ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
чтение
3 кл
20.01.2018
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сейчас эта тема особенно актуальна особенно для учеников начальной школы. В это период развивается мышление, которое обеспечивает в дальнейшем усвоение новых знаний. Исследование можно классифицировать по количеству участников, по месту проведения, по теме. Первый этап исследования это первый класс, второй этап- второй класс, третий этап это третий и четвертый классы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В   исследованиях   многих   педагогов   и   психологов   подчёркивается,   что оригинальность   мышления,   творчество   школьников   наиболее   полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.  Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.  Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.  Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск   новых,   оригинальных   способов   их   решения,   начинается   подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые  знания,  не учит, а помогает   учиться  и  развиваться,  создаёт  такие ситуации,   при   которых   ребенок   сам   формирует   понятие   об   изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.  Исследовательский   интерес   –   качество   личности,   свойственное   ребенку   в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. В   отличие   от   проектирования   исследовательская   деятельность   изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации.  Но   вместе   с   тем   исследовательское   обучение   должно   максимально напоминать   научный   поиск,   а,   следовательно,   отвечать   как   минимум   трем условиям: стремиться   определять   и   выражать   качество   неизвестного   при   помощи известного; непременно   измерять   все,   что   может   быть   измерено,   по   возможности показывать численное отношение изучаемого к известному; всегда определять место изучаемого в системе известного. Исследование предполагает наличие основных этапов:  постановка проблемы; –   деятельность изучение теории, посвящённой данной проблематике;  подбор методик исследования;  сбор материала, его анализ и обобщение;  научный комментарий;  собственные выводы.  В   работе   с   детьми,   безусловно,   полезны   и   проектные   методы,   и   методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и   исследовательские   работы.   На   практике   чаще   всего   они   соединяются   в проектно­исследовательскую деятельность.  Проектно­исследовательская   деятельность   по проектированию   собственного   исследования,   предполагающая   выделение целей   и   задач,   выделение   принципов   отбора   методик,   планирование   хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным   отличием   учебной   проектно­исследовательской   деятельности   от научной   является   то,   что   в   результате   её   учащиеся   не   производят   новые знания,   а   приобретают   навыки   исследования   как   универсального   способа освоения   действительности.   При   этом   у   них   развиваются   способности   к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.  В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня первый:   педагог   сам   ставит   проблему   и   намечает   пути   решения,   само   же решение предстоит найти ученику; второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. Исследования можно классифицировать по­разному: по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные) по месту проведения (урочные и внеурочные); по времени (кратковременные и долговременные); по теме (предметные или свободные), по   проблеме   (освоение   программного   материала;   более   глубокое   освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу). Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста   учащихся   и   конкретных   педагогических   задач.   Формирование исследовательской   деятельности   младших   школьников,   как   правило, проходит в несколько этапов. создание   проблемных   ситуаций, Первый   этап   соответствует   первому   классу   начальной   школы.   Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание   исследовательской   активности   школьников   на   основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать  предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в   урочной   деятельности   –   коллективный   учебный   диалог,   рассматривание предметов,   чтение­рассматривание, коллективное   моделирование;   во   внеурочной   деятельности  –  игры­занятия, совместное   с   ребенком   определение   его   собственных   интересов, индивидуальное   составление   схем,   выполнение   моделей   из   различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.  Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на   приобретение   новых   представлений   об   особенностях   деятельности исследователя; на   развитие   умений   определять   тему   исследования,   анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно­исследовательскую деятельность осуществляется   через   создание   исследовательской   ситуации   посредством учебно­исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.   На   данном   этапе   используются   следующие   методы   и   способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану,   рассказы   детей   и   учителя,   мини­исследования;   во   внеурочной деятельности   –   экскурсии,   индивидуальное   составление   моделей   и   схем, мини­доклады, ролевые игры, эксперименты.  Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания обогащение исследовательского опыта   школьников   через   дальнейшее   накопление   представлений   об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.  С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини­исследования, уроки­исследования, коллективное   выполнение   и   защита   исследовательских   работ,   наблюдение, анкетирование,   эксперимент   и   другие.   На   протяжении   всего   этапа   также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.  Кроме   урочной   учебно­исследовательской   деятельности   активно используются   и   возможности   внеурочных   форм   организации   исследования. Это   различные   внеклассные   занятия   по   предметам,   а   так   же   домашние исследования школьников.  Домашние   исследования   являются   необязательными   для   детей,   они выполняются   по   собственному   желанию   школьников.   Главное,   чтобы результаты   работы   детей   были   обязательно   представлены   и прокомментированы   учителем   или   самими   детьми   (показ,   выставка).   Тем самым   обеспечивается   стимулирование   и   поддержка   исследовательской активности ребенка. Удобнее   всего   организовывать   исследовательскую   деятельность   на   уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно. На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка   «Теремок»,   знакомая   учащимся   с   раннего   детства.   При   её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха   и   комар).   Для   того   чтобы   его   разрешить,   можно   познакомиться   с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидеть, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок),   сюжет   сказки   одинаков.   Отвечая   на   вопрос   почему   так?   можно получить   представление   об   такой   особенности   народного   творчества   как вариативность.   При   сравнении   русской   народной   сказки   «Теремок»   с украинской сказкой «Рукавичка» можно получить представление о «бродячем сюжете».   При   сравнении   русской   народной   сказки   «Теремок»   с   пьесой­ сказкой   Сергея   Михалкова   можно   увидеть   отличие   народной   сказки   от литературной,   отличие   сказки   от   пьесы.   Вот   сколько   возможностей   для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка. На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут   быть   такими:   свойства   бумаги,   свойства   разных   тканей,   сравнение свойств   бумаги   и   тканей.   Знание   свойств   материалов   помогает   их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть   очень   разнообразной.   Часто   при   её   проведении   используются информационно­коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете,   и   оформление   результатов   работы   в   виде   мультимедийной презентации.   Несомненно,   овладение   учащимися   ИКТ   соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Румянцева   Н.Ю.   Организация   учебно­исследовательской   деятельности младших школьников.­pedsovet.org Список  литературы: Румянцева Н.Ю. Потенциальная  готовность учителя к организации учебно­ исследовательской деятельности младших школьников.­ pedsovet.org Савенков   А.И.   Содержание   и   организация   исследовательского   обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.  Якимов Н.А. Проектно­исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1.  Список Интернет­ресурсов по проблемам исследовательской деятельности: www.researcher.ru  ­   сайт   журнала   «Исследовательская   работа   школьника».   Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.  www.konkurs.dnttm.ru Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области Организация исследовательской деятельности младших школьников Автор: Богданова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол  Белгородской области» г. Новый Оскол, 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018