ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Оценка 5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Оценка 5
Лекции
docx
ОБЖ
Взрослым
21.10.2019
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Методическая разработка лекционного материала по ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессахпо теме: Тема ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. Методическая разработка составлена в помощь преподавателю. Содержит задания для теоретического осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний, для осмысления и систематизации полученных знаний с критериями оценивания при осуществление сестринского ухода в соответствие с назначениями врача и состоянием пациента
Терапия Лекция№6.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ №6 ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО­ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И МДК.02.01.  СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ СОСТОЯНИЯХ Раздел ПМ 1. Осуществление лечебно­диагностических вмешательств в терапии, фтизиатрии, дерматовенерологии, гериатрии, неврологии и психиатрии Тема 1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2 (базовый уровень) Купино 2019 РАССМОТРЕНО ПЦМК по профессиональному модулю  ГАПОУ НСО «КМТ» (протокол от              №  ) Автор ­ составитель: преподаватель ПМ.02. Участие в лечебно – диагностическом и  реабилитационном процессах квалификационная категория – первая. Романькова Тамара Андреевна. Пояснительная записка   к методической разработке   ПМ. 02.  Участие в лечебно – диагностическом и  реабилитационном процессах по теме: Организация и оказание сестринской помощи   при  заболеваниях органов дыхания. Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и  умений по теме: Организация и оказание сестринской помощи   при заболеваниях органов  дыхания, в ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания.   Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для   использования   на   теоретическом   занятии   в   рамках   специальности   34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.   В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен: знать:  З. 1 ­ причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи; З. 2 ­ пути введения лекарственных препаратов; ПК 2.1 ­ Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть  вмешательств; ПК 2.2 ­ Осуществлять лечебно­диагностические вмешательства, взаимодействуя с  участниками лечебного процесса; ПК 2.3 ­ Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами; ПК 2.4 ­ Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их  использованиями; ПК 2.5 ­ Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий  медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса; ПК 2.6 ­ Вести утвержденную медицинскую документацию; Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно­методического плана»,   «Описание   хода   занятия»,   «Теоретическое   осмысление   учебного   материала   и актуализация   опорных   знаний»   (приложение   №1),  «Изложение   нового   материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5). Ход занятия Основные этапы  занятия. Коды формируемых компетенций 1. Организационный момент Цель:   этап   дисциплинирует   и настраивает   студентов   на учебную деятельность  учебной  Цель: 2. Мотивация     3 деятельности. активизировать познавательную   деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста Теоретическое   осмысление учебного   и актуализация   опорных   знаний (приложение №1) Цель:   уровень   выявить теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 4. Изложение   нового   материала   материала (приложение №2) Цель­ сформировать знания  7. Физкультминутка   (приложение №3) Цель:   снятие   напряжения   с мышц верхних конечностей   шеи,   Ориентировочн Содержание этапа. Методическое ое время 2 мин. 3 мин. 15 45 мин 3 мин обоснование       на отмечает Преподаватель отсутствующих занятии, проверяет   готовность   аудитории   и студентов к занятию Преподаватель   значимость, Определяет цели и план занятия. подчеркивает   актуальность   темы. Использование   активных   форм опроса с указанием цели: ­ фронтальный   опрос   с   целью определения уровня знаний  тест ­ контроль  ­   (вербальный)   метод Словесный, обучения.  Презентация  Преподаватель организует выполнение   комплекса   физических упражнений.   8. Осмысление и систематизация 15 мин. Закрепление материала. полученных знаний    (приложение №4) Цель:   систематизировать   и закрепить полученные знания и умения 9. Подведение   (приложение №5) итогов 5 мин. 10. Задание на дом 2 мин.   Обсуждаются итоги самостоятельной   работы   студентов и   выставляются   оценки   с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия. Внеаудиторная работа: Э.