«Организация коррекционной работы в начальной школе»
Оценка 4.8

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

Оценка 4.8
Документация
docx
психологическая работа +2
Взрослым
01.11.2018
«Организация коррекционной работы в начальной школе»
В данном материале представлена программа коррекционной работы в начальной школе (дети с ЗПР). Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.Программа коррекционной работы в начальной школе с детьми с ЗПР
Программа коррекц работы.docx
Программа коррекционной работы  «Организация коррекционной работы в начальной школе» Выполнила: учитель начальных классов,  Дьячкова Анастасия Николаевна. Содержание 1. Введение. 2.Целевая группа программы. 3. Система комплексного психолого­медико­педагогического сопровождения 4.Формы коррекционной работы с детьми. 5.   Мониторинг   динамики   развития   детей,   их   успешности   в   освоении образовательной программы. 6. Показатели результативности реализации программы. 7. Специальные условия для детей с ОВЗ. 1.Введение 1.1. Нормативно­правовая база Программа   коррекционной   работы   в   соответствии   со   Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями   здоровья   в   освоении   основной   образовательной   программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.  Нормативно­правовой   основой   программы   коррекционной   работы являются:  Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266­1;   Областной закон «Об образовании» № 38­22­03;  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования;  Приказ   Минздрава   от   28.11.2002,   раздел   2.9.   СанПиН,   2.4.2.1178­02 «Гигиенические   требования   к   режиму   учебно­воспитательного процесса»;  Письмо   МО   РФ   №   408/13­13   от   20.04.2001.   Рекомендации   по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы;  Письмо   МО   РФ   №   220/11­13   от   20.02.1999.   О   недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе;  Гигиенические   требования   к   условиям   реализации   основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);  Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации   (от 24.07.1998 г. N 124­ФЗ);  Письмо  Минобразования  РФ  от  27  июня 2003  г.  «О методических рекомендациях   по   психолого­педагогическому   сопровождению обучающихся   в   учебно­воспитательном   процессе   в   условиях модернизации образования»;  Инструктивное письмо Минобразования   РФ   от   14 декабря 2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;  Письмо Минобразования   РФ   от   27   марта 2000   г.   «О психолого­ медико­педагогическом   консилиуме   (ПМПк)   образовательного учреждения»;  Локальные акты школы: ­  Положение о психолого­педагогическом сопровождении обучающихся в учебно­воспитательном процессе; ­ Положение о логопедическом кабинете; ­     Положение о психолого­медико­педагогическом консилиуме; ­     Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида. 1.2.   Цель   программы  –  обеспечить  системный   подход   к   обеспечению условий   для   оказания   индивидуально­ориентированной   специализированной помощи   детям,   испытывающим   трудности   в   освоении   ими   Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования в условиях массовой школы. 1.3.Задачи: 1. Выявление   особых   образовательных   потребностей   и   определение учебных трудностей ребенка. 2. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка. 3. Составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов сопровождения. 4. Обеспечение   диагностико­коррекционного,   психолого­медико­ педагогического   сопровождения   ребенка   с   отклонениями   в   развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей и в   соответствии   с   образовательными   потребностями,   возрастными   и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно­ психического здоровья для получения им качественного образования.  5. Оказание   помощи   детям,   имеющим   нарушения   в   развитии   устной   и   в   освоении   ими письменной   речи   (первичного   характера), общеобразовательных программ (особенно по родному языку). 6. Динамическое   изучение   уровня   умственного   развития   детей   и результатов коррекционного воздействия. 7. Консультирование   педагогов   и   родителей   по   проблемам   развития, обучения и воспитания. 8. Отслеживание и анализ полученных результатов работы. 1.4.  Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: —  Соблюдение   интересов   ребёнка.   Принцип   определяет   позицию специалиста,   который   призван   решать   проблему   ребёнка   с   максимальной пользой и в интересах ребёнка. — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,   т.   е.   системный   подход   к   анализу   особенностей   развития   и коррекции   нарушений   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   а также   всесторонний   многоуровневый   подход   специалистов   различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;   участие   в   данном   процессе   всех   участников   образовательного процесса. — Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. — Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения   образования   детьми,   имеющими   различные   недостатки   в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный   характер   оказания   помощи.   Принцип   обеспечивает соблюдение   гарантированных   законодательством   прав  родителей  (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы   получения   детьми   образования,   образовательные   учреждения, защищать   законные   права   и   интересы   детей,   включая   обязательное согласование   с   родителями   (законными   представителями)   вопроса   о направлении (переводе) детей с ограниченными  возможностями  здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). 