Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл +1
22.04.2017
Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном
ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий,
путешествий во времени.
Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края.
В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний,
умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.Рабочая программа "Родной край"
Родной край программа.docx
1. Пояснительная записка.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он
родился и
вырос. Программа кружка «Родной край» направлена расширить знания детей
о
родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с
прошлым и
настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков,
способствовать
развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Собирая
сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята
сохраняют историю
малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического
процесса и
оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия
для
развития информационнокоммуникативных компетентностей учащихся. Курс
не только
расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с
прошлым и
настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками
исследовательской
работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем
активизации познавательных способностей учащихся и реализации их
устойчивого
интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного
края и села,
оформление и пополнение экспозиций школьного историкокраеведческого
уголка.
Занятия в историческом кружке способствуют воспитанию уважения к
духовному
наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению
исторических и
культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности
учащихся. Направление программы внеурочной деятельности: Программа
внеурочной
деятельности «Родной край» предназначена для учащихся 59 класса.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать
глубокие знания и
умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает
характеристику
основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа
изучения
истории и географии родного края личностноориентированная. Личностное
познание
родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к
осмыслению. Курс
внеурочной деятельности призван удовлетворять социальные потребности, то
есть помочь
всоциализацияличноости учащихся, он также имеет подлинно
страноведческий характер.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в
основном
ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных
путешествий,
путешествий во времени.
Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории
родного края.
В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором
знаний,
умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею
и ради нее,
кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко
краеведческого
общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на
различных этапах
нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только
можно, но и
должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
В практической части программы учащиеся работают с документами,
хранящимися в
школьном музее , краеведческой литературой. В рамках данной программы
ребята
приобщаются к историческому наследию родного села и края. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда
удаётся
рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности,
желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности,
умению самостоятельно организовать своё свободное время. Способствует
формированию
умений и навыков проектной деятельности.
Актуальность: внеурочная деятельность в форме проведения
интеллектуальных конкурсов,
экскурсий, социально значимых акций,создания индивидуальных проектов, и
т.п. способствует
развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению
их личностных
качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является
привлечение родителей,
организация встреч с ветеранами, интересными людьми, для проведения
различных мероприятий
и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу
детского коллектива
и скрепляет союз «Семья школа общество». Программа носит проектно
исследовательский
характер.сформировать познавательную потребность в освоении
исторического материала;
Цель: нацелить учащихся на активное познание родного края. расширить и
углубить знания
учащихся о родном крае; сформировать умения и навыки общения,
подготовки мероприятий,
оформления исследовательских работ; воспитывать патриотизм.
Задачи:
1. сформировать системное представление о Краснодарском крае как
целостном
географическом регионе;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических
явлений на
изучаемой территории;
3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к
конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. развивать умения работать с географокраеведческими источниками
информации,
тематическими картами.
5. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и
своему краю;
6. воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков,
понимания
ценности и значимости каждой человеческой жизни;
7. воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и
труда.
8. Общеобразовательные:
9. обеспечить личностноориентированный характер образования, создать
условия для
самоопределения и саморазвития личности;
10. способствовать самоопределению личности в системе социальных,
межличностных
отношений;
11. через научноисследовательскую, проектную и практическую
направленность
содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских
способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их
образовательные потребности в исследовании;
12. развивать гибкость мышления и поведения
13. развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,
работать
с различными источниками информации:
14. создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;
15. формировать такие качества личности как способность к
самоопределению, к
саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни,
быть
равноправным членом нашего общества.
.
2. Тематический план программы 3. Содержание программы
1. История вокруг нас (вводный курс – 34 часа)
Организация работы дополнительного образовательного объединения.
Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного
края.
Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.
Поиск информации о родственниках для составления генеалогического
«древа».
Составление «древа жизни» своей семьи.
История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа,
фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды
жизни семьи,
ее членов.
Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места
человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная
постановка
вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи
с
выбранной темой.
Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения
природного
наследия родного села.
Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской
работы.
Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории
нашего
края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.
Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения
природного наследия
родного края.
Выдающиеся люди нашего посёлка
Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа:
устные рассказы,
документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.
Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны.
Беседа.
Проведение экскурсии в школьном краеведческом музее.
Работа с летописью школы.
Встречи и поздравление учителей ветеранов работавших раньше в нашей
школе.
2. История родного края(развитие навыков исследовательской деятельности
34 ч).
Работа с картой.
Ильская стоянка. Написание реферата по пещерам и стоянкам
(Индивидуальная работа).
Неолитическая революция. Основные типы орудий труда и технические
способы их
разработки. Викторина по вопросам хронологии. Дольмены. Общие сведения
о дольменах.
Дольмены и ритуал, опыт древних строителей. Происхождение дольменов.
Гипотезы.
Шамбала. Ранний железный век. Общая характеристика железного века.
Древние
технологии производства железа. Сыродутный способ. Скифосарматское
время. Происхождение скифов, их занятия. Походы скифов.. Великая греческая
колонизация
Северного Причерноморья. Образование Боспорского царства. Социально
экологическое и
политическое развитие Боспора. Ираноязычные кочевники на Кубани.
Сиракские и
сарматские памятники Абинского района. Грузия и Абхазия – источник
распространения
христианства на Северо Западном Кавказе. Степень распространения
христианства среди
адыгов. Каласлименос. Батарио. Причины проникновения итальянского
купечества в
бассейны Чёрного и Азовского морей. Основание торговых факторий на
черноморском
побережье. Колонизация Северного Причерноморья генуэзцами.Указ
Екатерины второй о
заселении Кубани казаками. Казаки – кто они? (минисочинение
размышление). (индивид.
