Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы
Оценка 4.6

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Оценка 4.6
Научные работы
doc
русская литература
5 кл
22.04.2017
Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы
Для школьника начала XXI века желание и умение читать басни приобретает уже в младшем школьном возрасте личностно-значимый смысл, но только в том случае, если учитель и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме так называемого художественного басенного мира. Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный.
Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы.doc
Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы В традиционной программе начальной школы используются большей частью произведения баснописца И.А. Крылова. Его басни отличаются строгой формой, что   продиктовано   традициями   стихотворчества,   насыщены   выразительными образами   героев   и   ярким,   эмоциональным   языком,   позволяющим   подчеркивать созданные автором характеры.  Данные особенности открывают широкие возможности в использовании басен с различными целями, такими, как:      ­ нравственное воспитание учеников;     ­ развитие речи школьников;      ­ развитие образного мышления;     ­ умение проникать в скрытый смысл, заложенный автором в произведении;  ­   раскрытие   переносного   значения   образов   басни   в   контексте   жизненных ситуаций;      ­ понимание положительных и отрицательных характеристик героев басни;   ­ умение сравнивать поведение героев басни и реальность.       Практически все произведения И.А. Крылова несут в себе нравоучение и мораль,   что   позволяет,   в   первую   очередь,   применять   их   как   средство нравственного воспитания учеников. Однако, как показывает практический опыт, школьники в восприятии художественного произведения проходят два этапа:      ­ эмоционально­образное восприятие;        ­ обобщенно­оценочное.      В   соответствии   с   этим   басня,   как   произведение   с   высокой   степенью обобщённости,   требует   достаточно   чёткого   восприятия   конкретно­образного содержания.   Только   после   правильного   понимания   конкретного   содержания   и мотивов   поведения   героев   ученики   переходят   к   выделению   главной   мысли. Главная мысль является выводом из конкретной части басни, а мораль есть не что иное, как обобщённое выражение идеи.  На   основании   вышесказанного,   можно   рассмотреть   басни,   используемые   в процессе обучения в начальной школе со стороны выделения их главной идеи и раскрытия морали. Например,   в   басне  «Лебедь,   Щука   и   Рак»  главной   мыслью   является несогласованность совместных действий героев как причина неудач. На эту мысль уже наводит своеобразный подбор героев: птица, рыба и рак, что само по себе вызывает несоответствие. Немаловажно и описание направлений действий героев («Лебедь   рвётся   в   облака,   рак   пятится   назад,   а   Щука   тянет   в   воду»), соответственно,   мораль   басни   ­   причина   неудачи   ­   неумение   договориться   о дружных действиях.  Язык   басни  «Лебедь,   Щука   и   Рак»  насыщен   диалектными   словами, выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал для обогащения активного   словаря   учащихся   новыми   словами   и   понятиями.   При   объяснении лексического значения слов учащиеся могут пользоваться различными способами: в   одних   случаях   это   может   быть   подбор   синонима   или   синонимического выражения, в других — обращение к контексту, в третьих — обращение к составу слова и т.д.   После самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к басне, говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать. Благодаря   наглядному   изображению   некоторые   не   совсем   понятные   слова, например поклажа, становятся детям доступными. После этого особое внимание уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни. К этой басне дается интересная работа по замене детьми басенных выражений синонимичными (данная работа проводится на следующем уроке или на этапе закрепления чтения басни).   Третьеклассники   находят   синонимические   выражения   к   таким словосочетаниям, как «а возу всё нет ходу» (воз не двигается с места), «из кожи лезут вон» (очень стараются), объясняют понимание выражения «Да только воз и ныне там» (так и не сдвинули с места воз). Объяснение последнего выражения явится опорным для нескольких вопросов — в плане понимания идейной стороны басни:   что   же   помешало   Лебедю,   Щуке   и   Раку   повезти   воз   с   поклажей? Подтвердите   ваш   ответ   строчками   из   басни.  Как   вы   думаете,   почему   Крылов, рассказывая   историю   про   Лебедя,   Щуку   и   Рака,   употребляет   в   начале   басни выражение «Когда в товарищах согласья нет...»