Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Оценка 4.8

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
13.03.2017
Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
В данном материале даны теоретические и практические аспекты организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.Как известно, большое значение при организации образовательного процесса играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения, а именно проектно- исследовательской деятельности.В данном материале даны теоретические и практические аспекты организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
Организация проектно- исследовательской работы.docx
Организация проектно ­ исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время                                                                        Л.А.  Фатхетдинова,  МАОУ «Башкирская гимназия» город Агидель В   Концепции   модернизации   образования   ставится   задача   по формированию   «целостной   системы   универсальных   знаний,   умений, навыков,   а   также   опыта   самостоятельной   деятельности   и   личной ответственности   обучающихся,   то   есть   ключевых   компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной   из   целей   современной   школы   является   подготовка   выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно­ исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.  Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения очень актуальна   и   для   нас.   Обучение   и   личностное   развитие   современного школьника   возможно   в   том   случае,   если   деятельность   (учебная,  прежде всего)   эмоционально   окрашена.   Как   известно,   большое   значение   при организации   образовательного   процесса   играет   мотивация   учения.   Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или   иного   упражнения.   Интерес   является   главной   движущей   силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование   разнообразных   нестандартных   приемов   обучения способствует закреплению   памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения.  Целью   работы   педагогов   МАОУ   «Башкирская   гимназия»   стало привитие   учащимся навыков   исследовательской   деятельности,   умения рассуждать,  анализировать,  развивать   мысли,  аргументировать   суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно. С теоретической точки зрения  главным   смыслом   исследования  в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно   нового   результата,   как   в   «большой»   науке.   Если   в   науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской   деятельности   ­ в   приобретении   учащимся функционального   навыка   исследования,   как   универсального   способа освоения   действительности,  развитии   способности   к   исследовательскому типу   мышления,   активизации   личностной   позиции   учащегося   в образовательном   процессе   на   основе   приобретения   субъективно   новых знаний (т.   е.   самостоятельно   получаемых   знаний,   являющихся   новыми   и личностно значимыми для конкретного учащегося).   Под   исследовательской   деятельностью   понимается   деятельность   связанная   с   решением   учащимися   творческой, учащихся, исследовательской   задачи   с   заранее   неизвестным   решением   и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Алгоритм исследовательской работы.  Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.  Сбор библиографической информации и изучение теории,  посвященной данной проблематике.  Консультирование по вопросам отбора содержания работы,  выдвижение и проверка гипотез.  Подбор методик исследования и практическое овладение ими.  Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный  комментарий к нему.  Собственные выводы.  Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада,  реферата, сообщения. Создание презентации.  Публичная защита работы. Роль   педагога   различна   на   разных   этапах   организации исследовательской деятельности.              I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской   работе.   Роль   учителя   является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе   учитель   уже   выступает   в   роли   консультанта.   Роль учителя не является доминирующей. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры. В   своей   работе   мы   активно   используем   два   вида   учебно ­исследовательской   деятельности: проектную   деятельность   и   проектно­ исследовательскую деятельность учащихся.            Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение   общего   результата   деятельности.   Непременным   условием проектной   деятельности   является   наличие   заранее   выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка   концепции,   определение   целей   и задач   проекта,   доступных и оптимальных   ресурсов   деятельности,   создание   плана,   программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая   его   осмысление   и рефлексию   результатов   деятельности. Проектно­исследовательская деятельность по проектированию   собственного   исследования,   предполагающая выделение   целей   и задач,   выделение   принципов   отбора   методик, планирование   хода   исследования,   определение   ожидаемых   результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. деятельность —     Отличие   исследовательской   деятельности   от   проектной и конструктивной. Главным   результатом   исследовательской   деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате   процедуры   исследования   и представленный   в стандартном виде.   