Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии
Оценка 4.8

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
30.05.2017
Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии
Практикум.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17» г. ГУБКИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ НА МЕСТНОСТИ  Составила учитель географии Мищенко Н.М. 2017 Практическая работа «  Изучение свойств горных пород и минералов». Ход работ ы:  Цель: дать представление о методах определения горных пород; формировать навыки исследовательской деятельности; Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства,  перечисленные ниже, и впишите их в таблицу 1. Таблица 1 Способ  образования Подгруппа Примечание Горная порода Мел Гранит Мрамор Кварц Торф Железная руда Поваренная соль  Известняк Глина Калийная соль Пемза Базальт Газ Каменный уголь Галька Определите горные породы по их свойствам с помощью определителя и  впишите название каждой из них в таблицу 1. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД Пестрые тяжелые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к  другу кристаллов.  Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета, с  вкраплениями кристаллов черного и белого цвета – ГРАНИТ.  Порода сероватого или розового цвета, характерно чередование  разноцветных прослоек из разных минералов – ГНЕЙС. Черные или темно­серые плотные породы, кристаллы неразличимы на  глаз.  Тяжелая , твердая порода,  иногда с мелкими полостями и  пустотами – БАЗАЛЬТ.  Легкая, мягкая порода, оставляет черную или бурую полосу на  матовой стороне фарфоровой пластинке – КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Пористые породы, состоящие из остатков организмов.  Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских  организмов. Растворяется  в кислоте – ИЗВЕСТНЯК.   Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из не полностью  перегнивших остатков растений – ТОРФ. Белые прозрачные или светло­серые породы, состоящие из одного  минерала.  Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода.  Растворима в воде. Соленая на вкус – КАМЕННАЯ СОЛЬ.  Белая, розоватая или серая порода со стеклянным блеском , очень  мягкая – ГИПС.  Белая.  серая или красноватая порода, состоящая из мелких  зернышек минералов, растворима в кислоте – МРАМОР. Породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между собой мелких  обломков минералов.  Сыпучая порода, состоящая из мелких обломков минералов  размером 0,1­2 мм – ПЕСОК.  Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных между собой  мелких обломков  минералов размером 0,1­2 мм – ПЕСЧАНИК.  Землистая порода, состоящая из мельчайших частичек минералов,  легко растирается пальцами в порошок.  Легко впитывает воду,  становясь пластичной – ГЛИНА. Классифицируйте рассмотренные горные породы по происхождению  (магматическая; метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и впишите в таблицу 1. Практическая работа  «Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды» Цель: познакомить с методами наблюдения за погодой; развивать навыки аналитической работы.  ( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра). Ход  работы: В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём: 1 температуру воздуха;  2 облачность;  3 осадки;  4 направление ветра.   Декабрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 Дни tоC Облачн ость Осадки Направ л.ветра Средняя температура за месяц: _______оС.              Оценка: ________                В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и  подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц. Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе,  феврале и в марте. Условные знаки: Облачность: ­ ясно; ­ переменная облачность; ­ пасмурно. Осадки: ­ дождь; ­ туман; ­ снег.         Направление ветра: ­ северный; ­ южный; ­ западный; ­ восточный ­ северо­западный; ­ северо­восточный; ­ юго­западный; ­ юго­восточный. Практическая работа «  Определение среднесуточной температуря воздуха на основании показаний термометра».  Цель: познакомить с методами наблюдения за погодой; развивать навыки аналитической работы. Ход урока: 1. На основе следующих данных постройте график суточного хода  температуры воздуха Время ( часы ) 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 Температура ( oC ) ­ 1о ­ 2о ­ 2о ­ 1о 0о +1о +3о +7о +4о +2о +1о 0о 2 Какая  температура  была  в  11  часов ?  3 В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура  воздуха ?  4 Определите  суточную  амплитуду  температур.  5 Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2010 года.  6 Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью ?  7 Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха Практическая работа «  Построение и анализ розы ветров».  Цель: познакомить с методами наблюдения за погодой; развивать навыки аналитической работы. РОЗА ВЕТРОВ, диаграмма, характеризующая режим ветра  в данном  месте по многолетним наблюдениям. Длины лучей, расходящихся от  центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны  повторяемости ветров этих направлений».  «Роза ветров» дает наглядное  представление о преобладании ветров различных направлений в данном  пункте за определенный промежуток времени (месяц, сезон, год). Цель работы: формирование представления о понятии «ветер», развитие  умения выстраивать причинно­следственные связи при определении  направления ветра. Оборудование: календарь погоды, карандаш, линейка, рабочая тетрадь. Ход работы: А. Используя данные календаря погоды за месяц (по усмотрению учителя),  постройте розу ветров. Для этого: 1. Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и  промежуточные стороны горизонта. Подпишите названия сторон горизонта. 