Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл +1
22.04.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края. В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.Рабочая программа "Родной край"
Родной край программа.docx
1. Пояснительная записка. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он  родился и вырос. Программа кружка «Родной край» направлена расширить знания детей  о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с  прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков,  способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.  Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята  сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического  процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия  для развития информационно­коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с  прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками  исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их  устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного  края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко­краеведческого  уголка. Занятия в историческом кружке способствуют воспитанию уважения к  духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению  исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности  учащихся. Направление программы внеурочной деятельности: Программа  внеурочной деятельности «Родной край» предназначена для учащихся 5­9 класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать  глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает  характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа  изучения истории и географии родного края личностно­ориентированная. Личностное  познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к  осмыслению. Курс внеурочной деятельности призван удовлетворять социальные потребности, то  есть помочь всоциализацияличноости учащихся, он также имеет подлинно  страноведческий характер. Педагогическая целесообразность реализации данной программы Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в  основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных  путешествий, путешествий во времени. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории  родного края. В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села. Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею  и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко­ краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на  различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только  можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. В практической части программы учащиеся работают с документами,  хранящимися в школьном музее , краеведческой литературой. В рамках данной программы  ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда  удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам  деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом  деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Способствует  формированию умений и навыков проектной деятельности. Актуальность: внеурочная деятельность в форме проведения  интеллектуальных конкурсов, экскурсий, социально значимых акций,создания индивидуальных проектов, и  т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению  их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является  привлечение родителей, организация встреч с ветеранами, интересными людьми, для проведения  различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу  детского коллектива и скрепляет союз «Семья­ школа ­ общество». Программа носит проектно­ исследовательский характер.сформировать познавательную потребность в освоении  исторического материала; Цель: нацелить учащихся на активное познание родного края. расширить и  углубить знания учащихся о родном крае; сформировать умения и навыки общения,  подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; воспитывать патриотизм. Задачи: 1. сформировать системное представление о Краснодарском крае как  целостном географическом регионе; 2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических  явлений на изучаемой территории; 3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к  конкретным знаниям по географии своего населенного пункта; 4. развивать умения работать с географо­краеведческими источниками  информации, тематическими картами. 5. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и  своему краю; 6. воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков,  понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; 7. воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и  труда. 8. Общеобразовательные: 9. обеспечить личностно­ориентированный характер образования, создать  условия для самоопределения и саморазвития личности; 10. способствовать самоопределению личности в системе социальных,  межличностных отношений; 11. через научно­исследовательскую, проектную и практическую  направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании; 12. развивать гибкость мышления и поведения 13. развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,  работать с различными источниками информации: 14. создавать возможность выбора сферы деятельности и общения; 15. ­формировать такие качества личности как способность к  самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества. . 2. Тематический план программы 3. Содержание программы 1. История вокруг нас (вводный курс – 34 часа) Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного  края. Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий. Поиск информации о родственниках для составления генеалогического  «древа». Составление «древа жизни» своей семьи. История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды  жизни семьи, ее членов. Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места  человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная  постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения  природного наследия родного села. Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской  работы. Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории  нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии. Пополнение экспозиции. Тематическая выставка. Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения  природного наследия родного края. Выдающиеся люди нашего посёлка Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа:  устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда. Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны.  Беседа. Проведение экскурсии в школьном краеведческом музее. Работа с летописью школы. Встречи и поздравление учителей ветеранов работавших раньше в нашей  школе. 2. История родного края(развитие навыков исследовательской деятельности  34 ч). Работа с картой. Ильская стоянка. Написание реферата по пещерам и стоянкам  (Индивидуальная работа). Неолитическая революция. Основные типы орудий труда и технические  способы их разработки. Викторина по вопросам хронологии. Дольмены. Общие сведения  о дольменах. Дольмены и ритуал, опыт древних строителей. Происхождение дольменов.  Гипотезы. Шамбала. Ранний железный век. Общая характеристика железного века.  Древние технологии производства железа. Сыродутный способ. Скифо­сарматское  время. Происхождение скифов, их занятия. Походы скифов.. Великая греческая  колонизация Северного Причерноморья. Образование Боспорского царства. Социально­ экологическое и политическое развитие Боспора. Ираноязычные кочевники на Кубани.  Сиракские и сарматские памятники Абинского района. Грузия и Абхазия – источник  распространения христианства на Северо Западном Кавказе. Степень распространения  христианства среди адыгов. Каласлименос. Батарио. Причины проникновения итальянского  купечества в бассейны Чёрного и Азовского морей. Основание торговых факторий на  черноморском побережье. Колонизация Северного Причерноморья генуэзцами.