Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
По данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение.
Выступление на ШМО учителей географии
Организация работы учащихся по выработке навыков смыслового чтения на уроках
географии и при подготовке к ЕГЭ (из опыта работы)
Учитель Поступинских ТМ
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет
добиваться оптимального результата.
По данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих
зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения
приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением
приемами понимания текста.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в
освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое
чтение.
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание
читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий
(А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового
чтения, связанные:
с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров;
с определением основной и второстепенной информации;
с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку
информации, откликнуться на содержание.
Виды работы с текстом, используемые мною на уроках:
1.Вопросноответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление
необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит
школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее
важного, второстепенного.
2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором
преднамеренно пропущено какоето слово. Задача учащихся – восстановить
деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста
или привычной сочетаемости слов.
Примером может послужить , задание 4 ЕГЭ
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место
пропусков.Морской климат умеренных широт присущ западному побережью материков. Пре
имущественные _________ (А), которые дуют с океанов, влияют на температуру возду
ха. Зимы мягкие со средними температурами наиболее холодного месяца выше 0 °С,
но, когда потоки арктического воздуха достигают побережья, бывают и _________ (Б).
В общем, лето достаточно тёплое; днём при континентальном воздухе температу
ра на краткое время может повышаться до 38 °С. С небольшой _________ (В) темпе
ратур этот тип климата является наиболее умеренным среди климата умеренных
широт.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово
(словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполне
ния пропусков.
Список слов:
1) западные ветры
2) муссоны
3) роза ветров
4) амплитуда
5) мороз
6) засухи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
3. Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде
незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию,
полученную из прочитанного текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.
4. Работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии
вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную
работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Детям можно предложить
произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз, разобраться в
значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических
понятий требуется кроме самого текста определения рисунки, диаграммы, таблицы.
Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда
находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками
такую работу:
разобраться в значении понятий;
научиться правильно их произносить;
найти в тексте или в словаре их объяснение.Например, на уроке в 6 классе: Найдите в тексте параграфа "Погода и климат”
объяснение понятия "климат”. Что означает в переводе на русский язык слово
"климат”? Чем отличаются два понятия "погода” и "климат”? Что у них общего? В
чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Другой
пример: Выясните сущность процесса "мировой круговорот воды”. В каких темах мы
встречались с понятием "круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете?
Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение
понятия: В тексте параграфа "Воды суши” найдите определение понятия "река”,
выделите в нем определяемое слово ( водный поток), а затем – общие и частные
признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным). Овладение
умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно
их формулировать.
5.Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры,
поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются
в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания. Примером
может служить следующее задание: Изучите примеры взаимодействия компонентов
природы в природном комплексе, которые приводит автор учебника в параграфе
"Географическая оболочка ”. Приведите свои примеры, доказывающие целостность
природного комплекса. Или взять вопросы в конце параграфа: приведите примеры
проявления широтной зональности на материке и в океанах и другой вопрос: приведите
примеры разной продолжительности в живой и неживой природе.
6. Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника. Данный приём
используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления
(процесса) или определения понятия. Примером может служить следующее задание:
определите понятие "почва”. Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на
данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними
принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не
подсматривать в учебник.
7.Перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе
информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация
вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.)
или наоборот.
Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения
таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию
основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению
таблицы:
Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по
графам.
Как заполнить таблицу?
1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.
2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.
Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой:Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части,
взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.
Как заполнить схему?
1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.
2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.
3. Заполните схему соответственно выделенной зависимости.
Например, при изучении темы в 7 классе «Население Африки» . составляется таблица:
Работа с текстом учебника п. 30.
Задание: прочитать п. 30 и записать в таблицу название народов, населявших Африку,
относящихся к той или иной расе.
Название расы
Характерные черты
Народы
Смуглая кожа, темная окраска
волос и глаз, удлиненный череп,
узкий нос и овальное лицо
Очень темная, почти черная
кожа, пухлые губы, черные
волосы
Кожа менее темная, губы
тонкие, широкий нос
Желтоватокоричневый цвет
кожи, широкое плоское лицо
Более светлая, но с
красноватым оттенком кожа
Смешивание монголоидной и
негроидной рас
Место
проживания
Европеоидная
Негроидная
(экваториальная)
Алжирцы,
марокканцы,
египтяне, берберы
Тутси, нилоты,
масаи
Пигмеи
Монголоидная
Промежуточная
раса
Бушмены,
готтентоты
Эфиопы
малагасийцы
8.Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
1. выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2. определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих со
держанию текста / не имеющих отношения к тексту;
3. установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию
текста.
