Организация групповой формы работы на уроке литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС (по теме изучения «Сказки Г.Х. Андерсена»)
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
5 кл
01.04.2017
Методический материал на тему: "Организация групповой формы работы на уроке литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС (по теме изучения «Сказки Г.Х. Андерсена»)"
Введение ФГОС предполагает использование на уроках системно-деятельностного подхода. Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Этому способствует групповая форма работы на уроке литературы как фактор саморазвития школьников.Что же конкретно меняется в работе учителя, в учебной деятельности учащихся и в отношении «учитель – ученик» в связи с использованием группового обучения на уроке литературы?
Велим Е.С. Организация групповой формы работы на уроке литературы в 5 классе.doc
Организация групповой формы работы на уроке литературы в 5 классе
в рамках реализации ФГОС (по теме изучения «Сказки Г.Х. Андерсена»)
Введение ФГОС предполагает использование на уроках системнодеятельностного подхода.
Актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали
бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Для этого я систематически провожу нестандартные по форме уроки литературы в 5 классе:
урокпроект, урокпутешествие, урокэкскурсия. На этих уроках удается создать эмоционально
интеллектуальную атмосферу творческого общения учащихся. Этому способствует групповая
форма работы как фактор саморазвития школьников.
Групповая форма обучения – форма организации деятельности учащихся, при которой в
классе создаются небольшие группы примерно из 57 учащихся для совместной учебной работы.
Цели и задачи групповой работы
Цели:
повысить уровень знаний учащихся;
добиться лучшего усвоения материала;
вызвать интерес учащихся к предметам.
3адачи:
научить ребят проводить самоконтроль, взаимоконтроль;
расширить круг знаний учащихся;
воспитать чувство ответственности за работу, которую ученики выполняют самостоятельно;
научить детей работать вместе, дружно;
подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе, заинтересовать;
добиться более прочного усвоения знаний;
развивать устную речь учащихся.
Преимущества работы в группе
Из опыта применения групповой работы на своих уроках, я хотела бы отметить, что
повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности,
страха оказаться неуспешным в решении какихто задач. При групповой форме работы заметна
высокая обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном
выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в
общую работу.
Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию
взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Таким образом,
сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучения в сотрудничестве, на уроке
литературы является для меня приемлемой и приоритетной.
Организация групповой формы работы
на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач,
учащиеся самостоятельно распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и
поставленной перед ними задачи;
состав группы может быть изменен в процессе подготовки, он должен быть таким, чтобы с
максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности
каждого члена группы; каждая группа выбирает задание самостоятельно из числа заданий, предложенных
учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы
капитана команды);
учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.
Подготовительная работа
ознакомление учащихся с темой проекта, его целями и задачами;
совместное составление плана работы над проектом;
определение сроков поэтапного выполнения проекта;
разделение класса на группы;
назначение жюри, постановка задач членам жюри (подсчет команд, число
участников в каждой команде; обозначить лидера в группах, подготовка оценочного листа с
комментариями, медальонов для подсчета баллов и т.д.);
распределение заданий по группам. Каждая команда выбирает наиболее
понравившуюся им сказку Г.Х. Андерсена из предложенных учителем, затем подготавливает
творческие задания по данному тексту (кроссворды, ребусы, загадки, анаграммы и пр.).
Количество заданий для каждой команды совместно оговаривается, например, по три;
распределение обязанностей в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит
в роли докладчика, кто готовит иллюстрации и другие наглядные средства и раздаточные
материалы.
Этапы подготовки к урокупроекту
№ п/п Содержание работы
1
2
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы.
Выработка алгоритма деятельности
Знакомство с биографией Г.Х.Андерсена.
Беседа по прочитанным сказкам
Ответственный
Учитель
Учитель и группы
Совместное обсуждение и помощь в составлении кроссвордов, конкурсов, минивикторин,
Учитель и группы
3
ребусов, анаграмм и т.д.
4
5
Обсуждение иллюстраций к прочитанным сказкам
Подготовка к публичному выступлению
Учитель и группы
Учитель и группы
Выводы
Что же конкретно меняется в работе учителя, в учебной деятельности учащихся и в
отношении «учитель – ученик» в связи с использованием группового обучения?
Можно сделать следующие выводы:
Общение и совместная деятельность со сверстниками – основной фактор психического
развития ребёнка. С использованием группового обучения учебная деятельность учащихся
приобретает неоспоримые плюсы:
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
возможность решить любую ситуацию самостоятельно, либо при обращении к окружающим;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, производят само и взаимоконтроль.
Организация групповой формы работы на уроке литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС (по теме изучения «Сказки Г.Х. Андерсена»)
Организация групповой формы работы на уроке литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС (по теме изучения «Сказки Г.Х. Андерсена»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.