«Организация проектной деятельности на уроках биологии при изучении темы «Солнечная система».

  • Лекции
  • docx
  • 22.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема моего мастера класса «Организация проектной деятельности на уроках биологии при изучении темы «Солнечная система». Девиз моей работы: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» Эпиграф: «Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это, И это станет моим навсегда» План работы: 1. Представление технологии 2. проведение имитационной игры 3. Выводы. (слайд 4) Метод проектов – это организованная, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.
Иконка файла материала v1.docx
­ Здравствуйте, уважаемые члены жюри, конкурсанты! Тема   моего   мастера   класса  «Организация   проектной   деятельности     на уроках биологии при изучении темы «Солнечная система».   Девиз моей работы: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить»  Эпиграф: «Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это, И это станет моим навсегда» План работы: 1. Представление технологии 2.  проведение имитационной игры 3. Выводы. (слайд   4)  Метод   проектов  –   это   организованная,   исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или   иного   результата,   оформленного   в   виде   конкретного   практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. ( слайд 4) Цели работы: 1 Показать   возможности   использования   методов   проектов   в профессиональной деятельности учителя биологии. 2 Познакомить   с   порядком   организации   проектной   деятельности   и многообразием форм проектов на уроках биологии; 3 Разработать  проект по биологии по теме  «Солнечная система».  (Слайд 5) В связи с поставленными целями выделены следующие задачи: 1 Продемонстрировать   слушателям   наиболее   эффективные   формы проектов. 2 Продемонстрировать   результаты   проектной   деятельности   учителя биологии в школе. Ключевые моменты:П­ проблема Р­ разнообразные способы ее решения О – основополагающий вопрос Е – единство целей и задач К – конкретные результаты исследования Т – творческий подход  Практическое   значение:  В   настоящее   время   проектная   деятельность подразумевает переход от традиционных образовательных форм к тесному сотрудничеству ученика и учителя, как равноправных партнеров. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но и умения и навыки, способные уже сегодня, а тем более завтра, помочь ему в решении его насущных жизненных проблем. Метод   проектов   зародился   во   второй   половине сельскохозяйственных школах США.  XIX  века   в Проектная   работа   включает   не   только   сбор,   обработку, систематизацию   и   обобщение   информации,   но   и   представляет   собой самостоятельное   исследование,   демонстрирующее   авторское   видение   и решение той или иной проблемы.  Кроме   того,    я  решала   вопросы   занятости   детей   во  внеурочное время,   развития   интереса   к   творческой   и   исследовательской   работе, привития   навыков   работы   с   различного   рода   информацией   с   целью повышения   интереса   к   биологии   и   экологии,   как   предметам естественнонаучного цикла обучения. Многим ребятам мало информации из учебника, тесно в рамках обычного   традиционного   урока.     Именно   проектная   деятельность   дает возможность ученикам выражать собственные идеи, а не просто красиво излагать   идеи   и   мысли   учебника.   Создаются   условия   для   свободы выражения   мысли   и   осмысления   воспринимаемого   учебного   материала.Дети часто приходят   с волнующими их вопросами на перемене, просят   особенно   интересуются организовать   дополнительные   занятия, исследовательской деятельностью. Что   же   может   заинтересовать   школьника   выполнить   проектную работу?  полезные практические результаты от выполненной работы, поощрения;  признание творческих способностей одноклассниками;  удовлетворение интереса к предмету исследования, приумножение знания о нем, приобретение новых навыков творческой работы; Необходимо   приложить   усилия,   чтобы   дать   ребенку   возможность   разжечь   интерес   к   предмету,   заинтересовать, проявить   себя, способствовать   самоутверждению   в   процессе   коллективной   творческой деятельности,   пробудить   инициативу   исследований.   Самостоятельно собранный   материал   воспринимается   всегда   как   более   ценный,   чем подготовленный учителем.  .  Организация и проведение эксперимента в биологии. Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как  биология  для  применения  метода  проекта  на  уроках  и  внеурочное время.   Разнообразие   объектов,   изучаемых   на   уроках   биологии, обеспечивает   огромные   возможности   для   развития   общеучебных, информационных   и   мыслительных   навыков.   Красота,   богатство   красок, запахов   и   звуков   природы   дает   уникальную   возможность   развивать образное и логическое мышление. Структура урока­проекта может включать в себя целый ряд форм работы, в том числе нетрадиционных, например:    презентацию   пройденного   материала,   домашней   работы   одной   или несколькими учебными группами, пресс­конференцию;             подготовленные доклады и выступления;  ознакомление с текстом нового учебного материала;  интервьюирование в парах и пар в группах по теме;  учебные викторины и конкурсы по теме урока; вопросы и упражнения на время;  придумывание историй, фантазий, сказок по теме урока;  описание наблюдений, микроисследований;  обсуждение учебного материала, дискуссию;  встречу с интересным человеком, специалистом, старшеклассником;   учебные игры: деловые, имитационные, ролевые;  выполнение художественных работ: рисование, лепку и т.д.;  спонтанное инсценирование по материалам изученного;  оценку результатов и групповые поощрения. На   разных   стадиях   изучения   темы­проекта   какие­то   элементы   уроков­ проектов   становятся   основными,   и   на   них   делаются   акценты.   