« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва
Оценка 4.6

« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
31.03.2017
« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва
« Великий мастер слова и образа, Шмелёв создал в величайшей простоте утончённую и незабываемую ткань русского быта, - писал о «Лете Господнем» И.А.Ильин, - в словах точных, насыщенных и изобразительных: вот «тартанье московской капели»; вот в солнечном луче «суетятся золотинки», «хряпкают топоры», покупаются «арбузы с подтреском», видна чёрная каша галок в небе». И так зарисовано всё: от разливанного постного рынка до запахов и молитв яблочного спаса, от «разговин» до крещенского купания в проруби. Всё узрено и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; всё взято любовно, нежным, упоённым и упоительным проникновением; здесь всё лучится от сдержанных, не проливаемых слёз умилённой благодатной памяти. Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения вырастает и утончается ещё оттого, что всё берётся и даётся из детской души, вседоверчиво разверстной, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся. С абсолютной впечатлительностью и точностью она подслушивает звуки и запахи, ароматы и вкусы. Она ловит земные лучи и видит в них неземные; любовно чувствует малейшие колебания и настроения у других людей; ликует от прикосновения к святости; ужасается от греха и неустанно вопрошает всё вещественное о скрытом в нём таинственном высшем смысле».Великий мастер слова и образа Иван Шмелёв
Урок 1.doc
Урок 1      Цель урока – познакомиться с личностью знаменитого писателя НЕМНОГО ОБ АВТОРЕ...      Задачи: 1) прочитать главы из романа;                    2) узнать о жизни и творчестве писателя       Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества Ивана Шмелёва.  Перед вами  ­ главы из его романа «Лето Господне». Это книга о духовных  основах человеческой жизни, о пылкой любви к родной земле, её истории,  православном строе её души, нежной и ранимой.       « Праздники – радость – скорби» ­ так познаёт жизнь ребёнок, который  навсегда связан со своей Родиной, её душой. Поэтому он пытается проникнуть в глубь сердца Руси, открыть удивительную поэтичность и духовность мира.  Звуки, краски, запахи, вкусы – «всё здесь лучится от сдержанных, не  проливаемых слёз умиленной благодатной памяти». Это память об  утраченной навсегда патриархальной православной России, которая  встречается лишь в «преданьях старины глубокой».       Золотой мир детства... Мир доброты, теплоты, доверия, любви, трепетных  чувств, нравственности. Почему он теряется после того, как человек  вырастает? Думаю потому, что он перестаёт быть маленьким... Надо всегда  оставаться в душе ребёнком и изменять этот мир, делая его человечнее,  красивее, восстанавливать утраченные православные традиции и обряды,  чтобы оставаться нравственным и верующим, чистым и добрым человеком.  Изменяя себя, мы преображаем окружающий мир, делая его прекрасным,  золотым...        Каким мы видим Ивана Шмелёва?       «Среднего роста, худощавый, большие серые глаза... Эти глаза владеют  всем лицом... склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьёзные и  грустные. Его лицо изборождено глубокими складками – впадинами то  созерцания и сострадания... лицо русское – лицо прошлых веков, пожалуй –  лицо старовера, страдальца. Так и было: дед И.Шмелёва, государственный  крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии, ­ старовер...  Предки матери тоже вышли из крестьянства, исконная русская кровь течёт в  жилах И.С.Шмелёва...»       Таким предстаёт перед нами этот человек, проживший трудную, горькую  жизнь, полную потерь и разочарований, но сохранивший в своём сердце веру в  справедливость, доброту, нежный мир золотого детства.       Жизнь всегда «пробовала» его на прочность... Революцию он не принял,  потому что она несла боль, непонимание, ложь. А И.Шмелёв умел говорить  только правду, писал о том, что искренне и честно мог прочувствовать... Об отъезде в эмиграцию следует сказать особо. Уезжать из горячо  любимой России он не собирался, потому что в 1920 году купил в Крыму, в  Алуште, небольшой дом. Но трагическое обстоятельство всё перевернуло.  Иван Сергеевич очень любил своего единственного сына Сергея, с  материнской нежностью относился к нему, а когда сын – офицер оказался на  германской, в артиллерийском дивизионе, считал дни, писал нежные письма:  «Ну, дорогой мой, кровный мой, мальчик мой. Крепко и сладко целую твои  глазки и всего тебя...»        