Организация коллективной познавательной деятельности учащихся

  • Лекции
  • pptx
  • 01.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательная деятельность учащихся является разновидностью человеческого познания и характеризуется своими собственными противо­речиями, связанными с противоречиями процесса обучения. Известный дидакт М.А.Данилов одним из первых установил ведущее противоречие, объективно возникающее в учебном процессе и являющееся его главной движущей силой. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практи­ческими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития. Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.
Иконка файла материала Орг. колл. позн. деят. уч-ся Педагогика.pptx
Организация  коллективной  познавательной деятельности  учащихся
• Познавательная деятельность учащихся является разновидностью человеческого познания и характеризуется своими собственными противо речиями, связанными с противоречиями процесса обучения. Известный дидакт М.А.Данилов одним из первых установил ведущее противоречие, объективно возникающее в учебном процессе и являющееся его главной движущей силой. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практи ческими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития.
• В настоящее время учеными выявлены и другие противоречия педагогического процесса, которые, по сути, являются противоречиями развивающейся личности: между фронтальным характером работы учителя и индивидуальным характером усвоения знаний, самоопределению личности школьника и отсутствием достаточной свободы в процессе обучения ( жесткая регламентация деятельности, исключение из оценочной деятельности и т.д.); между потребностями личности группы, коллектива и др.
• Феномен общения, взаимодействия субъектов учебного процесса освещен в педагогической литературе и практике школы как коллективная познавательная деятельность. Теоретический подход к ее решению был заложен в трудах Н.К. Крупской. Именно Н.К. Крупской, П.П. Блонскому, А.С. Макаренко в первую очередь принадлежит разработка методики проведения коллективной работы учащихся, но в условиях внеучебной части педагоги ческого процесса.
• Коллективная познавательная деятельность - это совместная деятельность школьников, которая организуется учителем таким образом, что в ходе образовательного диалога каждый ученик получает возможность • формирования субъектной позиции; преодолевая трудности усвоения социального опыта, самореализации, реализации своих познавательных потребностей; приобретает опыт, умения совместного труда, общения.
• Кроме того, объединение усилий детей в решении задач, упражнений приводит к тому, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при индивидуальном, фронтальном обучении. В настоящее время доказана внутренняя связь между отношениями кооперации и содержанием интеллектуальных структур мышления. В результате организации взаимодействия школьников уменьшаются некоторые трудности, существующие, как правило, при традиционном обучении.
• Коллективная познавательная деятельность в определенной степени обеспечивает решение актуальной дидактической проблемы: оперативное получение обратной информации от ученика об усвоении учебного материала, о «слабых местах» в учебном труде школьника, способствует уменьшению дефицита общения - важного условия для нормального развития личности школьника.
• Возможности коллективной познавательной деятельности проявляются также и в том, что овладение умениями коллективного учебного труда и создание новой нравственной позиции, в которой учащиеся проявляют заботу не только о личных успехах, но и достижениях общего дела и успехах коллектива, углубляют нравственный смысл учения и ведут к формированию ответственного отношения к учению.
• С учетом специфики учебно-познавательной деятельности можно выделить следующие признаки коллективной познавательной деятельности, присущие и совместной деятельности: • - наличие единой цели, общей мотивации, осознание учениками необходимости объединения усилий всех членов коллектива для достижения общественно значимой цели; • - рациональное разделение труда и функций между учащимися, обеспечивающее усвоение знаний, умений, навыков каждым членом коллектива; • - возникновение в процессе деятельности взаимной ответственности и зависимости между учащимися; • - необходимость управления индивидуальной деятельностью учащихся в совместной работе, частичное осуществление контроля самими учащимися, членами коллектива; • - наличие единого пространства и одновременность осуществления индивидуальной деятельности всех членов коллектива; • - наличие общих результатов.
• Коллективная познавательная деятельность может быть представлена целой системой видов работы, применяемых как в урочное, так и во внеурочное время. Работу актива целесообразно начать с создания школы ассистентов, консультантов, научной организации труда, а выборы актива должны быть проведены с учетом желания самих активистов, учебного коллектива, учителя.
• Среди членов учебного актива важная роль принадлежит ассистентам, консультантам, лаборантам, библиотекарям, оформителям, хозяйственникам при учебных кабинетах и т.д., выдвигаемым из числа школьников. Консультант по учебному предмету - успевающий по данному предмету (или даже отдельной теме) ученик, который проявляет желание помочь своим товарищам в учении.
• Можно говорить о групповой работе двух видов - единой и дифференцированной. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всего класса темы. Дифференцированная групповая работа в воспитательном отношении представляет особенно большую ценность, ибо лучшим образом соответствует всем требованиям коллективной познавательной деятельности учащихся.
• При организации группы следует руководствоваться следующими соображениями: • - необходимо учитывать, что по разным предметам создаются разные группы, но и в границах одного предмета состав группы должен регулироваться с учетом продвижения отдельных школьников; • - по таким дисциплинам, как математика, физика, химия, иностранный язык, целесообразно создавать гомогенные группы, то есть группы с примерно одинаковым уровнем знаний, умений, навыков; • - при формировании групп для занятий по литературе, истории, географии группа может быть гетерогенной. Группы целесообразно создавать из учащихся, существенно не различающихся между собой по темпу учебной работы, с различной внеучебной информированностью; • - при комплектовании учебных групп нужно брать во внимание и взаимоотношения учащихся.
• коллективная познавательная деятельностьможет быть представлена в следующих вариантах: • 1. Фронтальная работа, организованная по принципу ученического учебного актива. • 5. Учебная встреча. • 6. Общественный смотр знаний. • 2. Групповая работа, организованная по принципу коллективной работы. коллективности. • 3. Взаимоконтроль как отражение работы группы: полное или частичное комментирование выполненного задания, взаиморецензия (устная, письменная), высказывание оценочного суждения, взаимная проверка письменных и практических самостоятельных работ и т.д. • 4. Работа ассистентов, консультантов и других членов
• Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.