2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в  масштабе 1 клеточка (0,5 см) — 1 день количество дней, в течение которых  преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер  северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии,  направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку*. 3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений. 4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией. 5. В центре графика подпишите количество безветренных дней. Б. По розе ветров определите преобладающие ветры. НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА ПОВТОРЯЕМОСТЬ Север Северо­восток Восток Юго­восток Запад Северо­запад Юго­запад Юг 6 3 4 1 10 4 2 1 Практическая работа «  Прогноз погоды на ближайшие 2­3 дня»  .    Цель: познакомить с методами наблюдения за погодой; развивать навыки аналитической работы. Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения. Ход работы: 1 Дайте краткое описание погоды на сегодняшний день (укажите дату и  время описания), указав: температуру воздуха, атмосферное давление,  направление и сила ветра, абсолютная (или относительная) влажность  воздуха, облачность, вид и интенсивность осадков.  2 Менялась ли погода в течение описываемого дня ?  3 Изменилась ли погода за последние несколько дней и как ?  4 Какой прогноз погоды на завтра обещают синоптики ?  5 Назовите причины изменения погоды и её компонентов. 6 Сделайте вывод о постоянстве или об изменчивости погоды. Практическая работа  « Ориентирование на местности с помощью плана,  компаса, местных признаков» Цель: познакомить с приемами ориентирования по сторонам света; развивать навыки ориентирования в пространстве. 1. Сориентировавшись по плану школьного двора, я вижу, что: а) школа находится на (указать сторону горизонта)  _____________________________; б) гараж находится на ___________________________; в) дом № 4 находится на ___________________________; г) кусты сирени на ________________________________. 2. От заданной точки с помощью компаса я прошёл 5 шагов на  __________________; 4 шага на _________________; 3 шага на ________________ ; 2 шага на  ________________. 3. Я знаю местные признаки, с помощью которых можно ориентироваться: а) чаще на северной стороне деревьев растёт ______________; б) муравейник строится с той стороны ствола, которая обращена на  _______________; в) в полдень солнце находится на _____________________________; г) если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет  ______________________ . Вывод: ориентирование – это  __________________________________________________  __________________________________________________________________ __________. Дата_______________  Фамилия, имя  ___________________________________ Практическая работа «Изучение горных пород по образцам» Цель: познакомить с горными породами и минералами своей местности; развивать навыки критического мышления; Учитель показывает горные породы и минералы своей местности, учащиеся называют признаки по которым они отличатся. Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород. 1 Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному  описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется,  необходимо указать характер смены окраски. 2 Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи;  прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;  полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно  матовому стеклу. 3 Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют  минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным,  перламутровым, восковым, без блеска – матовые. 4 Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.  Излом бывает:  зернистый, плотный, землистый (оставляет след на  руках). 5 Твердость: твердая, мягкая, хрупкая. 6 Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы,  учащиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и  происхождении. Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по  плану в виде таблицы.  название цвет прозрачность блеск излом твердость вес происхождение 1 Сравнить горные породы. Отличительные  признаки Цвет Гранит Мел Прозрачность Блеск Излом Твёрдость Вес Происхождение 2 Гранит и базальт – магматические горные породы. Проанализируйте,  что у них общего, а чем они отличаются. Горные породы Сходство Различие Гранит Базальт Подведение итогов урока. Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических  горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и  метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим , ­  осадочными. П   ра   ктическая работа на местности «Глазомерная съёмка местности» Цель: Обучение учащихся умению составлять простейший план местности  способом  полярной съёмки. Задачи: 1. Формирование умений ориентироваться на местности с помощью                 компаса, плана, местных предметов и признаков.                2. Развитие познавательной деятельности учащихся, умений работать                  в группе.               3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи. Оборудование: планшеты, астролябия, компасы, карандаши, линейки.    Ход     работы I. Организация: класс делится на группы по два ученика, чтобы удобнее           выполнять практическую работу. II. Выполнение практической работы.  1 Беседа с учащимися:  Какие существуют способы съёмки местности?  Какой из этих способов вы считаете наиболее удобным для нас? 2 Цель работы: Сегодня способом полярной съёмки мы исследуем  небольшой участок прилегающей к школе местности и составим план  этого участка. 3 Инструктаж. Этапы выполнения полярной съёмки местности (учащиеся  вместе с учителем называют порядок работы):  Планшет устанавливают в точке – полюсе и ориентируют его на север.  Отмечают точку полюса в средней части планшета.  Выбирают масштаб.  Определяют направления на объекты и отмечают их карандашом.  Измеряют расстояния шагами.  