Организация исследовательской деятельности учащихся посредством применения метода проектов
Оценка 4.6
Семинары
doc
английский язык
6 кл—11 кл
10.03.2019
В данной статье рассматривается вопрос организации исследовательской деятельности учащихся посредством применения метода проектов как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности. Метод проектов рассматривается как один из эффективных способов развития творческой активности обучающихся средней школы и старшего звена.
организация исследовательской деятельности учащихся посредством применения метода проектов.doc
Организация исследовательской деятельности учащихся посредством
применения метода проектов.
Алешечкина О.В.
учитель английского языка 1 кв.категории,
МБОУ «Гимназия №75» Московского района г.Казани.
В наше время качественное образование рассматривается условием
развития государства, общества и личности. Главная задача современного
образования состоит в творческом развитии каждого ученика, так как на рынке
труда востребован опыт творческой деятельности каждого.
Одним из эффективных способов развития творческой активности
старшеклассников является метод проектов. Преимущества применения
данного метода известны давно и широко используются в преподавании любого
предмета школьной программы. Положительными сторонами этого вида работы
являются:
Повышение общей учебной мотивации учащихся;
Развитие познавательной активности школьников;
Возможность со стороны учителя анализировать деятельность
учащегося с целью дальнейшего применения личностноориентированного
подхода в обучении;
Развитие у учащихся чувства ответственности, становление
активной деятельностной позиции, а также развитие умения доводить начатое до
конца.
Что касается роли учителя в проектной деятельности учеников, можно
сказать, что метод проектов требует очень гибкого подхода и не всегда легко
реализуем в педагогической деятельности, так как предполагает развитое
умение адаптироваться и, бесспорно, умение вовремя принять точку зрения
ученика, если она оказывается более корректной. Это порой вызывает
трудности, ввиду неосознаваемого желания педагогов навязать ученикам свою
точку зрения. Во время проекта педагогам необходимо вовремя «отойти в тень», играя роль консультанта во время самостоятельной активной деятельности
школьников.
Если говорить о проектных работах по английскому языку – необходимо
отметить то, что помимо описанных выше достоинств, они имеют
многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном
случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь
отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории,
географии и др.
Что касается возрастной обусловленности использования метода проектов,
то, хотя в учебных программах представлены элементы проектной деятельности
в обучении начиная с младших классов, педагоги склоняются к мнению, что
метод проектов является наиболее эффективным методом обучения и
воспитания в более старшем возрасте, особенно для учеников 9–11 классов. Их
уровень знаний и умений позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с
привлечением знаний из совершенно различных сфер деятельности, также играет
свою роль уровень владения иностранным языком, который у старшеклассников
несоизмеримо выше.
На мой взгляд, работу над проектами следует проводить по следующей
схеме:
Определение темы проектов.
Определяются исполнители – учащиеся объединяются в группы или
работают индивидуально (над небольшими проектами лучше работать в парах,
маленькими группами по 23человека или индивидуально).
Определяются сроки консультацийпроверок и сообщается дата
представления проектов.
Разрабатывается план каждого проекта, собирается материал и
обсуждается, что можно использовать и где достать.
После проведения консультаций, внесения корректировок, проект
оформляется набело.
Непосредственно сама презентация проекта. Оценка (зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта
тема, насколько учащийся может свободно рассказать о предмете своего
исследования). Для того, чтобы не было утомительным для учащихся слушать
несколько проектов подряд, можно предложить им оценивать проект самим.
Обсуждение результатов, подведение итогов работы.
На начальном этапе у детей иногда появляются трудности с составлением
индивидуального плана проекта, формулировки своей идеи. Также могут
возникнуть языковые трудности при изложении материала. И здесь на помощь
должен прийти учитель. Роль учителя – это роль координатора, участника и
помощника. Учитель должен обозначить тему так, чтобы учащиеся сумели
подхватить идею, развить тему, успешно воплотить ее в проект, использовать
свои знания в представившейся ситуации.
При работе с проектами необходимости уделять больше внимания этапу
презентации и оценки результатов, на котором происходит их защита,
оппонирование, рефлексивный анализ и оценка результатов и проделанной
работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых
проектов. Это позволит ученикам более осознанно подойти к работе над
проектами, в полной мере понять их практическую значимость, а также
повысить самооценку от осознания важности и практической значимости
результатов своей деятельности
Практика показывает, что проектная деятельность, будь то компьютерная
презентация, театральная постановка, постеры, доклады, рефераты, стенгазеты и
т.д., является большим стимулом в работе, это активно действующая методика,
ведущая к успешному овладению иностранным языком.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что метод
проектов – являясь личностноориентированной технологией XXI века,
становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по
причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Анализируя опыт применения метода проектов на практике,
необходимо отметить, что данный метод может быть одним из многочисленных
методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности
школьников.
В заключение хочется отметить, что, на мой взгляд, для более
эффективного применения метода проектов с целью развития социальной
компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия:
Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации
педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности.
Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта,
отвечающих потребностям и интересам школьников.
Чередование различных способов формирования проектных групп
для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика.
Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и
общественнозначимого результата.
Список литературы:
1. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство
организации творческой и учебной деятельности на уроке
иностранного языка.
2. Гербач Е.М. – Театральный проект в обучении иностранному языку
на начальном этапе. // ИЯШ №4 2006 г.
3. Корнева Л.П. – Применение метода проектов на уроках английского
языка. // ИЯШ №5 2006 г.
4. Михалева Л.В., Кильмухаметова И.Ю. – Метод проектов, как
инновационная технология при обучении французскому языку.//Язык
и культура №4 2010 г.
5. http://letopisi.ru/index.php
Организация исследовательской деятельности учащихся посредством применения метода проектов
Организация исследовательской деятельности учащихся посредством применения метода проектов
Организация исследовательской деятельности учащихся посредством применения метода проектов
Организация исследовательской деятельности учащихся посредством применения метода проектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.