Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
Оценка 4.8

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Оценка 4.8
Лекции
pptx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.06.2018
Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
Познавательная деятельность учащихся является разновидностью человеческого познания и характеризуется своими собственными противо­речиями, связанными с противоречиями процесса обучения. Известный дидакт М.А.Данилов одним из первых установил ведущее противоречие, объективно возникающее в учебном процессе и являющееся его главной движущей силой. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практи­ческими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития. Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.
Орг. колл. позн. деят. уч-ся Педагогика.pptx

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
Организация  коллективной  познавательной деятельности  учащихся

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Познавательная деятельность учащихся является разновидностью человеческого познания и характеризуется своими собственными противо речиями, связанными с противоречиями процесса обучения. Известный дидакт М.А.Данилов одним из первых установил ведущее противоречие, объективно возникающее в учебном процессе и являющееся его главной движущей силой. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практи ческими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• В настоящее время учеными выявлены и другие противоречия педагогического процесса, которые, по сути, являются противоречиями развивающейся личности: между фронтальным характером работы учителя и индивидуальным характером усвоения знаний, самоопределению личности школьника и отсутствием достаточной свободы в процессе обучения ( жесткая регламентация деятельности, исключение из оценочной деятельности и т.д.); между потребностями личности группы, коллектива и др.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Феномен общения, взаимодействия субъектов учебного процесса освещен в педагогической литературе и практике школы как коллективная познавательная деятельность. Теоретический подход к ее решению был заложен в трудах Н.К. Крупской. Именно Н.К. Крупской, П.П. Блонскому, А.С. Макаренко в первую очередь принадлежит разработка методики проведения коллективной работы учащихся, но в условиях внеучебной части педагоги ческого процесса.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Коллективная познавательная деятельность - это совместная деятельность школьников, которая организуется учителем таким образом, что в ходе образовательного диалога каждый ученик получает возможность • формирования субъектной позиции; преодолевая трудности усвоения социального опыта, самореализации, реализации своих познавательных потребностей; приобретает опыт, умения совместного труда, общения.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Кроме того, объединение усилий детей в решении задач, упражнений приводит к тому, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при индивидуальном, фронтальном обучении. В настоящее время доказана внутренняя связь между отношениями кооперации и содержанием интеллектуальных структур мышления. В результате организации взаимодействия школьников уменьшаются некоторые трудности, существующие, как правило, при традиционном обучении.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Коллективная познавательная деятельность в определенной степени обеспечивает решение актуальной дидактической проблемы: оперативное получение обратной информации от ученика об усвоении учебного материала, о «слабых местах» в учебном труде школьника, способствует уменьшению дефицита общения - важного условия для нормального развития личности школьника.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Возможности коллективной познавательной деятельности проявляются также и в том, что овладение умениями коллективного учебного труда и создание новой нравственной позиции, в которой учащиеся проявляют заботу не только о личных успехах, но и достижениях общего дела и успехах коллектива, углубляют нравственный смысл учения и ведут к формированию ответственного отношения к учению.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• С учетом специфики учебно-познавательной деятельности можно выделить следующие признаки коллективной познавательной деятельности, присущие и совместной деятельности: • - наличие единой цели, общей мотивации, осознание учениками необходимости объединения усилий всех членов коллектива для достижения общественно значимой цели; • - рациональное разделение труда и функций между учащимися, обеспечивающее усвоение знаний, умений, навыков каждым членом коллектива; • - возникновение в процессе деятельности взаимной ответственности и зависимости между учащимися; • - необходимость управления индивидуальной деятельностью учащихся в совместной работе, частичное осуществление контроля самими учащимися, членами коллектива; • - наличие единого пространства и одновременность осуществления индивидуальной деятельности всех членов коллектива; • - наличие общих результатов.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Коллективная познавательная деятельность может быть представлена целой системой видов работы, применяемых как в урочное, так и во внеурочное время. Работу актива целесообразно начать с создания школы ассистентов, консультантов, научной организации труда, а выборы актива должны быть проведены с учетом желания самих активистов, учебного коллектива, учителя.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Среди членов учебного актива важная роль принадлежит ассистентам, консультантам, лаборантам, библиотекарям, оформителям, хозяйственникам при учебных кабинетах и т.д., выдвигаемым из числа школьников. Консультант по учебному предмету - успевающий по данному предмету (или даже отдельной теме) ученик, который проявляет желание помочь своим товарищам в учении.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Можно говорить о групповой работе двух видов - единой и дифференцированной. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всего класса темы. Дифференцированная групповая работа в воспитательном отношении представляет особенно большую ценность, ибо лучшим образом соответствует всем требованиям коллективной познавательной деятельности учащихся.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• При организации группы следует руководствоваться следующими соображениями: • - необходимо учитывать, что по разным предметам создаются разные группы, но и в границах одного предмета состав группы должен регулироваться с учетом продвижения отдельных школьников; • - по таким дисциплинам, как математика, физика, химия, иностранный язык, целесообразно создавать гомогенные группы, то есть группы с примерно одинаковым уровнем знаний, умений, навыков; • - при формировании групп для занятий по литературе, истории, географии группа может быть гетерогенной. Группы целесообразно создавать из учащихся, существенно не различающихся между собой по темпу учебной работы, с различной внеучебной информированностью; • - при комплектовании учебных групп нужно брать во внимание и взаимоотношения учащихся.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• коллективная познавательная деятельностьможет быть представлена в следующих вариантах: • 1. Фронтальная работа, организованная по принципу ученического учебного актива. • 5. Учебная встреча. • 6. Общественный смотр знаний. • 2. Групповая работа, организованная по принципу коллективной работы. коллективности. • 3. Взаимоконтроль как отражение работы группы: полное или частичное комментирование выполненного задания, взаиморецензия (устная, письменная), высказывание оценочного суждения, взаимная проверка письменных и практических самостоятельных работ и т.д. • 4. Работа ассистентов, консультантов и других членов

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
• Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.

Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

Организация  коллективной познавательной деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018