Необходимо   подчеркнуть   самоценность   достижения   истины в исследовании   как   его   главного   продукта.   Часто   в условиях   конкурсов и конференций   можно   встретить   требования   практической   значимости, применимости   результатов   исследования,   характеристику   социального эффекта   исследования   (например,   природоохранный   эффект).   Такая деятельность,   хотя   часто   называется   организаторами   исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки   социальной   практики   средствами   исследовательской деятельности.   Руководитель   детской   исследовательской   работы   должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебный   проект   или   исследование   с точки   зрения обучающегося —   это   возможность   максимального   раскрытия   своего творческого   потенциала.   Это   деятельность,   позволит   проявить   себя индивидуально   или   в группе,   попробовать   свои   силы,   приложить   свои знания, принести пользу, показать  публично  достигнутый  результат. Это деятельность,   направленная   на решение   интересной   проблемы, сформулированной   зачастую   самими   учащимися   в виде   задачи,   когда результат   этой   деятельности —  найденный   способ   решения   проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. целеполаганию   и планированию   содержательной   деятельности самоанализу   и рефлексии   (результативности   и успешности   решения  Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное  дидактическое   средство   развития, обучения  и воспитания, которое   позволяет   вырабатывать   и развивать   специфические   умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:  проблематизации   (рассмотрению   проблемного   поля   и выделению подпроблем,   формулированию   ведущей   проблемы   и постановке   задач, вытекающих из этой проблемы);  ученика;  проблемы проекта);  представление результатов своей деятельности и хода работы;  презентации   в различных   формах,   с использованием   специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации,   аудио и сценических представлений и др.);  знания;  числе и нетиповых, ситуациях;  изготовления продукта проектирования;  детализации и обобщению). поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, практическому   применению   школьных   знаний   в различных,   в том выбору,   освоению   и использованию   подходящей   технологии   чертежей,   моделей,   театрализации,   видео, При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо   понимать,   что   самой   значимой   оценкой   для   него   является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание   степени   сформированности   умений   и навыков   проектной и исследовательской   деятельности   важно   для   учителя,   работающего   над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: 1. над проектом; 2. отведённой роли; 3. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы Степень   включённости   в групповую   работу   и чёткость   выполнения Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; Количество   новой   информации   использованной   для   выполнения Степень осмысления использованной информации; Уровень   сложности   и степень   владения   использованными Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, Оригинальность идеи, способа решения проблемы; Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или 4. проекта; 5. 6. методиками; 7. 8. исследования; 9. письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; 10. 11. 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. С   практической   точки   зрения   педагоги   МАОУ   «Башкирская гимназия»   пришли   к   выводу,   что приобщая   школьников   к   началам исследовательской   деятельности   очень   важно   учитывать,   что   процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом   возрастных   особенностей,   целенаправленное   формирование   всех компонентов исследовательской культуры школьника.   Владение рефлексией;  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;   Исследователь не может стать высококлассным исследователем без прикладного   исследования,   также   как   летчик   не   может   стать высококлассным   пилотом   без   реальных   полетов   в   небе.   Когда,   в   каком возрасте   надо   обучать   исследовательским   навыкам?   Ответ   этот   вопрос прост:   чем   раньше   ­   тем   лучше.   Следом   возникает   другой   вопрос:   как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимы?  Разумеется,   наиболее   значимые   для   успешной   познавательной деятельности   две     мотивации:   по   результату   и   процессу   деятельности. Научно­исследовательская работа позволяет открыть способности к тому или   иному   предмету,   а   иногда   к   нескольким,   и,   зачастую,   побуждает самооткрытие   собственных   способностей   и   возможностей   как   первая ступень   к   самореализации   личности.   Научно­исследовательская деятельность, не возникает в школе сама по себе. В результате многолетней работы над этой проблемой,   нами   выявлены необходимые условия для осуществления научно­исследовательской деятельности:   ­ готовность к этому виду работы;   ­ желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.                