В.  Смолева. Сестринское дело в терапии с курсом первичной  медицинской помощи  Всего 90 мин  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ Тема занятия Организация и оказание сестринской помощи   при заболеваниях органов  дыхания.  Тип занятия: лекция  Место проведения кабинет  Продолжительность проведения занятия 90 минут Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного  материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03. Цели занятия: 1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать пути введения  лекарственных средств при заболеваниях органов дыхания        2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей  будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного  отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению  социальных, культурных и религиозных различий. 3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи  профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию  планировать и осуществлять повышение квалификации . Организовывать рабочее место с  соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и  противопожарной безопасности. Развивать стремление к осуществлению поиска и  использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития, принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать  собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:   Причины, клинические проявления, возможные осложнение, методы диагностики  проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;  Виды, формы и методы реабилитации;  Вести утверждённую медицинскую документацию;  Осуществлять реабилитационные мероприятия;  ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть  вмешательств;  ПК 2.2Осуществлять лечебно­диагностические вмешательства, взаимодействуя с  участниками лечебного процесса;  ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;  ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их  использованиями;  ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий  медицинского назначения в ходе лечебно­диагностического процесса;        ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию. Междисциплинарная интеграция: Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, ПМ. 01. МДК. 01.01. Здоровый  человек и его окружение, Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы  микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с  медицинской терминологией Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в  лечебно­диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной  медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях Внутри дисциплинарные связи: Осуществление сестринской помощи при заболеваниях  органов дыхания, Осуществление сестринской помощи при заболевании органов  кровообращения, Осуществление сестринской помощи пациентам при заболеваниях почек. Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения  манипуляций Внеаудиторная работа: конспект лекции, Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с  курсом первичной медицинской помощи Серия «Медицина для вас»,  Ростов­на­Дону,  «Феникс»  Работа с текстом учебника. Оформление глоссария по теме. Перечень литературы: Основная: Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской  помощи Серия «Медицина для вас», Ростов­на­Дону, «Феникс»  Дополнительная: Т. П. Обуховец., Сестринское дело в терапии с курсом первичной  медицинской помощи: ПРАКТИКУМ. Издание – 3. Ростов – на – Дону «Феникс». Приложение№1 Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения,  методы диагностики проблем пациента, организации и оказания сестринской помощи  пациентам с  заболеваниями и состояниями  (плевриты) при решении тестовых заданий. 1. Заболевание, которое может осложниться плевритом:         1. бронхит         2. бронхиальная астма         3. рак легкого         4. эмфизема легких 2. Основной симптом при сухом плеврите:         1. одышка         2. слабость         3. лихорадка         4. боль в грудной клетке 3. Основной симптом экссудативного плеврита:         1. боль в грудной клетке         2. слабость         3. кровохарканье         4. нарастающая одышка 4. Пациент занимает вынужденное положение лежа на больной стороне при:         1. бронхите         2. бронхиальной астме         3. бронхоэктатической болезни         4. сухом плеврите 5. Зависимое сестринское вмешательство при сухом плеврите ­ это применение:         1. анальгетиков         2. спазмолитиков         3. нитратов         4. цитостатиков 6. Скопление воспалительной жидкости в полости плевры наблюдается при:         1. бронхите         2. бронхиальной астме         3. экссудативном плеврите         4. эмфиземе легких 7. Для плевральной пункции медсестра готовит: 1. иглу длинной 10­15 см         2. иглу Дюфо         3. иглу Кассирского         4. троакар 8. Плевральную пункцию с лечебной целью проводят при:         1. бронхиальной астме         2. пневмонии         3. хроническом бронхите         4. экссудативном плеврите 9. Подготовка пациента к плевральной пункции:         1. поставить очистительную клизму         2. промыть желудок         3. опорожнить мочевой пузырь         4. разъяснить сущность манипуляции 10. При проведении плевральной пункции врачом одномоментно извлекается жидкости не       более (в литрах):         1. 