? Учащиеся должны понять, что мораль басни отчасти раскрывает ее аллегорию еще   и   тем,   что   в   этих   строчках   (первых   трех)   выражена   главная   мысль произведения. Здесь же подбором синонимических выражений учащиеся выясняют строки «На лад их дело не пойдёт» (не будет ладиться), «И выйдет из него не дело,   только   мука» (ничего   не   сделают,   а   только   намучаются)   и   по   просьбе учителя приводят очевидные примеры, когда дело у нескольких человек будет ладиться, спориться. Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению. Для   того   чтобы   дети   смогли   выразительно   прочитать   басню,   учитель предлагает им условно разделить ее на части:  мораль басни (читают как совет писателя людям);  экспозиция   (три   строчки   и   завязка),   повествующая   о   начале   события (читают, как бы рассказывая какую­то историю);  развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев бесполезны, читают строчку медленно, с досадой);  кульминация   (выделяют   слова,   на   которых   нужно   повысить   голос   и остановиться, ­ Лебедь ­ облака, Рак ­ назад, Щука ­ воду);  развязка.   В басне «Стрекоза и муравей» главная мысль ставится более доступно для школьников   («Лето   красное   пропела,   оглянуться   не   успела   ­   уж   зима   катит   в глаза»).   Здесь   проводится   идея   об   ответственном   и   предусмотрительном отношении к любому делу и условно выражается народная мудрость «готовь сани летом».      Смысл другой басни, «Чиж и голубь», подчеркивается авторской оценкой и   важно   дать   возможность   детям   уловить   её.   И.А.   Крылов   высказывает   сове отношение   к   излишне   высокомерному   и   равнодушному   Голубю   словами   после описания   поимки   Голубя   в   силок  («И   дело!»).  К   Чижу   же   автор   проявляет сочувствие и жалость  («Чижа захлопнула злодейка­западня»).   При работе над текстом этой басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее аллегорический   смысл,   поскольку   детей   привлекает   в   ней,   прежде   всего живописность   сцен,   выражений,   образы.   Поэтому   работа   над   басней   вначале ведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихся концентрируется на образах персонажей ­ Чижа и Голубя. После   чтения   басни  «Чиж   и   голубь»  важно   выяснить   характерные особенности и поступки героев: «Что случилось с Чижом? А что произошло с Голубем?», «Как отнесся Голубь к беде Чижа? Как он вел себя по отношению к Чижу?».   После   оценки   поведения   героев   дети   выражают   свое   и   авторское отношение   к   Чижу   и   Голубю.   Подтверждая   текстом   свои   суждения, третьеклассники отмечают, что уже в первой строчке басни автор с сочувствием относится к беде Чижа: западню он называет злодейкой, а Чижа ­ бедняжкой. Заключительная   сцена   и   авторская   оценка   поведения   Голубя,   по   сути,   и являются   моралью   басни,   которая   в   значительной   степени   раскрывает   ее аллегорию. Поэтому после выяснения поступков героев и их оценки выявляется идейный смысл басни: друг познается в беде.  Следующим   этапом   работы   над   басней   является   выразительное   чтение, способствующее   более   глубокому   пониманию   и   осознанию   прочитанного. Предварительно прочитав басню про себя, учащиеся под руководством учителя выявляют   интонацию   каждой   логически   законченной   части,   соответствующей смысловому   содержанию.   Так,   они   говорят,  что   первую   строчку   нужно   читать обычной   интонацией,   как   бы   рассказывая   о   происходящем.   Выражая   свое сочувственное отношение к Чижу (вторая строчка басни), ребята подчеркивают, что   И.А.   Крылов   не   случайно   употребил   слова рвался и метался. Именно   они помогают ярче представить безвыходное положение Чижа. Определяя интонацию слов Голубя, ребята сообщают, что их нужно прочитать с чувством хвастовства, насмешливо,   а   предположение   «Не   провели   бы   так   меня:   за   это   я   ручаюсь смело» —  самоуверенно,  ведь   И.А.  Крылов  говорит,  что  Голубь   издевался   над Чижом. В строке «ан смотришь, тут же сам запутался в силок»  третьеклассники определяют   ударное   слово  сам,   повышением   голоса   подчеркивая,   что   именно Голубь,  а  не   кто   иной   запутался   в  силок.  Заключительные   слова   басни   ребята прочитывают нравоучительно.    К басне  «Слон и Моська»  требуется несколько иной подход, поскольку здесь   идея   выявляется   не   сразу,  а  после   включения   в   действие   третьего   лица, проясняющего   события.   Данным   лицом   выступает   сопровождающая   шествие Шавка, осуждающая действия Моськи («Соседка, перестань срамиться, ­ ей Шавка говорит, ­ тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперед   и   лаю   твоего   совсем   не   примечает»).   