Аттестационная работа
1
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Арзамасцева Мария Васильевна
Фамилия, имя, отчество
ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум», г.Благодарный, Ставропольский край
Образовательное учреждение, район
На тему:
Организация образовательного процесса,основанного на проектно - исследовательскойдеятельности учащихся
Терминология
Леонтович А.В.:
«Под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная или творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы , способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Непременным условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования.
Главная ее ценность - свершение.»
Цель и задачи:
Цель проектно-исследовательской деятельности – развитие личности ребенка на основе расширения знаний и приобретения практических навыков ведения проектных и учебно-исследовательских работ.
Планируемый педагогический результат – не столько проект обучающегося, сколько динамика развития ребенка, выразившаяся, в том числе, в его проектах – продуктах самостоятельной проектной деятельности.
Основные педагогические задачи:
выведение каждого учащегося на максимально возможный для него уровень в предметной области;
выявление способных и талантливых детей и углубленная работа с ними.
Основные правила организации
проектно-исследовательской деятельности
Проектно-исследовательская деятельность
не заменяет, а дополняет систематичное обучение,
основана на:
личностно-ориентированном подходе;
деятельностном подходе;
обеспечивает практическую ценность приобретаемых знаний;
организована:
не взамен, а дополнительно к творческому и интеллектуальному развитию ;
на основе системного подхода и преемственности.
Актуальность
Для того чтобы сформировать у учащихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности в школе требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением учащихся:
использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;
обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);
работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
В начальной школе (1- 4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе (5 - 9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для учащегося движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 -11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Проектная деятельность в школе должна охватывать все ступени.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить
слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую
информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на
достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект включает элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как один из способов достижения результата проекта.
Теория
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Всю работу ученик должен выполнять преимущественно самостоятельно. Однако в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, имеющегося опыта учителю предстоит оказывать автору проекта определенную помощь. Для этого нужно определить, в какой роли вы будете участвовать в проектной работе учащегося.
Вы можете быть:
руководителем проекта;
экспертом – знатоком, источником информации по исследуемой проблеме;
супервизором, который, не являясь экспертом по теме проекта, вдохновляет автора и создает условия для успешного выполнения работы, не неся при этом никакой ответственности за конечный результат.
Взаимодействие учителя
и ученика при работе над проектом.
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Подготовка | Определение темы, цели. Выбор группы учащихся | Собирают информацию. Обсуждают задание | Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации |
4. Выполнение | Работа над проектом. Оформление | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект | Консультирует |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Направляет процесс анализа. Советует, как подготовиться к защите |
6. Защита проекта | Подготовка доклада, выступления, презентации. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов | Оценивает результаты деятельности учащихся |
Тип | Цель | Проектный | Тип деятельности | Формируемая |
Практико- | Решение практических задач | Учебные пособия, макеты и | Практическая деятельность | Деятельностная |
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо | Результат исследования, | Деятельность, связанная с | Мыслительная |
Информационный | Сбор информации о | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием | Информационная |
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме | Литературные произведения, | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | Коммуникативная |
Игровой или | Предоставление | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Цель и задачи:
Цель проектно-исследовательской деятельности
– Выяснить, какие неблагоприятные факторы влияют на состояние здоровья пользователей компьютерной техники, и какие последствия возникают при нарушении правил работы на компьютере.
Планируемый педагогический результат – выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье учеников.
Задачи:
Составить наблюдения о зависимости ученика от компьютера.
Проанализировать влияние компьютера на здоровье учащихся.
Провести исследование о склонности учеников к компьютерным играм на основе анкетирования.
Проведение круглого стола- учителей, медицинского работника школы, учащихся и их родителей о пользе и вреде компьютера на здоровье человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.