раб). Донцы, запорожцы, линейцы. Запорожская сечь. Обычаи, нравы, занятия
и
общественное устройство казачества. Образование Черноморского
кубанского войска и его
участие в русскотурецких войнах. Переселение казаков Черноморского
казачьего войска на
Кубань. В 17921793 гг. Присоединение Закубанья к России. Суворов на
Кубани. Причины,
ход, итоги Кавказской войны. Липкинские, Тиховские, Никольские
поминовения. Ермолов,
Засс, Бескровный. Вишневецкий и Вениаминов на Кубани. Окончательное
покорение
Закубанья. Обычаи и традиции казаков. Условия формирования и
особенности развития
культуры кубанского казачества. Внешний облик казаков и казачек. Облик
казачьих
поселений. Традиционное жилище и внутреннее убранство. Семейные
традиции и обряды.
Календарный праздничный цикл. ( Описание праздника.Практикум). Обычаи и
традиции
РКО. Календарный праздничный цикл. Календарный поминальный цикл. Из
истории
казачьей формы. Составление хронологии атаманства ( практикум).
3. Природа и география края(влияние природногеографического фактора
на историю Кубани – 34 ч)
Климат и природа края. Изготовлениеклиматорграмм посёлка по временам
года.
Фотографирование природных объектов.
Реки, моря, озёра нашего района.Экскурсии к природным
достопримечательностям.
Составление исторической карты края.
Административнотерриториальное устройство. Оформление презентаций,
альбомов, газет
по географии края.
Ейский район. Посёлок Комсомолец. Изучение особенностей природы и
административного устройства. Оформление полученных данных в виде
таблиц,
презентаций, альбомов.
4. Культура края.
5. Исторический проект
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Учащиеся должны знать:
площадь территории края города;
особенности физико и экономикогеографического положения края;
основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения
территории края;
зависимость рельефа территории края и города от тектонического строения
и действия внешних
процессов;
основные формы рельефа;
факторы, формирующие климат;
влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность
человека;
особенности поверхностных вод территории;
воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их
рациональное
использование;
основные типы почв, меры по их охране;
представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга
края;
народные промыслы, их особенности;
взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными
условиями, примеры
положительного и отрицательного влияния человека на природу; основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
определять по картам физико и экономикогеографическое положение
территории края и города;
работать с различными географическими источниками ;
составлять графики и профили;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и
размещением полезных
ископаемых по физико географической, геологической, тектонической
картам;
определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные
черты климата территории;
оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные,
животные ресурсы
для прогнозирования рационального природопользования;
выполнять правила природоохранного поведения в повседневной
деятельности;
составлять характеристику одного из звеньев АПК ;
устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и
деятельностью человека;
описывать ПТК по предложенному плану;
владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека;
Личностные и метапредметные результаты
результаты формируемые умения средства формирования
Личностные формировании у детей мотивации к обучению,
о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
организация на занятии парно
групповой работы
Метапредметные Регулятивные:
• учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве
Познавательные:
умения учиться:
навыкам решения творческих задач и
навыкам поиска, анализа и интерпретации
информации.
добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную работу.
основам смыслового чтения художественных
и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных
видов;
осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием
учебной литера туры;
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск
информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета
Коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с
усилиями других.
• формулировать собственное мнение и
позицию;
• договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе не
учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве учитывать
разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и
подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
на основе учета интересов и позиций
всех его участников;
с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру
необходимую ин формацию как
ориентир для построения действия
5. Формы контроля
5.Формы контроля:
опорные конспекты
графики
таблицы
иллюстрации
презентации
альбомы
газеты
исследовательские проекты
6. Методические рекомендации:
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация
следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко
краеведческой литературы.
2. Проведение картографического анализа.
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252) 5. Составление бизнесплана.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по
изучению курса,
являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное
участие в его
изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его
педагогического
мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных
исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных
интересов и способностей
учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с
учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный
результат: появление интереса
учителей, родителей, общественности к их делам, собранный краеведческий
материал используются
в учебновоспитательном процессе
7. Описание материальнотехнического обеспечения программы
№ наименование объектов и средств материально технического
обеспечения
количество
1. Библиотечный фонд
1. Родная Кубань. Страницы истории. К.: ОИПЦ «Перспективы
образования», 2003.
2. Хрестоматия по истории Кубани, 1982 г
3. В.Н. Рашутняк. История Кубани в датах, событиях, фактах.
Краснодар.2003 г.
4. Н.В.Ратушняк. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное
об известном. Очерки. ОИПЦ «Перспективы образования».2005г.
5. Наш край на уроках истории:пособие для учителей 710 кл. школ
Краснодарского края. 1984.
6. Б.А. Трехбратов. Историкокраеведческий словарь школьника в
двух частях.2008г.
7. Красная книга Краснодарского края. Краснодар 1994.
8. Природа родного края. 9. ЕкатеринодарКраснодар 17932009.ист.энциклопедия.2009г.
10. Терская И.А. География Краснодарского края. Природа
Экономика Краснодар.2010.
11. Древнее золото Кубани. К. 1987.
12. Писатели Кубани. 2007.
2. Печатные пособия
3. Технические средства обучения
1. Интерактивная доска
4. Экраннозвуковое пособие
5. Игры и игрушки
6. Оборудование класса
1. Карты Краснодарского края.
2. Атлас Краснодарского края.
3. Гербарии и образцы полезных ископаемых.
Литература:
1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические
рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт Петербург: СМИО Пресс, 2002.32с.
2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи будущее России /В.И.
Лутовинов.
М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999 207с.
3. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по
истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый
учебник», 2003. – 64с.
4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/
А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
5. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации
поисковоисследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы,
2009г.
6. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
7. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музееМ.,2001.
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
9. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
10.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.