с. 5.   Бондаренко,   Т.   М.   Экологические   занятия   с   детьми   6­7   лет   [Текст]: Практическое  пособия для  воспитателей  и методистов  ДОУ. – Воронеж:  ТЦ Учитель, 2009. – 190 с. Статьи из журналов и газет 1.   Тюттерин,   Д.   К.   Дошкольное   образование   [Текст]:   //   «Детское экспериментирование:   баловство   или   потребность?».   Выпуск   9   –   М.:   Первое сентября, 2003. – 15 с. 2. Дошкольное воспитание [Текст]: // «Знакомства с песком, глиной, камнями, мелом и углем». Выпуск 9 – 2000. 3.   Дошкольное   воспитание   [Текст]:   //   «Исследовательская   деятельность дошкольников». Выпуск 7 – 2001. 4. Дошкольное воспитание [Текст]: // «Песок, глина, камни». Выпуск 7 – 2003. 17 5.   Короткова,   Н.   А.   Ребенок   в   детском   саду   [Текст]:   //   «Познавательно­ исследовательская   деятельность   старших   дошкольников».   Выпуск   3.   –   М.: Воспитание дошкольника, Выпуск 3 – 2003 6. Дошкольное воспитание [Текст]: // «Программа «Радуга»: 10 лет работы».  7. Тюттерин, Д. К. Дошкольное образование [Текст]: // «Ребенок – исследователь в детском саду». Выпуск 7 – М.: Первое сентября, 2004. – 15 с. 8. Дошкольное воспитание [Текст]: // «Свойства воздуха». Выпуск 12 – 2000. Приложения 18 Приложение 1 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Перспективный план работы в старшей группе «Как увидеть  движение воды  через корешок?»  Цель: Доказать,  что корешок  растения  всасывает воду.  (Стр.65) «Сколько ушей» Цель:  Определить значимость расположения ушей по  обеим сторонам головы человека.  Познакомиться со  строением уха.  (Стр.112) «Два магнита» Цель:  Выявить особенность  взаимодействия двух  магнитов: притяжение  и отталкивание.  (Стр.97) «Волшебный  шарик» Цель:  Установить  причину  возникновения  статического  электричества.  (Стр.98) «На орбите»  Цель:  Установить, что  удерживает  спутник на  орбите. (Стр.109) «Мир бумаги»  Цель: Узнать  различные виды  бумаги. Сравнить  их. (Стр.117) «Экскурсия в осенний  лес» Цель: Выяснить,  как растения готовятся  к зиме. (Бондаренко  стр. 14) «Волк и лиса –лесные  хищники» Цель:  Познакомиться с  образом жизни лисы и  волка зимой. (стр.28) «Где живёт эхо?»  Цель: Подвести к  пониманию  возникновения  эха. (Стр.102) «Мир ткани»  Цель: Узнать  различные виды  тканей. Сравнить их. (Стр.117) «Может ли  растение  дышать?» Цель:  Выявить  потребность  растения в  воздухе,  дыхании.  (Стр.55) «Почему цветы  осенью вянут?»  Цель: Установить зависимость  роста растений  от тем­ры  покупаемой  влаги. (Стр.61) Март Апрель Май Июнь Июль Август «Вкусный опыт»   Цель: Выявить  использование в  быту изменения  состава твёрдых  веществ.  (Стр.107) «Почему не  выливается?»  Цель: Обнаружить  атмосферное  давление (Стр.88) «Лекарственные  растения» Цель:  Развивать  познавательную  активность детей в  процессе ознакомления  с лекарственными  растениями. (стр.18) «Зачем одуванчику  паращютики?» Цель:  Выявить взаимосвязь  строения плодов со  способом их  распространения.  (Стр.74) «Солнечные  зайчики»  Цель:  Понять, что  отражение  возникает на  гладких  блестящих  поверхностях, и  не только при  свете. (Стр.94) «Зачем  репейнику  крючки?»  Цель:  Выявить  взаимосвязь  строения плодов  со способом их  распространения. (Стр.75) «Где дольше?»  Цель: Выделить  причину  сохранения  влаги. (Стр.77) «Изобретаем  прибор для  вскапывания  почвы» Цель:  Уметь  самостоятельно  находить решения. (Стр.122) «Красная книга –сигнал опасности»  Цель: Дать  детям понятия о том,  для чего нужна красная книга. (Бондаренко  стр.122) «Построим город из  песка»  Цель:  Участвовать в  коллективном  преобразовании,  проявлять умение  видеть возможные  преобразования. (Стр.  122) «Озеро» Цель:  Учувствовать в  коллективном  преобразовании  объекта.  (Стр.124) «Пустыня» Цель: Учить  самостоятельно  определять  алгоритм  деятельности.  (Стр.125) 19 Приложение 2 Правила работы с различными материалами. С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду ­ не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук ­ друг: он нам помог, И никто здесь не промок. Со стеклом: Со стеклом будь осторожен­ Ведь оно разбиться может. А разбилось  ­ не беда, 20 Шустрый веник, брат ­ совок И для мусора бачок ­ Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут С песком: Если сыплешь ты песок ­ Рядом веник и совок. С огнём: Помни правило: огонь  Никогда один не тронь! По окончании работы: Ты работу завершил ?  Все на место положил? 21 Приложение 3 Карточки­схемы проведения экспериментов 22 Карточки – эмблемы свойств предметов 23 Приложение 4 24 25 26 27 Приложение 5 Фотографии Камни, почва и песок, Где удачней всех росток? Мы за этим наблюдаем, Что случится дальше знаем. 28 Мы расточки поливаем Что для роста нужно – знаем: Чтоб растение росла Нужна водичка и тепло. 29 Разноцветную водичку, Превратили в льдинки мы И висят они на ветках К удивлению зимы. 30 Льдинки разноцветные, Яркие, приметные. 31 Мы рядышком сели, совсем нам не тесно. В магните великая сила таится. С магнитами дело иметь интересно. Когда подрастем, это нам пригодится. 32 Зорко в воду мы глядим И тихонько говорим: «Что потонет, а что – нет? В чем же кроется секрет?» 33 Чтоб гордиться урожаем, Поливать не унывая Помидоры и цветы, Все трудяги, молодцы. 34 В уголке экспериментов Много маленьких «моментов»: Бусы, лупы, зеркала. Не скучает детвора.

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018