Зная среднюю длину шага (0,7 м), перевести расстояния, измеренные  шагами,  4 Практическая работа: учащиеся поэтапно выполняют работу. Учитель  консультирует, оказывает необходимую помощь. Приложение 1. Таблицу заполняют учащиеся в ходе практической работы. Наблюдаемый Расположение Азимут Расстояние объект объекта по отношению к наблюдателю Центральный  вход школы ЖКО Спортивный  городок Детский сад  Магазин  «Магнит» Школьный  стадион Жилой дом Ул. Королева 16 Масштаб: в 1 см – 10 м. III.  Итоги урока: учитель проверяет черновики учащихся, указывая на  недоработки. IV. К следующему уроку оформить план местности.   Практическая работа «Природные комплексы своей местности» Планирование весенней экскурсии для 6 классов по изучению и закреплению  темы "Природные комплексы . Проводится по маршруту, включающему  экологическую тропу школы Цели: Образовательные: закрепить и расширить знания о ПТК; Развивающие: продолжить формирование умений описывать природные  комплексы, находить причинно­следственные связи между компонентами ПК; Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гуманного отношения к  окружающей среде. Оборудование:  Приборы: компас, термометр, нивелир, угломер, анемометр Форма проведения: полевая практическая работа.  Учащиеся разделяются на группы из 5­6 человек, каждая группа получает  лист­инструкцию и организуется работа в группах. По заданиям инструкции ­  почвовед, ботаник, зоолог, эколог, художник­оформитель работают отдельно,  на следующем уроке отчет оформляют в группе.  Изучение ПК идет по плану:  Название ПК (луг, лес, водоем, холм, и т.д.); Определение географического положения по отношению к населенному  пункту и по отношению к соседним ПТК; Описание и проведение измерений формы рельефа: а) примерная абсолютная высота, б) экспозиция склона (северный, южный); в) угол крутизны и относительная высота,  г) длина холма. Определение на обнажении (овраг) видов горных пород слагающих  территорию (глины, пески, суглинки и т.д.) и сбор образцов для оформления  отчета; Определение типа климата территории. Описание погоды в момент  наблюдения: а) температура воздуха;  б) направление ветра;  в) облачность, осадки;  г) атмосферное давление;  д) природные явления.  Характеристика вод. Дать описание ближайшей реки ( по памяти)   а) название;  б) направление течения;  в) ширина русла, глубина;  г) температура воды;  д) прозрачность, цвет, запах;  е) уровень загрязнения.  Характеристика природной зоны (участок леса, степи), азональных ПТК  (болото): а) сбор растений для составления гербария;  б) дать описание изменения характера растительности под влиянием  деятельности человека (утоптанность, скошенность, вырубленность);  в) перечисление видов животных местности;  г) определение типа и механического состава почв.  Использование ПТК человеком.   а) уровень изменений;  б) тип загрязнения (бытовой, твердые, жидкие отходы). Меры по охране ПТК. Ход работы: Остановки:  Лесополоса.  Водоем Альпийская горка Фруктовый сад  Задание 2 1. Описать, как может измениться П.К. нашей местности если:  Резко уменьшится среднегодовое количество осадков;  Повысится уровень грунтовых вод;  2. Что можно изменить в П.К. нашей местности, чтобы улучшить условия для  жизни и отдыха людей? Это задание творческое. Его можно выполнить дома. Выполнение практической части работы по группам. Деление класса на  группы по 4 человека. II этап    Остановка № 1. Лесополоса.  Для чего человек сажает лесополосы?  Определение основных видов деревьев.  В полевой дневник зарисовать формы листьев 5 видов деревьев, или собрать  небольшой гербарий из листьев, а на уроках биологии определить и описать  эти виды деревьев.  Ответить на вопросы: Какова польза лесополос в нашей местности? Как давно они были посажены? Кто их сажал? Что будет, если они погибнут?   Остановка № 2. Изучение водоема Записать в полевой дневник общие данные об реке ( длина, средняя ширина и  глубина).  Исследовать водную растительность. Определить видовой состав растений.  Животный мир: водоплавающие птицы, промысловые животные, рыбы и  другие обитатели реки.  Определить, нуждается ли этот водоем в охране? Какие мероприятия по  охране могут провести учащиеся во время занятия.  Зарисовать план – схему отдельного участка.     Остановка № 3. Растительность альпийской горки.  Определить основные виды растительности.  Указать сроки цветения степных растений.  Собрать гербарные образцы 5 видов степных растений.  Указать основные меры по охране и использовании растительного покрова  лесостепи     Остановка №4. Изучение почвенного покрова нашей местности  Беседа о выполнении заданий по изучению почвы.  Общая характеристика почв.  Строение почвы ( изготовление и рассматривание почвенного монолита).  Особенности почв своего населенного пункта.  Использование почв.  Меры по охране и повышению плодородия.     III этап. Подведение итогов . 1. Сделать общий вывод об основных компонентах П.К. нашей местности. Как используются природные комплексы на территории нашей школы. Обратить  внимание на экологическое состояние природных объектов в окрестностях  школы. 2. Наметить пути решения некоторых экологических проблем выявленных в  течение занятия. 3. Задание на дом: провести камеральную обработку записей в полевом  дневнике, оформить гербарий растений луга и лесополосы с рисунками. Зарисовать на «чистовик» план­схему участка и надписать растения и  животных. Итоговый этап: проделанная работа обсуждается в группах, делаются выводы  и подводится итог. Список литературы:  Сухорукова А В Работа на географической площадке — М , 1974,  Семакин Н К Географический кабинет и учебная площадка в школе — М , 1973,  Кабинет географии /Под ред. Ю Г Барышевой — М , 1983 и др.

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии

Организация географической площадки в школе и ее использование в преподавании географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017