2. Целевая группа программы      В данном образовательном учреждений обучаются и воспитываются дети с задержкой психического развития (7 вид). Дети зачисляются в 1 специальный (коррекционный)   класс   VII   вида   на   основании   приказа   департамента образования мэрии г. Архангельска, выписки ПМПК, заявления родителей. На базе МБОУ СОШ   для них созданы  специальные (коррекционные) классы 7 вида – модель организации образовательного процесса.   Система   комплексного   психолого­медико­педагогического 3. сопровождения   Служба, осуществляющая  психолого­медико­педагогическое сопровождение детей с трудностями в обучении, ведет ребенка на протяжении всего   периода   его   обучения.   В   службу   сопровождения   входят   специалисты: педагог­психолог,   учитель­логопед,   социальный   педагог,   воспитатель   ГПД, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.  Организационно­управленческой коррекционного сопровождения   является  психолого­медико­педагогический   консилиум.  Его главная   задача:   защита   прав   интересов   ребенка;   диагностика   по   проблемам развития;   выявление   групп   детей,   требующих   внимания   специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса. формой     Направления коррекционной работы Программа   коррекционной   работы   на   ступени   начального   общего образования   включает   в   себя   взаимосвязанные   направления.   Данные направления отражают ее основное содержание. — диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными   возможностями   здоровья,   проведение   их   комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого­медико­ педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; —  коррекционно­развивающая   работа  обеспечивает   своевременную специализированную   помощь   в   освоении   содержания   образования; способствует   формированию   универсальных   учебных   действий   у обучающихся познавательных, коммуникативных); регулятивных,     (личностных,   —  консультативная   работа  обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по   вопросам   реализации   дифференцированных   психолого­педагогических условий   обучения,   воспитания,   коррекции,   развития   и   социализации обучающихся; —  информационно­просветительская   работа  направлена   на разъяснительную   деятельность   по   вопросам,   связанным   с   особенностями образовательного   процесса   для   данной   категории   детей,   со   всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так   и   не   имеющими   недостатки   в   развитии),   их   родителями   (законными представителями), педагогическими работниками. Характеристика содержания Диагностическая работа включает: —   своевременное   выявление   детей,   нуждающихся   в   специализированной помощи   через   проведение   диагностических   минимумов   для   параллелей первых и четвертых классов и индивидуальных обследований; —   раннюю   (с   первых   дней   пребывания   ребёнка   в   образовательном учреждении) диагностику причин трудностей адаптации; —   комплексный   сбор   сведений   о   ребёнке   на   основании   диагностической информации от специалистов разного профиля; —   определение   уровня   актуального   и   зоны   ближайшего   развития обучающегося   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   выявление   его резервных возможностей; —   изучение   развития   эмоционально­волевой   сферы   и   личностных особенностей обучающихся; — изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; —   изучение   адаптивных   возможностей   и   уровня   социализации   ребёнка   с ограниченными возможностями здоровья; — системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; — анализ успешности коррекционно­развивающей работы. Коррекционно­развивающая работа включает: — выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение специалистами  индивидуальных  и групповых коррекционно­развивающих   занятий,   необходимых   для   преодоления нарушений развития и трудностей обучения; — коррекцию и развитие высших психических функций; —   развитие   эмоционально­волевой   и   личностной   сфер   ребёнка   и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: —   выработку   совместных   обоснованных   рекомендаций   по   основным направлениям   работы   с   обучающимся   с   ограниченными   возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; —   консультирование   специалистами   педагогов   по   выбору   индивидуально­ ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Информационно­просветительская работа предусматривает: —   различные   формы   просветительской   деятельности   (лекции,   беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не   имеющим   недостатки   в   развитии),   их   родителям   (законным представителям),   педагогическим   работникам,   —   вопросов,   связанных     с особенностями   образовательного   процесса   и   сопровождения   детей   с ограниченными возможностями здоровья; —   проведение   тематических   выступлений   для   педагогов   и   родителей   по разъяснению   индивидуально­типологических   особенностей   различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Формы коррекционной работы с детьми Формы работы Внешкольные мероприятия ­ Консультации  специалистов ­ ЛФК, лечебный  массаж, закаливание ­ Посещение  учреждений  дополнительного  образования  (творческие кружки,  спортивные секции) ­ Занятия в центрах диагностики,  реабилитации и  коррекции ­ Семейные праздники,  традиции ­ Поездки,  путешествия, походы,  экскурсии ­ Общение с  родственниками ­ Общение с друзьями ­ Прогулки Урочные мероприятия ­ Игровые  ситуации,  упражнения,  задачи,  коррекционные  приёмы и методы обучения ­ Элементы  изотворчества,  танцевального  творчества, сказкотерапии ­  Психогимнастика ­ Элементы  куклотерапии ­ Театрализация,  драматизация ­ Валеопаузы,  минуты отдыха ­ Индивидуальная  работа ­ Использование  специальных  программ и  учебников ­ Контроль  межличностных  взаимоотношений ­ Дополнительные  задания и помощь  учителя Внеурочные мероприятия ­ Внеклассные занятия ­ Кружки и спортивные  секции ­ Индивидуально  ориентированные занятия ­ Часы общения ­ Культурно­массовые  мероприятия ­ Родительские гостиные ­ Творческие лаборатории ­ Индивидуальная работа ­ Школьные праздники ­ Экскурсии ­ Речевые и ролевые игры ­ Литературные вечера ­ Уроки доброты ­ Субботники ­ Коррекционные занятия по  формированию навыков  игровой и коммуникативной  деятельности, по  формированию социально­ коммуникативных навыков  общения, по коррекции  речевого развития, по  развитию мелкой моторики,  по развитию общей моторики,  по социально­бытовому  обучению,  по физическому  развитию и укреплению  здоровья 5.   