0,5         2. 1­1,5         3. 3         4. 5 Система оценивания: Названы правильно причины плевритов, клинические проявления, возможные осложнения,  методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи при  решении тестовых заданий. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1  балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю ­ выставляется 0 баллов.  Максим альное количество­10 баллов. Оценивание осуществляется по критерию Оценка «Отлично» проставляется за 10 ­ 9 правильных ответов. Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов. Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов. Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов. Эталон ответа  1. 3;  2. 4;  3. 4; 4. 4; 5. 1;  6. 3;  7. 1; 8. 4; 9. 4;  10. 2. Условия выполнения задания: 1. Место (время) выполнения задания: аудитория  2. Максимальное время выполнения задания: _10 _мин./час. 3. Вы не можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем. Приложение № 2 Пути введения лекарственных средств при заболеваниях органов дыхания        Лекарственная терапия многочисленных острых и хронических заболеваний органов  дыхания занимает ведущее место в медицинской практике. Эта терапия всегда носит  комплексный характер и включает применение препаратов разных фармакологических  групп (противомикробных, противоаллергических и др.). Вместе с тем различают основные группы лекарственных средств, влияющих на  органы дыхания. Их классифицируют: 1 Стимуляторы дыхания (аналептики прямого и рефлекторного действия, которые  были рассмотрены ранее). 2 Противокашлевые средства. 3 Отхаркивающие средства. 4 Бронхолитические средства. Кашель – это сложная рефлекторная реакция в ответ на раздражение дыхательных  путей. Осуществляется посредством кашлевого центра, расположенного в продолговатом  мозге. Основной функцией кашля является удаление мокроты – секрета слизистой  дыхательных путей. В зависимости от отхождения мокроты различают сухой и влажный кашель. При  сухом кашле мокрота не отделяется, поэтому целесообразно применение противокашлевых средств, подавляющих кашлевой рефлекс, при влажном кашле нужно обеспечить более  лёгкое и полное отделение мокроты, что достигается применением отхаркивающих средств и муколитиков. Классификация противокашлевых средств. 1 Наркотические противокашлевые средства. 2 Ненаркотические противокашлевые средства. Большинство противокашлевых средств оказывают центральное действие, они  тормозят кашлевой рефлекс, угнетая кашлевой центр. Эта группа представлена  наркотическими средствами (кодеин, этилморфин) и близкими к ним по действию, но  лишёнными наркотических свойств (глауцин, стоптуссин, тусупрекс). Колеина фосфат в настоящее время не применяется как самостоятельное средство, а  входит в состав препаратов: Коделак – содержит 8 мг кодеина, траву термопсиса и натрия гидрокарбонат. Терпинкол – также содержит 8 мг кодеина, терпингидрат и натрия гидрокарбонат. Оба препарата оказывают противокашлевое и отхаркивающее действие, применяются  при кашле различной этиологии. Противопоказаны при гиперчувствительности и детям до 2 лет. Ненаркотические противокашлевые средства лишены недостатков наркотических  препаратов, которые могут угнетать дыхательный центр, ухудшать состояние больных  бронхиальной астмой, вызывать сонливость, запор, а при длительном и систематическом  применении – привыкание и пристрастие. Ненаркотические средства по механизму действия могут угнетать кашлевой центр  или воздействовать на периферическое звено – чувствительные рецепторы дыхательных  путей. Глауцина гидрохлорид (глаувент) Сп. Б. таб. 0,05 Избирательно угнетает кашлевой центр, не влияет на дыхательный центр, не вызывает привыкания и пристрастия. Применяется как противокашлевое средство при заболеваниях лёгких и дыхательных  путей. Побочное действие: головокружение, тошнота, снижение АД. Противопоказан при пониженном АД, инфаркте миокарда. Бронхолитин СП. Б. сироп 125 мл Содержит глауцин, эфедрин, масло шалфея и лимонную кислоту. Применяется как  противокашлевое и бронхорасширяющее средство при острых и хронических бронхитах и  астматоидных состояниях. Окселадина нитрат (тусупрекс) таб. 0,01 и 0,02 Действует аналогично глауцину, оказывает умеренное