Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
математика
1 кл—4 кл
28.02.2018
Самостоятельность личности в обучении – одна из главных целей образования. В число ведущих функций школьной образовательной системы сегодня входит ещё одна – организация активной самостоятельной деятельности школьников.
Самостоятельная работа в системе учебных занятий обрела статус объективно необходимой формы обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания и устойчивые умения.В этой публикации раскрыты четыре этапа самостаятельной работы обучающихся на уроках математики в начальных классах.
сам. работа.doc
МОУ Николаевская СОШ
Организация самостоятельной деятельности учащихся на
уроках в начальных классах
Учитель начальных классов Бузина Галина Вячеславовна
Самостоятельность личности в обучении – одна из главных целей образования. В
число ведущих функций школьной образовательной системы сегодня входит
ещё одна – организация активной самостоятельной деятельности школьников.
Самостоятельная работа в системе учебных занятий обрела статус объективно
необходимой формы обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания и
устойчивые умения.
Самостоятельная работа служит средством активизации познавательной
деятельности в том случае, если ребёнок пытается использовать свои знания в
необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых
соответствует различным видам психической деятельности.
К примерам, которые способствуют развитию активных самостоятельных
действий учащихся в учебном процессе, можно отнести ситуации, в которых
ученик:
защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя
приобретённые знания;
задаёт вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процессе
познания;
помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных
выбирает задания из поисковых и творческих задач;
и
практических действий.
Процесс учения школьников протекает на трёх уровнях: репродуктивном,
частичнопоисковом и исследовательском ( творческом ).
Существуют 4 этапа самостоятельной работы.
I этап. Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом предложенной темы и
усваивают материал на уровне осмысленного воспроизведения. Здесь можно
предложить учащимся самостоятельную работу обязательного уровня обучения
( в классе и дома ).Задания предлагаются в форме теста.
1. На каком из рисунков изображена ломаная линия? Правильный ответ обведи.
а б в г
2.На каком из рисунков изображена линия?
а б в г
3. Выбери нужный ответ. Прямая линия:
а) имеет начало и конец;
б) имеет начало, но не имеет конца;
в) не имеет ни начала, ни конца;
4. Выбери из данных линий кривую.
а б в
5. На чертеже изображена замкнутая ломаная. Длина каждого звена равна 4
см. Найдите длину этой ломаной.
II этап. Происходит передача опыта деятельности, в которой приобретённая
база знаний используется на уровне распознавания ( узнавания ), что
обеспечивает более высокий уровень усвоения. Происходит расширение,
углубление, приобретение новых знаний по теме, решение разноуровневых
заданий на уроке.
1. Обведи зелёным карандашом замкнутые линии, а жёлтым – незамкнутые
линии.
2 а б в г
2. Постройте все возможные отрезки с концами в точках K, L, M, N.
Сколько отрезков вы построили?
L .
K .
M .
N .
III этап. Для решения предлагаются различные задания, моделирующие
структуру изучаемого материала и задачи, для которых нет готовых решений,
Теперь на основе теоретической базы знаний и усвоенных способов решения
задач учащиеся включаются в активный познавательный процесс. Этому этапу
соответствуют творческие задания для домашней работы, творческие и
исследовательские самостоятельные работы.
1. Проведите прямую линию, чтобы она пересекла кривую:
а) в одной точке;
б) в двух точках;
в) в трёх точках.
2. Соедините точки отрезками, чтобы получилась ломаная из трёх звеньев.
.
. .
.
IY этап . Завершающим этапом служит диагностика результативности обучения
и развития познавательной активности учащихся. Можно предложить
следующий тест и самостоятельную работу.
3 Тест.
1. Подчеркните, под каким номером расположена ломаная линия.
1 2 3
2. Подчеркните, под какими номерами находятся замкнутые линии.
1 2 3 4
Самостоятельная работа.
1. Отметьте в тетради точки К и Р . Нарисуйте кривую линию с началом в
точке К и проходящую через точку Р.