Шавка   побуждает   раскрытие неоправданных (поначалу) действий Моськи и выяснение смысла её затеи («совсем без драки могу попасть в большие забияки»).     Басню   «Слон   и   Моська»   четвероклассники   читают   после   небольшой предварительной   словарной   работы,   которая   способствует   более   глубокому проникновению в смысл текста. IV класс — новая ступень в работе учащихся над жанром басни. Некоторые из названных выше этапов урока могут опускаться в зависимости от содержания и идейного значения басни. Так, при знакомстве детей с   басней   И.   Крылова  «Слон   и   Моська»  учащиеся   узнают   о   басне   как   о литературном жанре. С помощью учителя ученики вспоминают, что такое басня, какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть. Смысл басен «Мартышка и очки» и «Зеркало и обезьяна» отчасти сходен, поскольку главным героем и той, и другой басни является обезьяна и выбор героя не случаен, потому что образ обезьяны олицетворяет поведение неумного, глупого человека,   который   не   может   пользоваться   полезной   вещью,   и   не   понимая   её смысла, объявляет вещь бестолковой.      Руководствуясь   данными   этапами,   можно   рассмотреть   на   примере   басни Крылова «Ворона и Лисица» пути практической реализации плана по структуре урока на примере отдельных фрагментов: I.  Подготовительная работа:      ­   беседа   о   повадках   лисы   и   вороны   ­   действующих   лиц   басни,   которую предстоит читать;  II. Чтение басни учителем или прослушивание записи.        III. Беседа эмоционально­оценочного плана.  IV. Анализ по конкретному содержанию басни:     а)  уточнение структуры  и  композиции  басни:      Ученики разделяют басню на три части.      ­   Какой   момент   вы   считаете   началом   описанного   действия?   Как   он называется? (Завязка)       ­   В   какой   момент   действие   достигло   пика   своего   развития?   Докажите, прочитав текст.      ­ Прочтите развязку действия.      ­ Докажите, что лесть Лисицы всё более и более возрастала, а Ворона всё более поддавалась похвале.      б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт:      ­ Почему Лисица так хвалит Ворону?      ­ Как автор показал, что Ворона на самом деле не такова, как её описывала Лиса?      ­ Какой вы можете представить себе Лисицу?      ­ Какова Ворона в этой басне?       ­ Почему же Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила, когда её хвалят)     в) установление главной мысли  конкретного  содержания басни:      ­ Как вы думаете, что хотел И.А. Крылов показать своей басней?      ­ Кого он осуждает, что он осуждает?  VI. Анализ части басни, в которой заключена мораль.       ­   Как   можно   заменить   слова   «лесть   гнусна»   (неоправданная   похвала отвратительна).       ­ Слова басни «Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок», как можно сказать иначе, что означают эти слова?      ­ Прочитайте первые четыре строки басни.          Сравните, наши слова и то, как автор передал свою мысль. Где эта мысль выражена ярче и эмоциональнее?  VII. Подбор аналогии из жизни.      ­ Случается ли такое в жизни? Среди ваших товарищей?       ­ Если вы встретите людей, которые незаслуженно хвалят кого­то, чтобы получить себе выгоду, кого они могут вам напомнить из персонажей басни? Басня «Ворона и Лисица» более сложна по замыслу и своим художественно­ изобразительным   средствам.   Поэтому   для   ее   полного   понимания   необходимы подготовительная   работа,   предварительное   объяснение   незнакомых   слов   и обязательное прочтение басни учащимися про себя. Понимание   ключевых   слов   басни   — лесть,   льстец,   царь­птица,   вещунья, каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже приоткрыть ее подтекст. После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров художественного слова или учителя. Затем   можно   предложить   учащимся   понаблюдать   за   языком   этой   басни   и определить,  каким  настроением она проникнута, какие  слова,  и  с какой  целью подбирает автор для описания Вороны и Лисицы. В результате работы над текстом учащиеся   приходят   к   выводу,   что   все   изобразительные   средства   (эпитеты, сравнения,   значительное   употребление   глаголов,   определяющих   мгновенно происходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобы вскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И.А. Крылов осуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из­за стремления к почестям и славе, из­за любви к похвалам. Оставшаяся   часть   урока   может   быть   посвящена   составлению   кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно предложить   нарисовать   10   ­   11   рисунков,   соответствующих   определенным строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 3 ­ 4 рисунка. На следующем   уроке   представители   каждой   группы   выразительно   читают   текст, иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу каждой группы.        