бронхолитическое действие. Бутамирата цитрат (синекод, стоптуссин) таб. 5 мг, сироп 10 мл Близок к тусупрексу, оказывает противокашлевое, умеренное бронхорасширяющее,  отхаркивающее и противовоспалительное действие. Применяется при остром и хроническом кашле. Либексин таб. 0,1 По активности не уступает кодеину, не угнетает дыхания. Отличается от других  препаратов механизмом действия: угнетает чувствительные рецепторы дыхательных путей. Оказывает также местноанестезирующее, спазмолитическое, а при хронических  бронхитах противовоспалительное действие. Назначается как противокашлевое средство при воспалительных заболеваниях  дыхательных путей. Может применяться перед бронхоскопией и бронхографией. Во избежание анестезии слизистой рта, таблетку проглатывают не разжёвывая. Целью применения отхаркивающих средств является улучшение отхождения  мокроты. При этом отхаркивающие средства стимулируют образование более жидкой, а  следовательно, легкоотделяемой мокроты. Таким образом выбор лекарственного средства  определяется характером мокроты. Поэтому отхаркивающие средства классифицируют на 2 группы: 1 Средства, стимулирующие отхаркивание (секретолитики). 2 Муколитики. Секретолитические препараты усиливают активность мерцательного эпителия  бронхиол, способствуют быстрому продвижению мокроты из нижних в верхние отделы  дыхательных путей, а затем её удалению. Этот эффект сопровождается снижением  вязкости мокроты. Условно препараты этой группы делятся на:   средства рефлекторного действия; средства резорбтивного действия. Рефлекторно действующие препараты при приёме внутрь раздражают рецепторы  желез желудка, при этом рефлекторно усиливается секреция бронхиальных желез. К рефлекторно действующим препаратам относят препараты термопсиса, алтея и др.  отхаркивающих растений, натрия бензоат, терпингидрат и др. Препараты резорбтивного действия после приёма внутрь выделяются слизистой  дыхательных путей и вызывают непосредственное разжижение мокроты (иодид калия,  хлорид аммония, натрия гидрокарбонат). Трава термопсиса Сп. Б Трава термопсиса ланцетовидного содержит сумму алкалоидов, оказывающую  отхаркивающее действие, а в больших дозах – рвотное. Применяется в виде настоя по 1 стол. ложке 3­4 раза в день, таблетки от кашля  (термопсис+сода), сухая микстура для взрослых (термопсис, солодка, сода, натрия бензоат и аммония хлорид, анисовое масло, сахар). Применяют в виде водного разведения 1:10 как  отхаркивающее средство. Корни алтея Корни алтея лекарственного содержат до 35% растительной слизи. Применяются в  виде порошка, сиропа (2 части экстр. алтейного корня+98 частей сахарного сиропа), сухой  микстуры для детей (экстракт алтейного корня, сода, бензоат натрия, экстракт солодки,  хлорид аммония, анисовое масло, сахар). Применяют в виде водного разведения 1:10 как  отхаркивающее. Входит в состав грудных сборов. Мукалтин таб. 0,05 Смесь полисахаридов из надземной части алтея лекарственного. Применяется как  отхаркивающее средство при острых и хронических заболеваниях дыхательных путей. Перед приёмом таблетку растворяют в 1/3 стакана тёплой воды. Калия йодид пор. Назначается при густой, трудноотделяемой мокроте в виде 1­3% раствора по 1 ст.  ложке по 5 раз в день. Раствор рекомендуется запивать молоком во избежание раздражения желудка. Натрия гидрокарбонат (сода) пор. Повышает щелочные резервы крови и сдвигает в щелочную сторону реакцию  бронхиальной слизи, делает мокроту менее вязкой. Может применяться внутрь или ингаляционно. Муколитические препараты – это лекарственные средства, расщепляющие мокроту, влияя на её физико ­ химические свойства. Их применяют при густой, тягучей, плотной  мокроте. Муколитические препараты различаются по механизму действия: Протеолитические ферменты – трипсин, разрывают пептидные связи молекул белка ,  ацетилцистеин – способствует разрыву дисульфидных связей, бромгексин и близкие к нему препараты стимулируют выработку эндогенного сурфактанта ­ ПАВ,синтезируемого в альвеолярных клетках. Сурфактант выстилает в виде тонкой плёнки внутреннюю  поверхность лёгких, обеспечивает стабильность альвеолярных клеток в процессе дыхания  и способствует скольжению бронхолёгочного секрета по эпителию и облегчению его  выделения из дыхательных путей. В настоящее время в медицинской практике применяют не только стимуляторы  биосинтеза сурфактанта, но и природные и искусственные ПАВ, замещающие временно  природный сурфактант при его образовании. Эти вещества получили название сурфактанты и применяются для лечения респираторного дистресс­синдрома у недоношенных детей. Ацетилцистеин (АЦЦ, мукобене) амп. 20%­5 или 10 мл Пакетики по 100. 