АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Вариант 1 речевая практика для учащихся 3 класса

  • Документация
  • docx
  • 26.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; — выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; — участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; — сообщать сведения о себе: имя
Иконка файла материала реч.практ.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

 

 

ПРИНЯТО

 

на заседании педагогического совета

МБОУ «Новообинцевская СОШ»

 

 

 

 

Протокол № 9 от 29.08.2019

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №112от 30.08.2019

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Вариант 1

 

Предметная  область – язык и речевая практика

Предмет   -  речевая практика

Начальный уровень обучения (НОО)

для  учащихся 3 класса,

на 2019 - 2020  учебный год

 

 

 

 

 

Составила

Кавылина Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

с. Новообинцево,

2019 г.

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе следующих

нормативно-правовых документов:

Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2019/2020 учебный год; Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская  СОШ».

Место в учебном плане

На изучение программы в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)

Планируемые результаты освоения учебного предмета. 

Предметные результаты обучения

Достаточный  уровень

— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем

или артистами в аудиозаписи;

— выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие

стихотворения после анализа;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова,

уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться,

используя соответствующие выражения;

— сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и

фамилии своих родственников;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа по

темам речевых ситуаций;

— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на

картинно-символический план;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

 

Минимальный  уровень:

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно

пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и

взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно

доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); 

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми

возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой

на иллюстративный материал; 

— выразительно произносить чистоговорки, короткие 

стихотворения по образцу учителя;

—  участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь

на картинно-символический план.

 

Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по

программе «Речевая практика»: 

— уточнение представлений о праздниках — личных и

государственных, связанных с историей страны;

— расширение представлений о различных социальных ролях

(покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих

людей; 

— укрепление  соответствующих возрасту ценностей и социальных

ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах

культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и

3-го годов обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в

повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов

обучения).

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Аудирование и понимание речи

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов,

предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья;

был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в

скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку.

Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с

помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр

видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или

просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.

Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая

соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на

картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася

удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски).

Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном

выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.

Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных

диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» 

(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на

всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена

тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и

наоборот) и др. 

Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы

голоса в различных ролевых ситуациях. 

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств

соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть,

страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на

схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.

Соотнесение с подготовленной ситуацией.

Произнесение одной и той же фразы с вопросительной,

повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации,

например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они

на наше общение с ними? 

 Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем

расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас

животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение

обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить

что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить,

пожалеть, утешить и т. д.

Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на

иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по

определению правил:

— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все

слушают, иначе никто ничего не поймёт; 

— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя

все слышали; 

— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;

— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо

делать это вежливо и не обижать его;

— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста»,

«Извини», «Извините», «Спасибо». 

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни

(вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные

открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы,

предложений о совместных действиях и т. д. 

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к

материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени

и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое

обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.

Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к

сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.

Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,

девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым

человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в

поздравительной открытке. 

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай

познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы 

«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на

приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия

и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы 

 «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с

помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,

посмотреть в глаза человеку. 

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной

ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,

«Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул,

использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с

помощью обращений.  

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как

дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при

прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». 

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в

гостях.  

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с

праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и

отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.

Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю

тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства:

улыбка, взгляд, доброжелательность тона. 

Поздравительные открытки. 

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я

хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на

поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как

хорошо ты…», «Как красиво!» и др. 

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в

телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, 

обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к

телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно

попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью

приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на

уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.

Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы

«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно

мне…», «Можно я…». 

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». 

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,

«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…

(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и

др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,

пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,

«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением

и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я

нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при

извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и

мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Слова поддержки, утешения. 

 

Примерные темы речевых ситуаций 

«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник». 

 

«Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у

врача», «Отправляюсь в магазин», «Я — зритель», «Какая сегодня погода?».

«Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со

скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка»,

«Весенние поздравления», «Готовим подарок к празднику», «Поздравляем с

Днём победы!», «Узнай меня!».

«Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».

 

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Беседа по ТБ. Снова в школу!

1

2

Снова в школу!

1

3

Снова в школу!

1

4

Снова в школу!

1

5

Мы собрались поиграть

1

6

Мы собрались поиграть

1

7

Мы собрались поиграть

1

8

Мы собрались поиграть

1

9

В библиотеке

1

10

В библиотеке

1

11

В библиотеке

1

12

В библиотеке

1

13

На приёме у врача

1

14

На приёме у врача

1

15

На приёме у врача

1

16

«Лисичка со скалочкой»

1

17

«Лисичка со скалочкой»

1

18

«Лисичка со скалочкой»

1

19

Сказки про Машу

1

20

Сказки про Машу

1

21

Сказки про Машу

1

22

Сказки про Машу

1

23

Отправляюсь в магазин

1

24

Отправляюсь в магазин

1

25

Отправляюсь в магазин

1

26

Отправляюсь в магазин

1

27

Телефонный разговор

1

28

Телефонный разговор

1

29

Телефонный разговор

1

30

Телефонный разговор

1

31

Новогодние поздравления

1

32

Новогодние поздравления

1

33

Я - зритель

1

34

Я - зритель

1

35

Я - зритель

1

36

Я - зритель

1

37

Какая сегодня погода?

1

38

Какая сегодня погода?

1

39

Какая сегодня погода?

1

40

Какая сегодня погода?

1

41

«Снегурочка»

1

42

«Снегурочка»

1

43

«Снегурочка»

1

44

«Снегурочка»

1

45

Весенние поздравления

1

46

Весенние поздравления

1

47

Весенние поздравления

1

48

Весенние поздравления

1

49

Готовим подарок к празднику

1

50

Готовим подарок к празднику

1

51

Готовим подарок к празднику

1

52

Готовим подарок к празднику

1

53

Весёлый праздник

1

54

Весёлый праздник

1

55

Весёлый праздник

1

56

Весёлый праздник

1

57

Учимся понимать животных

1

58

Учимся понимать животных

1

59

Учимся понимать животных

1

60

Учимся понимать животных

1

61

Поздравляем с Днём Победы!

1

62

Поздравляем с Днём Победы!

1

63

Поздравляем с Днём Победы!

1

64

Поздравляем с Днём Победы!

1

65

Узнай меня!

1

66

Узнай меня!

1

67

Узнай меня!

1

68

Узнай меня!

1

 

Итого

68

 

Литература

Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М. : Просвещение, 2016.

С. В. Комарова. Речевая практика 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  – М. : Просвещение, 2019

 

 

 

 

Лист внесения изменений

Дата непроведённого урока

Тема  непроведённого урока

Способ

восстановления

Дата проведения

Учитель,

подпись

Администратор,

подпись