Однако успех работы над басней определяется рядом условий, одни из которых   является   пробуждение   у   ученика   интереса   к   процессу   анализа   басни, внимание   к   развитию   действия,   деталей   обстановки,   характерам   героев. Школьника необходимо живо воспринять развитие действия, ярко представлять образы произведения.        Поэтому   очень   эффективно   можно   использовать   такой   действенный методический   приём,   как   драматизация   басни.   Это   позволяет   активизировать внимание детей и повысить интерес к произведению. Сама по себе драматизация ­ это  деятельность, в процессе которой прочитанное  воспроизводится  в лицах, с помощью отдельных средств выразительности: мимики, жеста, действия. Этапами драматизации является полноценный художественный анализ текста, вживание в роль (образ), результат данной работы предоставляется в лицах, что, безусловно даёт более полное художественное освоение произведения.        Данный   методический   приём   можно   рассмотреть   также     на   примере фрагмента   урока   по   драматизации   басни  «Ворона   и   Лисица», Приложении:  а   также   в   Беседа по вопросам:      ­ Как вы думаете, где это происходило? (в лесу)     ­ Что сделала Ворона, достав сыр?     ­ Как она взобралась на ель? (взгромоздясь)    ­ Почему Ворона не стала есть сыр сразу? (да призадумалась)     ­ Как вам кажется, о чём задумалась Ворона?      ­ Как это можно показать?      ­ Кто её увидел? (лисица)        ­ Что именно привлекло внимание Лисицы?     ­ Как повела себя Лисица? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит)     ­ Как можно это показать?       ­ Что стала говорить Лисица?       ­ Как она говорила? (сладко, чуть дыша)      ­ Как можно сказать иначе? (тихо, с замиранием)       ­ Найдите слова Лисицы, попробуйте прочитать.    В   другой   басне,  «Кукушка   и   Петух»,   заложена   идея   бессмысленности оценочных действий, если они производятся только для того, чтобы хвалить друг друга, не обращая внимания на действительную сторону дела («Кукушка хвалит Петуха,   за   то,   что   хвалит   он   Кукушку»).   Эта   мораль   (высказанная   третьим лицом – Воробьём: «Всё ваша музыка плоха») и обобщает главную идею басни ­ важно не то, как ты понимаешь себя, а то, как тебя оценивают другие и совпадает ли эта оценка с твоей. Басня  «Кукушка   и   Петух»  идентична   по   замыслу   некоторым изобразительным средствам и идейной направленности басне  «Ворона и Лисица» Поэтому   работу   над   ней   необходимо   вести   в   сравнительном   плане,   отдавая инициативу высказываниям детей. Прочитав   самостоятельно   басню  «Кукушка   и   Петух»,   учащиеся   находят слова в тексте, в которых заключена мораль басни. При этом они поясняют, какие человеческие пороки осуждает автор в данном произведении. Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ басен «Ворона и Лисица» и «Кукушка и Петух», в частности, показать, что общего в действиях Кукушки, Петуха и Лисицы, т.е. чем они похожи. Особое   внимание   необходимо   уделить   ее   языковому   анализу, способствующему проникновению учащихся не только в подтекст произведения, то и в творческую лабораторию писателя: ­   Найдите   слова   и   выражения,   употребленные   автором   для   выявления характерных особенностей персонажей басни.  ­ С помощью каких слов показана все более возрастающая лесть героев? ­ Понимаются ли эти слова в прямом смысле или имеют подтекст, переносный смысл? Каким образом автор добивается этого? Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Они видят, что, высмеивая эти черты характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка, носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый иронический оттенок. Употребляет слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев. Таким образом, практические особенности работы с текстом на уроке чтения заключаются в следующем:      ­ скрытая мысль (главная идея басни);      ­ мораль, как обобщённое выражение идеи. Из этого вытекают специальные этапы для разбора текста басни на уроке чтения:  1. восприятие конкретного содержания;  2.   раскрытие   композиции,   характерных   особенностей   действующих   лиц, мотивов их поведения;  3. выяснение главной мысли конкретной части басни; 4. раскрытие аллегорий;  5. анализ морали.           Приведённый  выше анализ и отдельные фрагменты уроков позволяют говорить   о   широте   применения   басни   на   уроке   чтения,   т.е.   не   только   как нравственного   средства   воспитания,   но   и   как   эффективного   способа   развития мышления, речи и воображения детей младшего школьного возраста.

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017