200мг Эффективный муколитический препарат, разжижает мокроту, увеличивает её объём,  облегчает выделение, уменьшает воспалительные явления. Разжижает гной. Применяется при заболеваниях органов дыхания с повышенной вязкостью мокроты и  присоединении гнойной инфекции. Вводится ингаляционно. Бромгексин (сольвин, флегамин) таб. 0,008 и 0,004 дет. Оказывает муколитическое и слабое противокашлевое действие. Стимулирует  образование эндогенного суфрактанта. Применяется как отхаркивающее средство при острых и хронических заболеваниях  дыхательных путей, инфекционно­аллергической форме бронхиальной астмы, туберкулёзе  лёгких, острой и хронической пневмонии. Хорошо сочетается с антибактериальными, бронхорасширяющими и др. Побочное действие: аллергические реакции, диспепсические расстройства. Аналогичным эффектом обладает препарат амброксол (амбробене, лазолван) таб.  0,03, сироп 0,3%­100 мл, 0,75% раствор для ингаляций по 400 мл амп. 0,75%­2 мл. Бронхолитические средства – это лекарственные препараты разных  фармакологических групп, способные устранять и предупреждать спазм бронхов. Классификация бронхолитических средств: 1 Стимуляторы в­адренорецепторов (симпатомиметики): а) прямого действия (адреналин, изадрин, орципреналин, сальбутамол, фенотерол) б) непрямого действия (эфедрин и препараты, в состав которых он входит:  солутан, теофедрин и др.) 2. Антихолинергические средства (атропин, платифиллин, метацин, атровент,  тровентол) 3. Метилксантины – препараты, непосредственно действующие на гладкие мышцы  бронхов (эуфиллин, теофиллин и др.) 4. Глюкокортикостероиды ( преднизолон, бекотид) 5. Средства, подавляющие высвобождение медиатора (кромолин­натрий, недокромил­ натрий, кетотифен) 6. Муколитики и отхаркивающие средства. К в2­адреностимуляторам относят беродуал и тербуталин. Беродуал фл. 15 мл 300 доз Комбинированный аэрозольный препарат, содержащий в2­миметик фенотерол и  холинолитик ипратропия бромид (атровент). Сочетание в беродуале бронхорасширяющего  действия препаратов 2 групп позволяет получить более выраженный и продолжительный  эффект, при меньших дозах фенотерола. Назначается для купирования острых приступов удушья и затруднённого дыхания  при бронхоспазме по 1­2 дозы 3 раза в день. Тербуталин (бриканил) Сп. Б аэр. таб. 0,0025 По структуре близок к в­2миметику сальбутамолу. Оказывает бронхорасширяющее и  токолитическое действие. К группе ходинэргических средств относятся ипратропия бромид и тровентол. Ипратропия бромид (атровент) фл. 15 мл 300 доз Блокирует м­холинорецепторы бронхов. Применяется при бронхиспастических  состояниях по 1­2 дозы 3­4 раза в день. Тровентол фл. 300 доз Антихолинэргическое средство с преимущественным влиянием на м­ холинорецепторы бронхов. Эффективен при бронхоспазме по 1­2 вдоха каждые 4­6 часов. Производные пурина (метилксантины) оказывают выраженное бронхорасширяющее  действие. Теофиллин Сп. Б пор. Оказывает влияние на различные функции организма: стимулирует ЦНС; усиливает сократительную деятельность миокарда; расширяет периферические, коронарные и почечные сосуды; оказывает умеренное диуретическое действие; тормозит высвобождение из тучных клеток медиаторов аллергии; оказывает бронхорасширяющий эффект.       В чистом виде в настоящее время не назначается. пролонгированного действия:  теопек, теотард, теодур, ретафил, теофедрин. Эуфиллин (аминофиллин) Сп. Б. таб. б. 15 амп 2,4%­10 мл в/в 24%­1 мл в/м Препарат теофиллина состоит на 80% из теофиллина и на 20% ­ этилендиамина, у  которого выявлено спазмолитическое действие. Этилендиамин увеличивает растворимость теофиллина. Является препаратом выбора при бронхоспазме. Эффективен при непрерывно­рецидивирующей бронхиальной астме. М.Д. расслабляет гладкую мускулатуру бронхов и тормозит выделение медиатора. Хорошо всасывается при приёме внутрь, назначается после еды, так как раздражает  желудок. В/в вводится медленно в 10 мл физраствора. В/м инъекции болезненны. Побочное действие: диспепсические расстройства, при быстром в/в введении  возможны головокружение, головная боль, сердцебиение, тошнота, рвота, судороги, резкое  снижение АД. Противопоказан при гипотензии, экстрасистолии, эпилепсии. Не следует применять  препарат при сердечной недостаточности, инфаркте миокарда. Средства, стимулирующие дыхание Препараты Прямого  действия:бемегрид,  этимизол, кофеин,  камфора Механизм действия,  фармакологические эффекты Прямое возбуждающее  действие на дыхательный и  сосудодвигательный  центры.Этимизол оказывает  также угнетающее действие  на кору головного мозга. Показания к  применению В настоящее время применяются  редко. Угнетение  дыхательного  центра, отравления снотворными и  наркотическими  анальгетиками  Побочные  Эффекты Тошнота, рвота,  судороги,  мышечные  подергивания,  тревожность.  Бемегрид,  кордиамин,  камфора имеют легкой степени,  отравление окисью углерода,  асфиксия  новорожденных,  восстановление  легочной  вентиляции в  посленаркозном  периоде. Этимизол – в  психиатрической  практике.   