Мониторинг   динамики   развития   детей,   их   успешности   в   освоении образовательной программы. Мониторинг   динамики   развития   детей,   их   успешности   в   освоении основной   образовательной   программы   начального   общего   образования, корректировку   коррекционных   мероприятий   осуществляет   школьный психолого­медико­педагогический   консилиум.   Он   проводится   по   итогам полугодия, учебного года. Мониторинговая деятельность предполагает:  Отслеживание   динамики   развития   обучающихся   и   эффективности коррекционной работы;  Перспективное планирование коррекционно­развивающей работы. Диагностический инструментарий для групповой диагностики 1.   Диагностика   уровня   готовности   к   школьному   обучению   –   «Методика определения готовности к школе» Л.А.Ясюковой. 2. Диагностика адаптации к школьному обучению – «Шкала тревожности» А.М.Прихожан, «Школа зверей». 3.  Диагностика   готовности   к   переходу   в   среднее   звено  –   ГИТ   (групповой интеллектуальный   тест);   социометрия,   «Оценка   уровня   тревожности» Кондаша, «Изучение направленности на приобретение знаний». Диагностический   инструментарий   для   углубленного   индивидуального обследования 1. Тест Векслера. 2. Тест школьной тревожности Филлипса. 3. Карта наблюдений Стотта (модифицированный вариант). 6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы обучении и личностном развитии;   Уменьшение   количества  обучающихся   со   стойкими   проблемами   в • Формирование   высокоэффективных   поведенческих   стратегий   и личностных   ресурсов   у   детей,  имеющих   временные   и   постоянные отклонения   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии   и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания; • Повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам   коррекционной   работы   с   обучающимися,  имеющими временные и постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающимися в создании специальных условий обучения и воспитания сознательного, беглого чтения, грамотного письма обучающихся; • Изменение   показателей обучающихся, • Сформированный  навык   правильной   устной   речи,   выразительного, • Стабилизация самооценки, уровня тревожности обучающихся; • Формирование  психологических   новообразований,   соответствующих • Положительная   динамика   развития  мыслительных   процессов, • Интерес к самообразованию, выработка у детей устойчивой привычки пространственно­временных отношений обучающихся; познавательных интересов, уровня общего развития;  учебной   мотивации  возрасту детей; трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями. Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ  планируемых результатов освоения Образовательной программы. В   качестве   показателей   результативности   и   эффективности коррекционной работы рассматриваются показатели:  — индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ; — гармонизация психического развития детей; — физического развития —   сравнительная   характеристика   данных   медико­психологической   и педагогической диагностики учащихся. 7. Специальные условия для детей с ЗПР № Особенность Характерные особенности ребёнка (диагноз) развития детей Рекомендуемые условия обучения и воспитания 1 Дети с задержкой  1) снижение  1. Соответствие темпа, объёма и психического развития работоспособности; 2) повышенная  истощаемость; 3) неустойчивость  внимания; 4) более низкий уровень развития восприятия; 5) недостаточная  продуктивность  произвольной памяти; 6) отставание в развитии  всех форм мышления; 7) дефекты  звукопроизношения; 8) своеобразное поведение; 9) бедный словарный запас; 10) низкий навык  самоконтроля; 11) незрелость  эмоционально­волевой  сферы; 12) ограниченный запас  общих сведений и  представлений; 13) слабая техника чтения; 14) неудовлетворительный  навык каллиграфии; 15) трудности в счёте через  10, решении задач сложности учебной программы  реальным познавательным  возможностям ребёнка, уровню  развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то  есть уже усвоенным знаниям и  навыкам. 2. Целенаправленное развитие  общеинтеллектуальной  деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать  информацию). 3. Сотрудничество с взрослыми,  оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных  проблем. 4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение  диагностических задач. 5. Развитие у ребёнка  чувствительности к помощи,  способности воспринимать и  принимать помощь. 6. Малая наполняемость класса  (10–12 человек). 7. Щадящий режим работы,  соблюдение гигиенических и  валеологических требований. 8. Организация классов  коррекционно­развивающего  обучения в стенах массовой школы. 9. Специально подготовленный в  области коррекционной  педагогики (специальной  педагогики и коррекционной  психологии) специалист –  учитель, способный создать в  классе особую  доброжелательную,  доверительную атмосферу. 10. Создание у неуспевающего  ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта. 11. Безусловная личная  поддержка ученика учителями  школы. 12. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе  учебной деятельности

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»

«Организация коррекционной работы в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018