Указ  Екатерины второй о заселении Кубани казаками. Казаки – кто они? (мини­сочинение  размышление). (индивид. раб). Донцы, запорожцы, линейцы. Запорожская сечь. Обычаи, нравы, занятия  и общественное устройство казачества. Образование Черноморского  кубанского войска и его участие в русско­турецких войнах. Переселение казаков Черноморского  казачьего войска на Кубань. В 1792­1793 гг. Присоединение Закубанья к России. Суворов на  Кубани. Причины, ход, итоги Кавказской войны. Липкинские, Тиховские, Никольские  поминовения. Ермолов, Засс, Бескровный. Вишневецкий и Вениаминов на Кубани. Окончательное  покорение Закубанья. Обычаи и традиции казаков. Условия формирования и  особенности развития культуры кубанского казачества. Внешний облик казаков и казачек. Облик  казачьих поселений. Традиционное жилище и внутреннее убранство. Семейные  традиции и обряды. Календарный праздничный цикл. ( Описание праздника.Практикум). Обычаи и традиции РКО. Календарный праздничный цикл. Календарный поминальный цикл. Из  истории казачьей формы. Составление хронологии атаманства ( практикум). 3. Природа и география края(влияние природно­географического фактора  на историю Кубани – 34 ч) Климат и природа края. Изготовлениеклиматорграмм посёлка по временам  года. Фотографирование природных объектов. Реки, моря, озёра нашего района.Экскурсии к природным  достопримечательностям. Составление исторической карты края. Административно­территориальное устройство. Оформление презентаций,  альбомов, газет по географии края. Ейский район. Посёлок Комсомолец. Изучение особенностей природы и административного устройства. Оформление полученных данных в виде  таблиц, презентаций, альбомов. 4. Культура края. 5. Исторический проект 4. Предполагаемые результаты реализации программы Учащиеся должны знать: ­ площадь территории края города; ­ особенности физико­ и экономико­географического положения края; ­ основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения  территории края; ­ зависимость рельефа территории края и города от тектонического строения  и действия внешних процессов; ­ основные формы рельефа; ­ факторы, формирующие климат; ­ влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность  человека; ­ особенности поверхностных вод территории; ­ воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их  рациональное использование; ­ основные типы почв, меры по их охране; ­ представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга  края; ­ народные промыслы, их особенности; ­ взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными  условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; ­ основные экологические проблемы, пути их решения. Учащиеся должны уметь: ­ определять по картам физико­ и экономико­географическое положение  территории края и города; ­ работать с различными географическими источниками ; ­ составлять графики и профили; ­ устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и  размещением полезных ископаемых по физико ­ географической, геологической, тектонической  картам; ­ определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные  черты климата территории; ­ оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные,  животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования; ­ выполнять правила природоохранного поведения в повседневной  деятельности; ­ составлять характеристику одного из звеньев АПК ; ­ устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и  деятельностью человека; ­ описывать ПТК по предложенному плану; ­ владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под  влиянием хозяйственной деятельности человека; Личностные и метапредметные результаты результаты формируемые умения средства формирования Личностные формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии парно­ групповой работы Метапредметные Регулятивные: • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: умения учиться: ­ навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. ­добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. ­ основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера туры; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия 5. Формы контроля 5.Формы контроля:  опорные конспекты  графики  таблицы  иллюстрации  презентации  альбомы  газеты  исследовательские проекты 6. Методические рекомендации: В процессе работы по изучению данного курса возможна организация  следующих видов работы: 1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко­ краеведческой литературы. 2. Проведение картографического анализа. (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) 5. Составление бизнес­плана. 6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации. 7. Осуществление систематизации исследовательских материалов. Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по  изучению курса, являются: 1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении. 2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его  педагогического мастерства. 3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований. 4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных  интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий. 5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с  учащимися. 6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный  результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, собранный краеведческий  материал используются в учебно­воспитательном процессе 7. Описание материально­технического обеспечения программы № наименование объектов и средств материально­ технического обеспечения количество 1. Библиотечный фонд 1. Родная Кубань. Страницы истории. К.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003. 2. Хрестоматия по истории Кубани, 1982 г 3. В.Н. Рашутняк. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар.2003 г. 4. Н.В.Ратушняк. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном. Очерки. ОИПЦ «Перспективы образования».2005г. 5. Наш край на уроках истории:пособие для учителей 7­10 кл. школ Краснодарского края. 1984. 6. Б.А. Трехбратов. Историко­краеведческий словарь школьника в двух частях.2008г. 7. Красная книга Краснодарского края. Краснодар 1994. 8. Природа родного края. 9. Екатеринодар­Краснодар 1793­2009.ист.энциклопедия.2009г. 10. Терская И.А. География Краснодарского края. Природа Экономика Краснодар.2010. 11. Древнее золото Кубани. К. 1987. 12. Писатели Кубани. 2007. 2. Печатные пособия 3. Технические средства обучения 1. Интерактивная доска 4. Экранно­звуковое пособие 5. Игры и игрушки 6. Оборудование класса 1. Карты Краснодарского края. 2. Атлас Краснодарского края. 3. Гербарии и образцы полезных ископаемых. Литература: 1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт­ Петербург: СМИО Пресс, 2002.­32с. 2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи ­ будущее России /В.И.  Лутовинов. ­ М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999­ 207с. 3. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с. 4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский ­ М.: «Просвещение», 1974. – 155с. 5. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково­исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г. 6. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003. 7. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001. 8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001. 9. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988. 10.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017