небольшую  широту  терапевтического  действия. Рефлекторного  действия: цититон,  лобелина  гидрохлорид Смешанного  действия: кордиамин,  карбоген Возбуждение N­ холинорецепто­ ров   → синокаротидной зоны  афферентные импульсы в   → продолговатый мозг  повышение активности  дыхательного центра. Центральный эффект +  рефлекторное действие с  хеморецепторов  синокаротидной зоны.  Противокашлевые средства Препараты данной группы уменьшают интенсивность и частоту кашля. Применяются  при непродуктивном, изнуряющем кашле, нарушающем сон и нормальную повседневную активность. Являются симптоматическими средствами.  Противокашлевые средства Препараты Центрального действия Механизм действия Побочные Эффекты Наркотического типа  действия: кодеин,  этилморфина гидрохлорид Прямое угнетение нейронов  кашлевого центра. Угнетение дыхания,  лекарственная  зависимость, привыкание, запоры, повышение  тонуса бронхов. Ненаркотического  действия: глауцина  гидрохлорид, окселадина  цитрат (тусупрекс) Периферического действия Преноксдиазин (либексин) Тошнота, головокружение. Местноанестезирующее действие на  слизистую оболочку верхних  дыхательных путей; понижение  тонуса бронхов Тошнота, диарея,  онемение слизистой рта и  глотки, аллергические  реакции. Отхаркивающие и мукалитические средства Препараты данной группы способствуют удалению из дыхательных путей вязкой,  трудноотделяемой мокроты. Отхаркивающие и муколитические средства Препараты Отхаркивающие Механизм действия Побочные эффекты,  Противопоказания Рефлекторного  действия: препараты травы  термопсиса, ипекакуаны,  корня солодки, истода, алтея,  натрия бензоат Прямого действия: калия  йодид, натрия йодид, натрия  гидрокарбонат Муколитики Непосредственно действуют на мокроту,  уменьшают ее вязкость,  разжижают и облегчают, тем  самым, выделение Ацетилцистеин (АЦЦ),  карбоцистеин, Бромгексин, амброксол  рефлекторное повышение  При приеме внутрь оказывают  раздражающее действие на  рецепторы слизистой желудка  → активности мерцательного  эпителия дыхательных путей,  усиление секреции  бронхиальных желез, усиление сокращений мышц бронхов.  Ряд средств (препараты алтея, солодки) оказывают  дополнительное  противовоспалительное  действие.   При приеме внутрь  выделяются слизистой   → дыхательных путей  стимуляция секреции  бронхиальных желез,  разжижение мокроты,  повышение двигательной  активности мерцательного  эпителия Тошнота. Препараты  термопсиса, ипекакуаны  рефлекторно стимулируют  рвотный центр и в больших  дозах вызывают  рвоту. Противопоказания:  язвенная болезнь Раздражение слизистых  оболочек.  Противопоказания:  гиперчувствительность к  йоду Благодаря наличию свободных сульфгидрильных групп  приводят к разрыву  дисульфидных связей  протеогликанов  деполимеризация и снижение  вязкости мокроты Деполимеризация  мукопротеинов и  мукополисахаридов мокроты   → Редко ­ тошнота, рвота, шум  в ушах.  Противопоказания: язвенная  болезнь, заболевания печени, почек, дисфункция  надпочечников,  беременность, лактация. Редко – тошнота, рвота,  кожная сыпь. →  нормализация   разжижение. Стимуляция  → образования легочного  сурфактанта  реологических свойств  бронхолегочного секрета,  облегчение отделения  мокроты. Ферменты: трипсин,  химотрипсин Альфа дорназа  (Пульмозим) ­α Разрывают пептидные связи в  белковых молекулах      Рекомбинантный препарат  ­α дезоксирибонуклеазы ( ДНКазы), вызывает  деполимеризацию  внеклеточной ДНК у больных  муковисцидозом Раздражение слизистых  дыхательных путей,  охриплость голоса,  аллергические реакции  Фарингит, ларингит, кожный зуд, сыпь, крапивница,  изменения голоса. СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ Бронхиальная астма (БА) – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей,   сопровождающееся   гиперреактивностью   бронхов,   кашлем,   одышкой   и приступами   удушья,   вызванными   нарушением   бронхиальной   проходимости   разной степени   и   длительности.   Лечение   БА   складывается   из   систематической   (базисной) терапии,   направленной   на   профилактику   обострений   заболевания,   и   неотложной терапии обострений БА (приступов удушья). Соответственно, лекарственные средства делятся   на   препараты,   предназначенные   для   профилактики   или   для   купирования приступов. Классификация средств для лечения бронхиальной астмы I. Средства с противовоспалительным и противоаллергическим действием § Препараты глюкокортикоидов o Ингаляционные: беклометазон, будесонид, флутиказон o Системные: гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон, бетаметазон § Стабилизаторы мембран тучных клеток: кромоны (кромоглициевая кислота,  недокромил натрия); кетотифен § Антилейкотриеновые средства: o Ингибиторы синтеза лейкотриенов (5­липоксигеназы): зилеутон o Блокаторы лейкотриеновых рецепторов: зафирлукаст, монтелукаст II. Средства, расширяющие бронхи (бронхолитики) § Средства, стимулирующие β2­адренорецепторы (β2­адреномиметики или β2­агонисты) o Короткого действия: сальбутамол, фенотерол, тербуталин o Длительного действия: сальметерол, формотерол § М­холиноблокаторы: ипратропия бромид, тиотропия бромид § Спазмолитики миотропного действия o Метилксантины: теофиллин, аминофиллин (эуфиллин) СРЕДСТВА БАЗИСНОЙ ТЕРАПИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Глюкокортикоиды (ГК) являются на сегодня наиболее эффективными  противоастматическими средствами. Их клиническое действие выражается в угнетении  ранней и поздней фазы аллергического ответа, в улучшении показателей функции внешнего дыхания, снижении потребности в β2­агонистах, торможении неспецифической бронхиальной гиперреактивности, в уменьшении частоты обострений заболевания и  предотвращении необратимых бронхолегочных изменений. Проблема нежелательных побочных эффектов системного применения ГК в  значительной степени решается разработкой высокоактивных лекарственных форм для  местного применения. Достоинство – возможность создать высокую концентрацию  действующего вещества в патологическом очаге при незначительном системном  действии препарата. При сравнимой эффективности топические ГК вызывают  значительно меньше побочных эффектов. При бронхиальной астме используются  лекарственные формы ГК для ингаляционного введения. Препараты ингаляционных глюкокортикоидов Препарат Низкие Будесонид (Пульмикорт) – дозированный аэрозоль  для ингаляций, суспензия для ингаляций Беклометазон (Беклазон, Беклоджет) – дозированный аэрозоль или порошок для ингаляций Флутиказон (Фликсотид) – дозированный аэрозоль  для ингаляций 500  СРЕДСТВА ДЛЯ КУПИРОВАНИЯ ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Бронхолитики Средние суточные дозы, мкг Высоке Средние 500­ Более  1000 1000 400­800 Более  250­500 Более  100­250 200­500 200­400 800 Препараты Механизм действия β2­адреномиметики короткого  действия: сальбутамол,  фенотерол ­ дозированный  аэрозоль для ингаляций,  таблетки и сироп для приема  внутрь Активация β2­ адренорецепторов  бронхов   снижение  тонуса гладких мышц → М­холиноблокаторы: ипратропи я бромид – дозированный  аэрозоль для ингаляций Беродуал ­ фенотерол +  ипратропия бромид Метилксантины: теофиллин,  аминофиллин  → Блокада М3­ холинорецепторов  снижение тонуса  гладких мышц Активация β2­ адренорецепторов  бронхов + блокада М3­  → холинорецепторов  снижение тонуса  гладких мышц Ингибирование всех  изоформ  фосфодиэстеразы цАМФ. Блокада  А1 рецепторам  аденозина.   уровня   →↑ ↑ Побочные эффекты,  Противопоказания Тремор, тахикардия, аритмии,  напряженность, беспокойство,  головная боль, головокружение,  тошнота, рвота.  Противопоказания: тахиаритмии,  миокардит, пороки сердца,  гипертиреоз, сахарный диабет,  глаукома, детский возраст до 2 лет Редко: сухость слизистых. С  осторожностью при глаукоме.   Головокружение, сердцебиение,  аритмии, нарушения сна, тошнота,  рвота, беспокойство, судороги,  обострение язвенной болезни. При  в/в введении – резкое снижение АД. ↓ циркулирующего  адреналина.  транспорта ионов  кальция  высвобождения  гистамина  ↓   Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что β2­агонисты короткого и длительного  действия имеют общий механизм действия и являются бронходилататорами, препараты  длительного действия сальметерол и формотерол относятся к средствам базисной  терапии бронхиальной астмы и применяются для профилактики приступов заболевания  обязательно в комбинации с ИГКС. Комбинированные препараты, содержащие ИГКС и длительно действующий β2­агонист: • Серетид­ флутиказон + сальметерол • Симбикорт – будесонид + формотерол Существуют пролонгированные лекарственные формы теофиллина ­ таблетки ретард  (теопэк, теотард, теостат), которые также применяются для систематической терапии и  предупреждения приступов БА.  СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОСТРОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ  НЕДОСТАТОЧНОСТИ  Терапия отека легких  Адекватная оксигенация подачей кислорода с помощью маски  Морфина   гидрохлорид 2­5   мг   в/в   для   подавления   избыточной   активности дыхательного центра  Фуросемид 40­100 мг в/в для уменьшения ОЦК, расширения венозных сосудов, уменьшения венозного возврата к сердцу  При высоком АД: • • • натрия   нитропруссид в   дозе   20­30   мкг/мин   для   уменьшения постнагрузки при систолическом АД выше 100 мм рт.ст. вплоть до разрешения отека легких ганглиоблокаторы (пентамин, бензогексоний) α ­адреноблокаторы  (фентоламин)  Аминофиллин в   дозе   240­480   мг   в/в   для   уменьшения   бронхоконстрикции, увеличения почечного кровотока, увеличения выведения натрия  Пеногасители: спирт этиловый ингаляционно.  