Неэффективные элементы   структуры   заменяются   новыми.   Результаты   работы   проектных   групп представляются   на   стендах   в   классе,   на   деловых   собраниях,   на   выставках проектных работ и т.д. Любая инновация связана с определенными проблемами. Данный подход требует   много   затрат   времени   при   подготовке,   использования   множества методической   литературы   учителем,   предполагает   конструирование   большого числа новых дидактических материалов, заставляет искать нестандартные задания, приемы и подходы. Существует и другие проблемы, например, проблема оценивания уровня компетентности учащихся, и проблема перестройки мышления учеников, которые успели в значительной степени привыкнуть к пассивной форме усвоения знаний. И, тем не менее, данная система является перспективной, т.к. нацеливает учителя   и   ученика   на   конечный   результат:   самостоятельное   приобретениеконкретных   умений,   навыков   учебной   и   мыслительной   деятельности,   т.е. формирует очень важное в настоящее время качество – компетентность. Уважаемые   коллеги  Рассмотрим   примеры   организации   проектной деятельности учащихся на уроках биологии., я предлагаю вам сейчас создать проект по теме «Солнечная система». Для создания этого проекта, нам нужно поставить перед собой цели. Цели и задачи: 1. Узнать сколько всего планет в солнечной системе; 2.Узнать,  как называется планеты и почему; 3 Составить синквейн, ребусы  на тему «Солнечная система» 4 Написать сказку на тему «Солнечная система» 1)   ­ Итак, начинаем! Давайте мы  с вами вспомним ­ Что представляет собой Солнечная система? (Солнечная система состоит из  Солнца, вращающихся вокруг него планет, естественных спутников этих  планет, астероидов , бесчисленных метеоритов и комет) ­ Сколько планет вращаются  вокруг  Солнца? (восемь планет: Меркурий,  Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Уран, Нептун. С 1930 по 2006 г.  девятой планетой Солнечной системы считался Плутон)  2)  Вторая проблема ­ почему планетам дали такие названия?  (презентация) 3) Сейчас мы с вами попробуем составить ребус на тему «Планеты» Например:4) составление синквейна на тему «Солнечная система» Ответ – Юпитер  Синквейн – пятистрочная стихотворная форма. Первая строка – тема синквейна; Вторая строка – два слова­ прилагательные, они дают описание признаков  выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка – образована тремя глаголами, описывающими характерные  действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение  автора синквейна к описываемому  предмету или объекту. Пятая строка ­  одно слово, характеризующее суть предмета или объекта Например:                                           Земля. Голубая, третья. Вращается, освещается, защищается. Единственная обитаемая планета в Солнечной системе. Жизнь.5) Составление сказки на тему «Солнечная система»  Например:  Случилось   это   далеко­далеко,   на   самой   далекой   планете,   куда никогда не заглядывало солнышко. Жили там маленькие злючки. Они были такими вредными и злыми, что сами себя начали бояться. И вот однажды главный Злюка созвал собрание и спросил всех злюк, что же им сделать, чтобы изменить их жизнь. Он показал всем свою старую­престарую книгу, которую любил читать и в которой были нарисованы злюки со странными рожицами. Главный Злюка объяснил, что на картинке нарисованы его дедушка и бабушка, и  что они смеются.  На  картинке  также  были нарисованы цветы,  птички и всякие зверюшки. Все жители злющей планеты долго рассматривали картинки. Они никогда не видели такой красоты. А особенно им понравилось большое и желтое пятно, которое было всегда вверху на каждом рисунке. Злюки начали расспрашивать   друг   друга:   "Что   это?"   Но   никто   не   знал.   Тут   пришел   на собрание один старый и больной злюка, посмотрел книжку и все вспомнил. Он вспомнил, что это большое желтое пятно называется солнцем, и что когда­то оно светило и на их планете. И на планете росли такие же красивые цветы, пели на деревьях птички, бегали звери, было тепло, и все улыбались. Тогда главный Злюка решил найти солнце и заставить его снова светить на их  планету. Он отправил в космос своих помощников. Они вернулись и  рассказали, что видели солнце, но оно не захотело с ними разговаривать.  Тогда главный Злюка решил послать к солнцу детей. Он думал, что солнце  пожалеет детей и вернется на их планету. Но дети вернулись одни. Только злюки не узнали своих детей. У детей были  другие глазки и ротики ­ дети улыбались. Долго злюки рассматривали своих  детей и потихоньку стали улыбаться им в ответ. Им было очень трудно, но  они старались. Вдруг все начали замечать, что вокруг них появились  маленькие цветочки, а потом услышали чудесные звуки ­ это пели птички.  Скоро все увидели чудесный свет и почувствовали его тепло. Всем так стало  весело и радостно, и все сразу увидели Солнце, которое им тоже улыбалось. С тех пор прошло очень много лет, но все жители планеты никогда не забывают  улыбаться друг другу. А планете дали имя ­ Любовь. 6) И чтобы легче было запомнить расположение и название планет существует такая поговорка или можно назвать ее считалочкой, где первая буква каждого слова соответствует первой букве названия планет:Мечтая  Всегда  Замечала  Мария  Южного  Солнца  Улыбку  На  Пляже,  что соответствует Меркурию,Венере, Земле, Марсу, Юпитеру, Сатурну,  Урану,Нептуну и Плутону.  Результаты использования проектной деятельности в ООШ  с.Рассвет 1. Повысилась познавательная мотивация учащихся 2. Вырос интерес к урокам биологии 3. Ученики приобрели опыт участия в районных и республиканских  конкурсах. Работа над проектом оказалось настолько интересной и полезной,  что возникло желание и дальше использовать этот метод в работе.

Посмотрите также