Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
Оценка 4.8
Лекции
pptx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.06.2018
Познавательная деятельность учащихся является разновидностью человеческого познания и характеризуется своими собственными противоречиями, связанными с противоречиями процесса обучения. Известный дидакт М.А.Данилов одним из первых установил ведущее противоречие, объективно возникающее в учебном процессе и являющееся его главной движущей силой. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития. Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику положение субъекта деятельности, помочь его самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя, обладающего знаниями и умениями конструировать педагогический процесс как сотрудничество его участников, используя технологию коллективной познавательной деятельности.
Орг. колл. позн. деят. уч-ся Педагогика.pptx
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
Организация коллективной
познавательной деятельности
учащихся
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Познавательная деятельность учащихся является разновидностью
человеческого познания и характеризуется своими собственными
противо речиями, связанными с противоречиями процесса обучения.
Известный дидакт М.А.Данилов одним из первых установил ведущее
противоречие, объективно возникающее в учебном процессе и
являющееся его главной движущей силой. Это противоречие между
выдвигаемыми ходом обучения учебными и практи ческими задачами и
наличным уровнем знаний, умений и умственного развития.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• В настоящее время учеными выявлены и другие противоречия
педагогического процесса, которые, по сути, являются противоречиями
развивающейся личности: между фронтальным характером работы учителя
и индивидуальным характером усвоения знаний, самоопределению
личности школьника и отсутствием достаточной свободы в процессе
обучения ( жесткая регламентация деятельности, исключение из
оценочной деятельности и т.д.); между потребностями личности группы,
коллектива и др.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Феномен общения, взаимодействия субъектов учебного процесса освещен в
педагогической литературе и практике школы как коллективная
познавательная деятельность. Теоретический подход к ее решению был
заложен в трудах Н.К. Крупской. Именно Н.К. Крупской, П.П. Блонскому, А.С.
Макаренко в первую очередь принадлежит разработка методики проведения
коллективной работы учащихся, но в условиях внеучебной части педагоги
ческого процесса.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Коллективная познавательная
деятельность - это совместная деятельность
школьников, которая организуется учителем
таким образом, что в ходе образовательного
диалога каждый ученик получает
возможность
• формирования субъектной позиции;
преодолевая трудности усвоения социального
опыта, самореализации, реализации своих
познавательных потребностей; приобретает
опыт, умения совместного труда, общения.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Кроме того, объединение усилий детей в решении задач, упражнений
приводит к тому, что на формирование понятий, умений, навыков
тратится меньше времени, чем при индивидуальном, фронтальном
обучении. В настоящее время доказана внутренняя связь между
отношениями кооперации и содержанием интеллектуальных структур
мышления. В результате организации взаимодействия школьников
уменьшаются некоторые трудности, существующие, как правило, при
традиционном обучении.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Коллективная познавательная деятельность в определенной
степени обеспечивает решение актуальной дидактической
проблемы: оперативное получение обратной информации от
ученика об усвоении учебного материала, о «слабых местах» в
учебном труде школьника, способствует уменьшению
дефицита общения - важного условия для нормального
развития личности школьника.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Возможности коллективной
познавательной
деятельности проявляются
также и в том, что
овладение умениями
коллективного учебного
труда и создание новой
нравственной позиции, в
которой учащиеся
проявляют заботу не только
о личных успехах, но и
достижениях общего дела и
успехах коллектива,
углубляют нравственный
смысл учения и ведут к
формированию
ответственного отношения
к учению.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• С учетом специфики учебно-познавательной деятельности можно
выделить следующие признаки коллективной познавательной
деятельности, присущие и совместной деятельности:
• - наличие единой цели, общей мотивации, осознание учениками
необходимости объединения усилий всех членов коллектива для
достижения общественно значимой цели;
• - рациональное разделение труда и функций между учащимися,
обеспечивающее усвоение знаний, умений, навыков каждым
членом коллектива;
• - возникновение в процессе деятельности взаимной
ответственности и зависимости между учащимися;
• - необходимость управления индивидуальной деятельностью
учащихся в совместной работе, частичное осуществление
контроля самими учащимися, членами коллектива;
• - наличие единого пространства и одновременность
осуществления индивидуальной деятельности всех членов
коллектива;
• - наличие общих результатов.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Коллективная познавательная деятельность может быть
представлена целой системой видов работы, применяемых как в
урочное, так и во внеурочное время. Работу актива целесообразно
начать с создания школы ассистентов, консультантов, научной
организации труда, а выборы актива должны быть проведены с
учетом желания самих активистов, учебного коллектива, учителя.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Среди членов учебного актива важная роль принадлежит
ассистентам, консультантам, лаборантам, библиотекарям,
оформителям, хозяйственникам при учебных кабинетах и
т.д., выдвигаемым из числа школьников. Консультант по
учебному предмету - успевающий по данному предмету
(или даже отдельной теме) ученик, который проявляет
желание помочь своим товарищам в учении.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Можно говорить о групповой
работе двух видов - единой и
дифференцированной. При
единой работе все группы
выполняют одинаковые
задания, при
дифференцированной разные
группы выполняют разные
задания в рамках общей для
всего класса темы.
Дифференцированная
групповая работа в
воспитательном отношении
представляет особенно
большую ценность, ибо
лучшим образом
соответствует всем
требованиям коллективной
познавательной
деятельности учащихся.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• При организации группы следует руководствоваться
следующими соображениями:
• - необходимо учитывать, что по разным предметам
создаются разные группы, но и в границах одного предмета
состав группы должен регулироваться с учетом
продвижения отдельных школьников;
• - по таким дисциплинам, как математика, физика, химия,
иностранный язык, целесообразно создавать гомогенные
группы, то есть группы с примерно одинаковым уровнем
знаний, умений, навыков;
• - при формировании групп для занятий по литературе,
истории, географии группа может быть гетерогенной.
Группы целесообразно создавать из учащихся, существенно
не различающихся между собой по темпу учебной работы, с
различной внеучебной информированностью;
• - при комплектовании учебных групп нужно брать во
внимание и взаимоотношения учащихся.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• коллективная познавательная деятельностьможет быть
представлена в следующих вариантах:
• 1. Фронтальная работа, организованная по принципу
ученического учебного актива.
• 5. Учебная встреча.
• 6. Общественный смотр знаний.
• 2. Групповая работа, организованная по принципу
коллективной работы.
коллективности.
• 3. Взаимоконтроль как отражение работы группы: полное или
частичное комментирование выполненного задания,
взаиморецензия (устная, письменная), высказывание
оценочного суждения, взаимная проверка письменных и
практических самостоятельных работ и т.д.
• 4. Работа ассистентов, консультантов и других членов
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
• Таким образом, психолого-педагогический смысл коллективного
учебного труда состоит в том, чтобы обеспечить каждому
ученику положение субъекта деятельности, помочь его
самораскрытию, самореализации. Это зависит от учителя,
обладающего знаниями и умениями конструировать
педагогический процесс как сотрудничество его участников,
используя технологию коллективной познавательной
деятельности.
Организация коллективной познавательной деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.