В 1920 году офицер Добровольческой армии Сергей Шмелёв был взят в  Феодосии из лазарета и расстрелян. И не он один. Как рассказывал 10 мая  1921 года И. Эренбург, «офицеры остались после Врангеля в Крыму главным  образом потому, что сочувствовали большевикам, и Бела Кун расстрелял их  по недоразумению. Среди них погиб и сын Шмелёва». Но это был  сознательный шаг красноармейцев. Склянский, заместитель Троцкого, писал:  «Война продолжается, пока в Крыму останется хоть один белый офицер...»       И.Шмелёв долго не мог поверить в гибель сына. Вскоре, он принимает  предложение. И Бунина и выезжает за границу «на работу литературную». Сначала в Берлин, а потом в Париж.       Уехал, попытался всё забыть, начал писать произведения... Но возникла  новая боль – утрата Родины, России, Москвы, Замоскворечья... О Шмелёве  той поры так писал Б. Зайцев: «Писатель сильного темперамента, страстный,  бурный, очень одарённый и подземно всегда связанный с Россией, в частности  с Москвой, а в Москве особенно – с Замоскворечьем. Он замоскворецким  человеком  остался и в Париже, ни с какого конца Запада понять не мог.  Думаю, как и у Бунина, и у меня, наиболее зрелые его произведения написаны  здесь. Лично я  считаю лучшими его книгами «Богомолье» и « Лето  Господне» ­ в них наиболее полно отразилась его стихия».       Мысль о Родине, о России... Шмелёв пришёл к ней на чужбине не сразу. Из глубины его души, со дна памяти подымались образы и картины, не давшие  «потухнуть» обмелевшему потоку творчества в пору отчаяния и скорби. Из  Франции, чужой и «роскошной» страны, с необыкновенной остротой и  отчётливостью видится Шмелёву старая Россия с её религиозными обрядами.  Так появляются его незабываемые произведения.       « Великий мастер слова и образа, Шмелёв создал в величайшей простоте  утончённую и незабываемую ткань русского быта, ­ писал о «Лете Господнем» И.А.Ильин, ­ в словах точных, насыщенных и изобразительных: вот «тартанье  московской капели»; вот в солнечном луче «суетятся золотинки», «хряпкают  топоры», покупаются «арбузы с подтреском», видна чёрная каша галок в  небе». И так зарисовано всё: от разливанного постного рынка до запахов и  молитв яблочного спаса, от «разговин» до крещенского купания в проруби.  Всё узрено и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; всё взято  любовно, нежным, упоённым и упоительным проникновением; здесь всё  лучится от сдержанных, не проливаемых слёз умилённой благодатной памяти. Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей  любви. Эта сила изображения вырастает и утончается ещё оттого, что всё  берётся и даётся из детской души, вседоверчиво разверстной, трепетно  отзывчивой и радостно наслаждающейся. С абсолютной впечатлительностью и точностью она подслушивает звуки и запахи, ароматы и вкусы. Она ловит  земные лучи и видит в них неземные; любовно чувствует малейшие колебания  и настроения у других людей; ликует от прикосновения к святости; ужасается от греха и неустанно вопрошает всё вещественное о скрытом в нём  таинственном высшем смысле».       Нерастраченная любовь к миру детской души, святое воспоминание  детства, прекрасное, самое лучшее нашли отражение в самом интересном, на  мой взгляд, произведении «лето Господне», где обрели свою связь маленький  Ваня и вся Россия в своей темпераментной широте, спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьёзности, строгого добродушия и лукавого юмора. Это  «потерянный рай» И.Шмелёва – эмигранта, скучающего по родной земле.       ...Последние годы своей жизни писатель проводит в одиночестве. Он  решает жить «настоящим христианином» и поэтому 24 июня 1950 года, уже  тяжёлобольной, отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, основанную в Бюси – ан – От, в 140 километрах от Парижа. В этот же день сердечный  приступ обрывает его жизнь.       И.Шмелёв очень любил Россию, ждал с ней встречи, поэтому во многих  своих произведениях он говорил о ней с нежной любовью, теплотой... Это её  золотой певец, человек с ранимой душой ребёнка, великий человек.   (Чтение глав романа)

« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва

« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва

« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва

« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва

« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва

« Праздники – радость – скорби» Ивана Шмелёва
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017