Сложнее   всего   выявить   у   учащихся   готовность   к   данному   виду деятельности. Для того, чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно,  и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца) мы используем диагностику  и на уроке и во внеурочное время.  Это   прежде всего   практические виды деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций. При  проверке  таких  заданий   обращается   внимание   на научность  данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать. По окончанию дискуссии проводится  диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов направленных на выявление отношения к данному виду деятельности. Например, вопросы могут быть такими: 1. Интересна ли тебе была данная работа? 2. Если да, то чем, если нет то почему? 3. Хотелось бы расширить представление по данной теме? – этот вопрос  дает возможность выявить интерес к определенной теме. При   анализе   таких   анкет   обращается   особое   внимание   на   тех учащихся,   у   которых   к   данному   виду   работы   проявляется   стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в научно исследовательской работе. Во внеурочное время рассказываем  о научно ­ исследовательских   проектах,   об   их   значении   для   каждого   ученика,   о различных уровнях защиты проектов. Помогаем определиться с выбором темы.   На   начальном   этапе   создания   системы   организации   научно­ исследовательской деятельности в нашей гимназии разработана технология овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Она, во­ первых, характеризуется тем, что учащиеся со 2 по 9 класс принимают участие   в   ней,   во­вторых,   охватывает   не   отдельные   предметы,   а практически все, которые входят в учебный план гимназии, следовательно, эта технология носит системный подход, как по форме её построения, так и по содержанию. Практическая реализация этой технологии нам виделась в   проведении   интеллектуальных   марафонов  «Самый   умный»,   «Ученик года»,  «Что,   где,   когда?»  и   многие   другие.   Любое   исследование предполагает   получение   новых   знаний.   Выявляется   группа   детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо   дети,   в   которых   учитель,   организатор   исследовательской деятельности   с   детьми,   увидел   искру   исследовательского   таланта.   При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка   в   исследовательском   поиске.   Так   как   опыт   детей     школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка,   не   заменяла   исследовательскую   деятельность   детей исследованиями   и   выводами   взрослых,   а   лишь   направляла   детей   по нужному руслу. Кроме того, осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение попугая потому, что в его доме появился волнистый попугайчик. Тема может быть выбрана из желания узнать что­то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Например, при изучении на окружающем мире темы “Спутник Земли” один ребенок   задался   вопросом   “А   почему   Луна   постоянно   меняет   свою форму?”. Это стало предметом его исследования. Наблюдая за осенним листопадом, другой второклассник заметил, что листья на разных деревьях меняют окраску листьев не в одно время. Он провел наблюдения, изучил с помощью родителей литературу и ответил на волнующий его вопрос. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на наш взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял   значимость   своего   исследования,   возможность   его   практического применения.   С   целью   формирования   навыков   исследовательской   деятельности разработан   метод   последовательной   адаптации   учащихся   к   проведению исследований.   Особенностью   предлагаемой   методики   является   выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования ­ это объект   текущего   познавательного   интереса   учащегося,   который   и становится темой его исследования.    В   процессе   исследования   формируется   умение   работать   с различными   источниками   информации,   делать   соответствующие   ссылки, осуществлять   выбор   значимого   содержания   из   имеющегося информационного массива. Таким образом, учащиеся, делая свой вклад в общий   банк   знаний   человечества,   приобщается   к   высокому   творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят учащимся иметь   возможность   и   способность   работать   с   неизвестными   ранее объектами. В связи с тем, что диапазон интересов школьников достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема ­ это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей.     Предложенная   система   работы.   по   формированию   творческих способностей   учащихся   путем   развития   исследовательских   умений   и навыков проходила апробацию в нашей гимназии   в течение многих лет и четко прослеживается позитивная динамика результатов.  В заключение хочется сказать, что научно­исследовательская работа в гимназии — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Повысилась мотивация и познавательная активность школьников, уровень развития   мыслительных   процессов,   овладения   творческими   приемами   и формами работы. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в научно­   исследовательских   конференциях,     мероприятиях,   конкурсах, проектах   и   олимпиадах   разного   уровня.   Научно­исследовательская деятельность   стала   неотъемлемой   частью   содержания   образования   и устойчивой формой образовательного процесса.

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017