Организация командной работы школьников над проектом по биологии
Оценка 5

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
биология
7 кл—11 кл
01.06.2018
Организация командной работы школьников над проектом по биологии
Мазур Н.В. МБОУ «Мелиховская СОШ» Корочанского района Белгородской области Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимодействия педагогов и обучающихся на уроках при выполнении проекта по биологии. В статье анализируются трудности с которыми могут столкнуться обучающиеся, учитель в ходе групповой работы над проектом в школе, а тек же положительные моменты работы в группе для развития каждого ребенка и класса в целом. Автор раскрывает сущность и роль групповой работы при работе над биологическим проектом, делится практическим опытом организации групповой работы на своих уроках и во время внеурочной деятельности. Ключевые слова: команда, группа, проект, лидер, командная работа. Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, стремится к проникновению в глубь явлений, приобщается к конструированию новых явлений, процессов. Проектное обучение использую для сообщения знаний и умений по изучаемой теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу, альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы «Что значит здоровый образ жизни» [1]. С участниками команды оговариваем правила и принципы способа работы над проектом: 1. В команде нет лидера. Все члены команды равны. 2. Команды не соревнуются. 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен испытывать уверенность в себе. 5. Все должны проявить активность и вносить свой вклад в общее дело. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды. Проектное обучение - это еще один стимулятор в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности. Использование приемов активизации познавательной деятельности учащихся и элементов проблемного и проектного обучения позволяет создать на уроке условия для активной мыслительной работы школьников. Для того чтобы ученики приняли поставленную проблему, т. е. начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития ученика, соответствовать его возможностям. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала [2]. В настоящее время современная российская школа должна подготовить таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий. Я считаю, что использование в работе учителя проектной технологии поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников [3]. Основой метода учебных проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации. Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. Существуют различные программы внеурочной деятельности например: «Эклогия в современном мире», «Исследователь», «Моя первая экология» [4]. Целью данных программ является: формирование у обучающихся знаний в области лесоведения и лесоводства, экологии, охраны природы, а также других разделов лесохозяйственной науки и специальных дисциплин, подготовка будущих специалистов лесного хозяйства. Задачи: - расширить у обучающихся знания в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий; - привлечь внимание обучающихся к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения проблем в области охраны природы и лесного хозяйства; - способствовать развитию у обучающихся навыков и умений выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ; В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, написание проектов и исследовательских работ которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и школы. Материал кружка актуален для учащихся сельской школы, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с селом, выбрать профессию экологического профиля. Реализация данной программы осуществляется на основе принципов: - принцип последовательности, - принцип научности, - принцип связи теории с практикой, - воспитывающего обучения, - создание комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха». Неотъемлемой частью эффективного образования в области биологии является проектная деятельность учащихся. При использовании метода проектов я направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность выполненного проекта. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. На мой взгляд, знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Выделяются такие этапы работы над проектом как: 1.Выявление и анализ проблемы и вытекающих из нее задач. 2.Определение целей и задач проекта. 3.Выдвижение гипотезы их решения. 4.Выбор форм, методов и средств для реализации выбранного проекта. 5.Обсуждение способов оформления конечных результатов. 6.Сбор, систематизация и анализ необходимой информации. 7.Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентация полученных результатов. То есть, проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. По результатам командной работы учащихся над различными проектами могут быть созданы различные продукты: брошюры «Исчезающие виды животных и растений»; «Птицы – наши друзья»; различные мультимедийные презентации; плакаты; сценарии; кроссворды; викторины; «книжки-малышки»; памятки и т.д.
Мазур Н.В._статья на конференцию.doc
Организация командной работы школьников над проектом по биологии Мазур Н.В. МБОУ «Мелиховская СОШ»  Корочанского района Белгородской области Аннотация:   Статья   посвящена   проблеме   взаимодействия   педагогов   и обучающихся   на   уроках   при   выполнении   проекта   по   биологии.   В   статье анализируются трудности с которыми могут столкнуться обучающиеся, учитель в   ходе   групповой   работы   над   проектом   в   школе,   а   тек   же   положительные моменты   работы   в   группе   для   развития   каждого   ребенка   и   класса   в   целом. Автор   раскрывает   сущность     и   роль   групповой   работы   при   работе   над биологическим проектом, делится практическим опытом организации групповой работы на своих уроках и во время внеурочной деятельности.    Ключевые слова: команда, группа, проект, лидер, командная работа. Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, стремится к проникновению в глубь явлений, приобщается к конструированию новых   явлений,   процессов.   Проектное   обучение   использую   для   сообщения знаний и умений по изучаемой теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу, альбом с краткими текстами,   рисунками,   фото,   открытками,   отражающими   самое   существенное содержание темы «Что значит здоровый образ жизни» [1].  