Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО Приказ №112от 30.08.2019 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
Предметная область – язык и речевая практика
Предмет - речевая практика
Начальный уровень обучения (НОО)
для учащихся 3 класса,
на 2019 - 2020 учебный год
|
Составила Кавылина Надежда Васильевна, учитель начальных классов
|
с. Новообинцево,
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2019/2020 учебный год; Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ».
Место в учебном плане
На изучение программы в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем
или артистами в аудиозаписи;
— выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие
стихотворения после анализа;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова,
уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться,
используя соответствующие выражения;
— сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и
фамилии своих родственников;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа по
темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на
картинно-символический план;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно
доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие
стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь
на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по
программе «Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и
государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях
(покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих
людей;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах
культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и
3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов
обучения).
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов,
предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья;
был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в
скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку.
Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с
помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр
видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или
просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая
соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на
картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася
удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски).
Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном
выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных
диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит»
(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на
всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена
тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и
наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы
голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств
соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть,
страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на
схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной,
повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации,
например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они
на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем
расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас
животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение
обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить
что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить,
пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на
иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по
определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все
слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя
все слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо
делать это вежливо и не обижать его;
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста»,
«Извини», «Извините», «Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни
(вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные
открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы,
предложений о совместных действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай
познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы
«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия
и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с
помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как
дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю
тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства:
улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как
хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно
мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…
(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и
др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник».
«Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у
врача», «Отправляюсь в магазин», «Я — зритель», «Какая сегодня погода?».
«Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со
скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка»,
«Весенние поздравления», «Готовим подарок к празднику», «Поздравляем с
Днём победы!», «Узнай меня!».
«Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Беседа по ТБ. Снова в школу! |
1 |
2 |
Снова в школу! |
1 |
3 |
Снова в школу! |
1 |
4 |
Снова в школу! |
1 |
5 |
Мы собрались поиграть |
1 |
6 |
Мы собрались поиграть |
1 |
7 |
Мы собрались поиграть |
1 |
8 |
Мы собрались поиграть |
1 |
9 |
В библиотеке |
1 |
10 |
В библиотеке |
1 |
11 |
В библиотеке |
1 |
12 |
В библиотеке |
1 |
13 |
На приёме у врача |
1 |
14 |
На приёме у врача |
1 |
15 |
На приёме у врача |
1 |
16 |
«Лисичка со скалочкой» |
1 |
17 |
«Лисичка со скалочкой» |
1 |
18 |
«Лисичка со скалочкой» |
1 |
19 |
Сказки про Машу |
1 |
20 |
Сказки про Машу |
1 |
21 |
Сказки про Машу |
1 |
22 |
Сказки про Машу |
1 |
23 |
Отправляюсь в магазин |
1 |
24 |
Отправляюсь в магазин |
1 |
25 |
Отправляюсь в магазин |
1 |
26 |
Отправляюсь в магазин |
1 |
27 |
Телефонный разговор |
1 |
28 |
Телефонный разговор |
1 |
29 |
Телефонный разговор |
1 |
30 |
Телефонный разговор |
1 |
31 |
Новогодние поздравления |
1 |
32 |
Новогодние поздравления |
1 |
33 |
Я - зритель |
1 |
34 |
Я - зритель |
1 |
35 |
Я - зритель |
1 |
36 |
Я - зритель |
1 |
37 |
Какая сегодня погода? |
1 |
38 |
Какая сегодня погода? |
1 |
39 |
Какая сегодня погода? |
1 |
40 |
Какая сегодня погода? |
1 |
41 |
«Снегурочка» |
1 |
42 |
«Снегурочка» |
1 |
43 |
«Снегурочка» |
1 |
44 |
«Снегурочка» |
1 |
45 |
Весенние поздравления |
1 |
46 |
Весенние поздравления |
1 |
47 |
Весенние поздравления |
1 |
48 |
Весенние поздравления |
1 |
49 |
Готовим подарок к празднику |
1 |
50 |
Готовим подарок к празднику |
1 |
51 |
Готовим подарок к празднику |
1 |
52 |
Готовим подарок к празднику |
1 |
53 |
Весёлый праздник |
1 |
54 |
Весёлый праздник |
1 |
55 |
Весёлый праздник |
1 |
56 |
Весёлый праздник |
1 |
57 |
Учимся понимать животных |
1 |
58 |
Учимся понимать животных |
1 |
59 |
Учимся понимать животных |
1 |
60 |
Учимся понимать животных |
1 |
61 |
Поздравляем с Днём Победы! |
1 |
62 |
Поздравляем с Днём Победы! |
1 |
63 |
Поздравляем с Днём Победы! |
1 |
64 |
Поздравляем с Днём Победы! |
1 |
65 |
Узнай меня! |
1 |
66 |
Узнай меня! |
1 |
67 |
Узнай меня! |
1 |
68 |
Узнай меня! |
1 |
|
Итого |
68 |
Литература
Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М. : Просвещение, 2016.
С. В. Комарова. Речевая практика 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М. : Просвещение, 2019
Лист внесения изменений
Дата непроведённого урока |
Тема непроведённого урока |
Способ восстановления |
Дата проведения |
Учитель, подпись |
Администратор, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.