Задание 11 из ЕГЭ
Какие из утверждений о США верны? Запишите цифры в порядке возрастания, под
которыми они указаны.
1) США по численности населения входят в первую пятерку стран мира
2) Большая часть электроэнергии в стране производится на ТЭС
3) США являются одним из крупных производителей и экспортеров кукурузы
Столица является
крупным
городом
самым
в
стране.
4)
Задание 14Какие из утверждений об Урале верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрас
тания, под которыми они указаны.
1) В основании территории Урала лежит древняя платформа.
2) Одной из ведущих отраслей специализации Урала является металлургия.
3) Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими реги
онами.
4) Урал богат минеральными ресурсами
9.Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или
суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с
содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Задания 2829 выполняются с использованием приведенного ниже текста
Школьники из нескольких населенных пунктов России обменялись данными о
средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных
метеостанциях в результате многолетних наблюдений.
Собранные ими данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Пункт
наблю
дения
Сортава
ла
Вологда
Балахна
Уфа
Географичес
кие
пункта
координаты
61° с.ш. 30°
59° с.ш. 40°
57° с.ш. 44°
54° с.ш. 56°
в.д.
в.д.
в.д.
в.д.
Высот
а над
уровне
м
17
125
63
104
Средняя
температу
ра воздуха,
июль январ
ь
9,8
1 6,4
11,9
17,0
11,6
19,0
19,5
15,0
Среднегодов
ое ко
личество
атмосфер
570
568
542
569
28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости
между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех
школьников выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вы вод на
основе представленных данных?
1) Алина: «Чем дальше на юговосток, тем больше среднегодовое
количество атмосферных осадков».
амплитуда температуры воздуха».
2) Сергей: «Чем дальше на юговосток, тем больше среднегодовая
3) Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе».
4) Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем
прохладней в нем в июле».
29. В каком из перечисленных населенных пунктов 22 июня ночь самая короткая?1) Сортавала; 2) Вологда; 3) Балахна; 4) Уфа.
10. Чтение про себя с пометками».
Отметьте в тексте значками:
++ соответствует тому, что знаю;
– – противоречит тому, что знаю;
?? надо обсудить;
С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.
30. Определите
описанию.
страну
по
ее
краткому
«Эта страна крупнейший в мире архипелаг, омывается водами двух океанов. На ее
территории наблюдаются повышенная сейсмичность и интенсивный вулканизм. В
недрах страны имеются значительные запасы полезных ископаемых: нефти,
природного газа, угля, медных, железных, алюминиевых руд Обилие атмосферных
осадков (более 2000 мм в год) и высокие значения температуры воздуха в течение всего
года обусловили здесь наличие вечнозеленых влажных лесов. В сельском хозяйстве
развито преимущественно растениеводство: главные продовольственные культуры –
рис (основной продукт питания населения), кукуруза, арахис, соя. Важное значение
имеет рыболовство. Заготавливают древесину ценных пород».
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам
речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами
текста, разнообразным манипуляциям с разнохарактерными единицами предложением,
сверхфразовым единством, субтекстом и текстом с учётом жанровых и стилистических
особенностей определённого класса исходного (образцового) текста, навыкам и умениям
дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования языковых
единиц в решении определённой учебной задачи (например, пересказа текста, его
использования в коммуникативно обращённом устном монологическом высказывании,
диалоге, письменном сообщении и т.д.).
Используемая литература:
1.Приемы активизации познавательной деятельности при работе с текстом по географии.
Автор работы: Булыгина Людмила Николаевна, учитель географии г.Тольятти, МОУ № 94
2. Использование разнообразных форм работы с текстом учебника на уроках
географии.Автор: Матвеева Людмила Николаевна.
3. Развитие критического мышления на уроке. С.И. ЗаирБек,
И.В. Муштавинская.
4. Школьный учебник географии как средство максимальной активизации процесса
учебного познания и развития познавательной компетен. Автор: учитель географии
Н.М.Матыскина ,МОУ Чердатская СОШ.