С участниками команды оговариваем правила и принципы способа работы над проектом: 1. В команде нет лидера. Все члены команды равны. 2. Команды не соревнуются. 3. Все члены команды должны получать удовольствие  от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен испытывать уверенность в себе. 5. Все должны проявить активность и вносить свой вклад в общее дело. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды. Проектное обучение ­ это еще один стимулятор в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности. Использование приемов активизации познавательной деятельности учащихся и элементов проблемного и проектного обучения позволяет создать на уроке условия   для   активной   мыслительной   работы   школьников.   Для   того   чтобы ученики   приняли   поставленную   проблему,   т.   е.   начали   активный   поиск   ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне   ближайшего   развития   ученика,   соответствовать   его   возможностям. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала [2]. В настоящее время современная российская школа должна подготовить таких   выпускников,   которые   способны   воспринимать   новые   идеи,   принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет   внедрения  в  практику  таких  форм  и  методов  обучения,  которые  будут способствовать   развитию   у   каждого   ребенка   самостоятельности, интеллектуальной   активности,   его   духовному   совершенствованию   и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость   формирования   у   детей   критического   мышления,   их   умения работать   с   информацией.   В   современной   школе   возникла   необходимость применения новых технологий.   Я считаю, что использование в работе учителя проектной технологии поможет достигнуть поставленных перед современным  образованием   целей.   В   педагогической   практике   метод   учебных   проектов признан   одним   из   самых   эффективных   методов   обучения   школьников, позволяющих   рационально   сочетать   теоретические   знания   и   их   практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников [3].  Основой   метода   учебных   проектов   является   его   практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его   можно   было   увидеть,   осмыслить,   реально   применить   в   практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью   видеть   проблемы;   самостоятельно   разрабатывать   варианты   их решения,   привлекая   разносторонние   знания;   прогнозировать   результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации. Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь   при   правильном   сочетании   урочных   занятий   с   внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. Существуют   различные   программы   внеурочной   деятельности   например: «Эклогия в современном мире», «Исследователь», «Моя первая экология» [4]. Целью данных программ является:  формирование у обучающихся знаний в области лесоведения и лесоводства, экологии, охраны природы, а также других разделов   лесохозяйственной   науки   и   специальных   дисциплин,   подготовка будущих специалистов лесного хозяйства. Задачи: ­   расширить   у   обучающихся   знания   в   области   использования,   охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий; ­   привлечь   внимание   обучающихся   к   участию   в   осуществлении   опытно­ исследовательской работы для решения проблем в области охраны природы и лесного хозяйства; ­ способствовать развитию у обучающихся навыков и умений выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ; В   программе   предусмотрены   примерные   варианты   практических   работ, экскурсии, написание проектов и исследовательских работ которые могут быть использоваться   выборочно   или   заменяться     другими   в   соответствии   с потребностями учащихся и  школы. Материал   кружка   актуален   для   учащихся   сельской   школы,   многие   из которых   планируют   в   перспективе     связать   свою   будущую   жизнь   с   селом, выбрать профессию экологического профиля.            Реализация данной программы осуществляется на основе принципов: ­ принцип последовательности, ­ принцип научности,  ­ принцип связи теории с практикой, ­ воспитывающего обучения, ­ создание комфортной эмоциональной среды ­ «ситуации успеха». Неотъемлемой   частью   эффективного   образования   в   области   биологии  является   проектная   деятельность   учащихся.   При   использовании   метода проектов  я  направляю  деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное ­ не увлечение   новыми   приборами   и   сложными   вычислениями,   а   доказательность выводов,   результативность   выполненного   проекта.   Развитие   творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. На мой взгляд, знания, приобретенные в результате собственного   поиска,   становятся   средством   обогащения   творческого   опыта школьника, основой для получения новых знаний. Выделяются такие этапы работы над проектом как: 1.Выявление и анализ  проблемы и вытекающих из нее задач. 2.Определение целей и задач проекта. 3.Выдвижение гипотезы их решения. 4.Выбор форм, методов и средств для реализации выбранного проекта. 5.Обсуждение способов оформления конечных результатов. 6.Сбор, систематизация и анализ необходимой информации. 7.Подведение   итогов,   оформление   результатов   проектной   деятельности, презентация полученных результатов. То   есть,   проект   –   это   “пять   П”:Проблема   –     Проектирование (планирование)    –    Поиск информации –    Продукт –    Презентация. По результатам командной работы учащихся над различными  проектами могут   быть   созданы   различные   продукты:   брошюры   «Исчезающие   виды животных   и   растений»;   «Птицы   –   наши   друзья»;   различные   мультимедийные презентации; плакаты; сценарии; кроссворды; викторины; «книжки­малышки»; памятки и т.д. Список  использованной  литературы 1. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Методическое пособие. – Москва: Вентана­Граф , 2007 год. ­  281с 2. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008 год, №2, стр. 23­28 3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21­27. 4. Русских Г.А. Технология  проектного обучения // Биология в школе. – 2003 год, №3, стр. 21­30

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Организация командной работы школьников над проектом по биологии

Организация командной работы школьников над проектом по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018