Аспекты работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача этого общества состоит в том, чтобы заметить и развить способности всех его представителей. Но далеко не каждый человек способен реализовать свои способности, и очень многое зависит и от семьи, и от школы. Жажда открытия, стремление проникнуть в тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных источниках. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями знаний, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В настоящее время, когда школе необходимо воспитывать творческую личность, способную быстро адаптироваться в мире, значение интеллектуального и творческого потенциала человека возрастает, и работа с одаренными детьми является крайне необходимой.
Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету.
Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:
-Выявление одаренных детей;
- Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;
- Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода для развития ученика;
- Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.
Система работы с одарёнными детьми включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность.
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе прививается интерес к предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе проводится работа с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Формы работы с одарёнными детьми:
1.Урочная деятельность
1. Разноуровневое обучение.
Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения, им под силу выполнение самого сложного задания.
2. Учебный творческий проект.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем.
3.Разнообразные формы проведения уроков (нестандартные уроки):
мозговой штурм, пресс-конференция, зачеты-вертушки, уроки семинары, деловые игры
2. Внеурочная деятельность
На всех ступенях обучения проводятся спецкурсы по литературе и русскому языку. Грамотная организация работы таких курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся. Именно там формируются группы учащихся, желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Нужно подготовить и организовать работу на этих занятиях таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес.
Консультации
Консультации могут быть двух видов: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, при необходимости.
Олимпиады
В рамках поддержки одаренных детей необходимо, чтобы ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.
Учебно-исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался А.В.Хуторской: «Источник познания – в ученике, учитель лишь помогает ему реализовать себя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.