Глюкокортикоиды Приложение№3                                                       Физ. минутка  Упражнение 1 И.п. – руки за голову. 1­2 – отвести локти назад, прогнуться – вдох, 3­4 – и.п. – выдох (8­10 повторов) Упражнение 2 И.п. – стойка на ноги врозь. 1 – руки в стороны, поворот головы влево, 2 – подняться на  носки, наклонить голову назад, руки вверх ладонями внутрь. 3 – поворот головы вправо,  руки в стороны, 4 – и.п. (8­10 повторов) Упражнение 3 И.п. – руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 – и.п., 3­4 – то же  влево, 5 – полуприсед, руки вверх, 6 – и.п., 7 – полуприсед, руки вперед, 8 – и.п. (4­6  повторов) Упражнение 4 И.п. – руки согнуты в локтях. На каждый счёт «потряхивание» кистями (на 16­32 счёта) Упражнение 5 И.п. – руки к плечам. 1 – полуприсед, левую руку вверх, левую руку вверх, правую руку  вперед, поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – полуприсед, правую руку вверх, левую руку  вперед, поворот головы влево, 4 – и.п. (4 – 6 повторов). Принять положение правильной  осанки и сохранять в течении 5­6 секунд. Приложение№4                                                  Задания для самоподготовки Задание 1. Отметьте показания к применению противоастматических средств.    Показания к  Купирование  приступов БА Предупреждение  приступов БА применению Препараты   Будесонид Сальбутамол Формотерол Флутиказон Кромолин­натрий Фенотерол Монтелукаст Аминофиллин Ипратропий Теофиллин                                                                 Задание 2. Отметьте побочные эффекты противоастматических средств. Препараты Побочные  Будесонид Сальбутамол Аминофиллин Кромолин­ Реакции   Головокружение Тахикардия     Аритмии   Тошнота Рвота   натрий                               Монтелукаст Кашель Бронхоспазм Судороги Кандидоз слизитой  полости рта Фарингит, ларингит Беспокойство Сухость во рту Тремор Задание 3. Отметьте побочные эффекты противокашлевых и отхаркивающих средств. Контрольные вопросы: 1. Стимуляторы дыхания: классификация, механизмы действия, применение. 2. Противокашлевые средства: классификация, механизм действия, применение. 3. Отхаркивающие и муколитические средства: классификация, механизмы действия,  применение. 4. Средства, применяемые при бронхиальной астме. Классификация. 5. Препараты ингаляционных глюкокортикоидов, механизм действия, применение. 6. Стабилизаторы мембран тучных клеток: механизм действия, применение. 7. Антилейкотриеновые средства: классификация, механизмы действия, применение. 8. Бронхолитические средства: классификация по механизму и продолжительности  действия, особенности применения бета­адреномиметиков, М­холиноблокаторов,  комбинированных препаратов. 9. Метилксантины: механизм действия, применение. 10. Основные принципы терапии острой дыхательной недостаточности. 11 Стимуляторы дыхания 12 Противокашлевые средства 13 Отхаркивающие и муколитические средства 14 Средства, применяемые при бронхиальной астме 15 Средства, применяемые при острой дыхательной недостаточности Приложение№5 Критерии оценки Внешний вид Активность  Студент  полностью  готов к  занятию  (халат  чистый,  глаженный,  сменная  обувь. «+ 1»  балл   Студент  небрежен  (грязный и  мятый халат,  нет второй  обуви «­ 1»  балл   Активное участие принимает не  только в  выступлении, но и  задавал вопросы  другим участникам, аккуратно  выполняет задания  и делает записи в  своей тетради «+ 1» балл   Проявил среднюю заинтересованность в выступлении, не  внимателен,  отвлекается, ведет  посторонние  разговоры, делает  небрежные записи в тетради «­ 1» балл Теоретическое осмысление учебного материала и  актуализация опорных знаний Система оценивания: Названы правильно причины плевритов, клинические  проявления, возможные осложнения, методы  диагностики проблем пациента организацию и  оказание сестринской помощи при решении тестовых заданий. При дихотомической системе оценивания критерием  оценки выступает правило: За правильное решение, соответствующее  эталонному показателю выставляется 1 балл, за  неправильное решение, несоответствующее  показателю ­ выставляется 0 баллов. Максим альное  количество­10 баллов. Оценивание осуществляется по критерию Оценка «Отлично» проставляется за 10 ­ 9  правильных ответов. Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных  ответов. Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7  правильных ответов. Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов. Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов 12 балла 11­ 20 баллов 10 – 18 балов 9 и менее  5 (отлично) 4 (хорошо) 3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2019