2. Поставьте в тетради четыре точки и обозначьте их буквами. Нарисуйте
две замкнутые ломаные с вершинами в данных точках. Измерьте длины
получившихся ломаных линий и сравните их.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них
навыки самостоятельной работы. С этой целью я практикую разнообразные виды
заданий.
1 класс.
1. Работа с магическими квадратами.
7
8
3
2
6
10
9
4
5
сложи числа по строкам, столбцам, с угла на угол;
2.Заполните пропуски в квадрате.
4
9
2
4 7
2
6
10 5
5
8
6
6
10 5
3
3. Преобразование квадрата. Составьте подобный квадрат , увеличивая
каждое число на несколько единиц ( на 3), или уменьшая каждое число на 2.
5
4
9
10
6
2
3
8
7
4. Самостоятельное составление квадрата. Используя карточки с цифрами,
например 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, чтобы сумма была равна 15.
II. Работа с кругами.
Вычисление начинается с числа, находящегося в центре круга, и дальше
действия выполняются по кругу.
( Можно дать задание на время, за 1 минуту).
III.
Упражнения из технологии обучения УДЕ П. М.
Эрдниева.
5 а) Карточки.
б) Деформированные примеры.
+5 =7 6 – 2 =
6 =4 + 2 = 4
в) Составление и решение обратной задачи к задачам в одно действие.
2 класс,3 класс.
а) Задания.
Замени числа суммой по образцу:
50= 40+10 70= +
90= 80+10 30= +
Реши удобным способом:
( 50 + 10 ) 6 = ( 30 +10 ) 4=
( 80 +10 ) 7 = ( 20 +10 ) 6 =
Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какомунибудь
признаку, обоснуй свой ответ:
40 – 8 34+5 44+3 80 9 56+ 20
70 – 8 90 – 6 45+50 30 – 6 72 +10
Среди данных примеров найдите те, которые помогут решить примеры одного из
столбиков, записанных в задании выше:
( 20+10 ) 6 ( 30+ 10 ) 8 ( 50 +10 ) 1
( 70+10 ) 9 (60+10 ) 8 ( 80+10) 3
Таблица умножения на 6, 7, 8, 9 детьми усваивается хуже, чем таблица на 2, 3, 4,
5.
Для усвоения табличных случаев умножения и деления применяю:
а) задания – карточки с ответом на другой стороне;
9*6 54
6 5*7 35
8*9 72
6*6 36
б) в этом задании нужно составить примеры к данному ответу;
12 63 42
72 54 18
в) задания на выбор: решить первый или второй столбик;
36: 4 37: 4
18: 9 19 : 9
24 : 3 26 : 3
г) все решают первый столбик, а кто хочет и может, решают второй столбик;
21* 3 210 * 3
37*2 307* 2
12*8 102* 8
Для развития глазомера и измерения длины в см и мм предлагаю детям
выполнить такое задание:
Найди « на глаз» отрезок, длина которого точно равна высоте нарисованного
гриба. Проверь себя, измерив высоту гриба и длины заданных отрезков.
6
2
4 7
5
1 3
4 класс.
7 Задания.
а) Верна ли запись? Обведи правильный ответ.
78249 * 342 * ( 22 – 11 * 2 ) > 1 Да Нет
б) Верна ли запись? Обведи правильный ответ.
6548 : 2 + 987 * 4 * ( 342 – 342 ) = 0 Да Нет
г) Полтрети числа – число 100. Какое это число? Обведи правильный ответ.
200 300 600 900
д) Расшифруй пример на умножение ( каждая буква обозначает одну цифру ) и
напиши ответы.
Б3 * 1А = А31
А=, Б = .
_________ *__________ = __________
е) Расставьте знаки арифметических действий так, чтобы получилось верное
равенство.
1 2 3 4 5 = 14
Литература:
1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. начальная школа. 2 – 4
классы. 3е изд. М. : Айриспресс, 2007.
2. Сыщук Л. В. Школьные олимпиады для начальных классов.
3. Журналы « Начальная школа» №1, №3, 2006; №2, 1998; №3, №5, 1996;
№2, 1987.
4. Хинн О. Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. М.: ООО
«Издательство АСТЛТД», 1998.
8 9
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в начальных классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.