Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии
Оценка 4.7

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Оценка 4.7
Семинары
docx
география
Взрослым
11.02.2017
Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. По данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста. В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение.
Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии .docx
Выступление на ШМО учителей географии Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии  и при подготовке к ЕГЭ (из опыта работы)                                                                                           Учитель Поступинских ТМ Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет  добиваться оптимального результата. По данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих  зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения  приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением  приемами понимания текста. В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в  освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое  чтение.  Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание  читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий  (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового  чтения, связанные:     с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных  жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку  информации, откликнуться на содержание. Виды работы с текстом, используемые мною на уроках: 1.Вопросно­ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление  необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит  школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного.  2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено какое­то слово. Задача учащихся – восстановить  деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста  или привычной сочетаемости слов. Примером может послужить , задание 4  ЕГЭ Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. Морской климат умеренных широт присущ западному побережью материков. Пре­ имущественные _________ (А), которые дуют с океанов, влияют на температуру возду­ ха. Зимы мягкие со средними температурами наиболее холодного месяца выше 0 °С, но, когда потоки арктического воздуха достигают побережья, бывают и _________ (Б). В общем, лето достаточно тёплое; днём при континентальном воздухе температу­ ра на краткое время может повышаться до 38 °С. С небольшой _________ (В) темпе­ ратур этот тип климата является наиболее умеренным среди климата умеренных широт.   Слова   в   списке   даны   в   именительном   падеже.   Каждое   слово   (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполне­ ния пропусков.   Список слов: 1) западные ветры 2) муссоны 3) роза ветров 4) амплитуда 5) мороз 6) засухи     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В     3. Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде  незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию,  полученную из прочитанного текста. При этом в конце текста даются слова для вставки. 4. Работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии  вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную  работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Детям можно предложить  произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз, разобраться в  значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических  понятий требуется кроме самого текста определения рисунки, диаграммы, таблицы.  Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда  находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом.  Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками  такую работу: ­разобраться в значении понятий; ­ научиться правильно их произносить; ­ найти в тексте или в словаре их объяснение. Например, на уроке в 6 классе: Найдите в тексте параграфа "Погода и климат”  объяснение понятия "климат”. Что означает в переводе на русский язык слово  "климат”? Чем отличаются два понятия "погода” и "климат”? Что у них общего? В  чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Другой  пример: Выясните сущность процесса "мировой круговорот воды”. В каких темах мы  встречались с понятием "круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете?  Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение  понятия: В тексте параграфа "Воды суши” найдите определение понятия "река”,  выделите в нем определяемое слово ( водный поток), а затем – общие и частные  признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным). Овладение  умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно  их формулировать. 5.Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры,  поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания. Примером  может служить следующее задание: Изучите примеры взаимодействия компонентов  природы в природном комплексе, которые приводит автор учебника в параграфе  "Географическая оболочка ”. Приведите свои примеры, доказывающие целостность  природного комплекса. Или взять вопросы в конце параграфа: приведите примеры  проявления широтной зональности на материке и в океанах и другой вопрос: приведите  примеры разной продолжительности в живой и неживой природе. 6. Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника. Данный приём  используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления  (процесса) или определения понятия. Примером может служить следующее задание:  определите понятие "почва”. Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на  данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними  принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не  подсматривать в учебник. 7.Перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе  информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация  вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.)  или наоборот. Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения  таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию  основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению  таблицы: Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по  графам. Как заполнить таблицу? 1.     Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы. 2.     Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы. Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой: Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части,  взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок. Как заполнить схему? 1.     Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия. 2.     Определите, каким образом эти понятия между собой связаны. 3.     Заполните схему соответственно выделенной зависимости. Например, при изучении темы в 7 классе  «Население Африки» . составляется таблица: Работа с текстом учебника п. 30. Задание: прочитать п. 30 и записать в таблицу название народов, населявших Африку,  относящихся к той или иной расе. Название расы Характерные черты Народы Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп,  узкий нос и овальное лицо Очень темная, почти черная  кожа, пухлые губы, черные  волосы Кожа менее темная, губы  тонкие, широкий нос Желтовато­коричневый цвет  кожи, широкое плоское лицо Более светлая, но с  красноватым оттенком кожа Смешивание монголоидной и  негроидной рас Место  проживания   Европеоидная Негроидная  (экваториальная) Алжирцы,  марокканцы,  египтяне, берберы Тутси, нилоты,  масаи Пигмеи Монголоидная Промежуточная  раса Бушмены,  готтентоты Эфиопы малагасийцы       8.Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов. 1. выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2. определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих со­ держанию текста / не имеющих отношения к тексту; 3. установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию  текста.            Задание 11 из ЕГЭ Какие из утверждений о США верны? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.   1) США по численности населения входят в первую пятерку стран мира 2) Большая часть электроэнергии в стране производится на ТЭС 3) США являются одним из крупных производителей и экспортеров кукурузы   Столица   является   крупным   городом   самым   в   стране. 4) Задание 14 Какие из утверждений об Урале верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрас­ тания, под которыми они указаны.   1) В основании территории Урала лежит древняя платформа. 2) Одной из ведущих отраслей специализации Урала является металлургия. 3) Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими реги­ онами. 4) Урал богат минеральными ресурсами    9.Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или  суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с  содержанием прочитанного или прослушанного текста.   Задания 28­29 выполняются с использованием приведенного ниже текста Школьники   из   нескольких   населенных   пунктов   России   обменялись   данными   о средних   температурах   воздуха   в   июле   и   январе,   полученными   на   местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в таблице 1. Таблица 1 Пункт  наблю­ дения Сортава ла Вологда Балахна Уфа Географичес кие пункта координаты 61° с.ш. 30° 59° с.ш. 40° 57° с.ш. 44° 54° с.ш. 56° в.д. в.д. в.д. в.д. Высот а над  уровне м  17 125 63 104 Средняя  температу­ ра воздуха,  июль январ ь ­9,8 1 6,4 ­11,9 17,0 ­11,6 19,0 19,5 ­15,0 Среднегодов ое ко­ личество  атмосфер­ 570 568 542 569 28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между   особенностями   климата   и   географическим   положением   пункта.   У   всех школьников   выводы   получились   разные.   Кто   из   учащихся   сделал   верный   вы  вод   на основе представленных данных? 1) Алина:   «Чем   дальше   на   юго­восток,   тем   больше   среднегодовое количество атмосферных осадков». амплитуда температуры воздуха». 2) Сергей:   «Чем   дальше   на   юго­восток,   тем   больше   среднегодовая 3) Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе». 4) Тамара:   «Чем   выше   над   уровнем   моря   расположен   пункт,   тем прохладней в нем в июле». 29. В каком из перечисленных населенных пунктов 22 июня ночь самая короткая? 1) Сортавала; 2) Вологда; 3) Балахна; 4) Уфа. 10. Чтение про себя с пометками». Отметьте в тексте значками: ++ соответствует тому, что знаю; – – противоречит тому, что знаю; ?? надо обсудить; С какими суждениями вы согласны после прочтения текста. 30. Определите описанию.   страну   по   ее   краткому «Эта страна ­ крупнейший в мире архипелаг, омывается водами двух океанов. На ее территории наблюдаются повышенная сейсмичность и интенсивный вулканизм.     В недрах   страны   имеются   значительные   запасы   полезных   ископаемых:   нефти, природного   газа,   угля,   медных,   железных,   алюминиевых   руд   Обилие   атмосферных осадков (более 2000 мм в год) и высокие значения температуры воздуха в течение всего года   обусловили   здесь   наличие   вечнозеленых   влажных   лесов.   В   сельском   хозяйстве развито преимущественно растениеводство: главные продовольственные культуры – рис  (основной  продукт   питания населения),  кукуруза,  арахис,  соя.  Важное  значение имеет рыболовство. Заготавливают древесину ценных пород». Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой   деятельности,   важно   научить   учащихся   различным   операциям   с   материалами текста, разнообразным манипуляциям с разнохарактерными единицами ­ предложением, сверхфразовым единством, субтекстом и текстом с учётом жанровых и стилистических особенностей определённого класса исходного (образцового) текста, навыкам и умениям дифференциации,   реконструирования,   трансформации   и   конструирования   языковых единиц   в   решении   определённой   учебной   задачи   (например,   пересказа   текста,   его использования в коммуникативно ­ обращённом устном монологическом высказывании, диалоге, письменном сообщении и т.д.). Используемая литература: 1.Приемы активизации познавательной деятельности при работе с текстом по географии.  Автор работы: Булыгина Людмила Николаевна, учитель географии г.Тольятти, МОУ № 94  2. Использование разнообразных форм работы с текстом учебника на уроках  географии.Автор: Матвеева Людмила Николаевна. 3. Развитие критического мышления на уроке. С.И. Заир­Бек,  И.В. Муштавинская. 4. Школьный учебник географии как средство максимальной активизации процесса  учебного познания и развития познавательной компетен. Автор: учитель географии  Н.М.Матыскина ,МОУ Чердатская СОШ.

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии

Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017