Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Оценка 5
Педсоветы +1
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
25.10.2019
В современных условиях уже недостаточно передать обучающемуся определенный набор знаний. Для достижения этой цели современный преподаватель должен научить детей самостоятельной работе по добыванию знаний. В рамках обучения самостоятельная работа является целостной взаимосвязанной системой деятельности педагога и обучающегося. Цель данной деятельности – повышение мотивации студента к обучению и формирование у него таких качеств, как самоактивация, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль. Именно данные качества должны в последующем позволить обучающемуся самостоятельно получать новые знания и осваивать новые виды деятельности.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации.pptx
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Организация самостоятельной
работы обучающихся как
средство повышения
мотивации
Преподаватель Иванов Д.В.
Каратузский филиал КГБПОУ
«Минусинский
сельскохозяйственный
колледж»
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
человек
ежедневно
Современный
сталкивается
различной
с
большим
информации,
научную
информацию.
Требования, которые общество ставит
перед человеком:
способность к активному творческому
объемом
включая
событий.
овладению знаниями;
умение быстро и правильно
реагировать
на изменение обстановки;
умение прогнозировать развитие
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
ЗАДАЧИ
СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
давать человеку
определенный объем базовых
знаний
давать человеку набор
полезных и необходимых
навыков деятельности
научить подрастающее
поколение самостоятельно
воспринимать и осваивать
новое
научить подрастающее
поколение самостоятельно
осваивать новые культурные
и эстетические ценности,
приемы организации и
управления
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
ТРАДИЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
отдается предпочтение
предметному знанию,
в котором в основе
образовательного
процесса лежат научные
положения
обучающемуся
недостаточно
получать
определенный набор
знаний
требуется
формировать
способность
ребенка
требуется
к творчеству
формировать
умение ребенка
превращать
творчество
в норму и
инструмент
свершений в
различных сферах
человеческой
деятельности
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
В рамках обучения САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
целостная взаимосвязанная система
РАБОТА –
деятельности педагога и
обучающегося
как субъектов образовательного
процесса.
ЦЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
повышение мотивации ученика к
обучению;
формирование у ребенка качеств
самоактивации, самоорганизации,
саморегуляции, самоконтроля.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Педагоги должны стремиться к развитию у
обучающихся:
мышления;
познавательных интересов;
умений самостоятельно осуществлять поиск и
обработку информации;
умений самостоятельно решать учебные и
возникающие жизненные ситуации.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Важное значение в рамках
образовательного учреждения в
современных условиях имеет
задача по формированию
самостоятельности обучающихся:
как ключевого элемента учебной
деятельности;
как одной из основных функций
личности.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
обучение ребенка элементарным
навыкам и умениям исследовательской
работы;
более глубокое освоение материала за
счет того, что обучающийся:
- будет изучать первоисточники;
- будет осваивать новую информацию
практическим путем.
Задачи, которые
решаются путем
самостоятельной
деятельности
обучающегося
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Педагогическая система
20 века
После образования Советского Союза
наблюдалась тенденция придать
динамизма педагогической системе.
В области познавательной
самостоятельности активно использовалась
методика организации самостоятельных
работ как средства для актуализации
знаний учащихся.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Педагогическая система
20 века
обосновали
В работах авторов 1920-х гг.
прослеживалась мысль о том,
что структура познавательной
деятельности детей должна
напоминать
структуру
познавательной деятельности
ученого.
Авторы
роль,
место
задачи
самостоятельной
работы
в рамках учебного процесса.
Авторы пришли к выводу, что
при формировании умений и
знаний вербальный
способ
обучения
является
малоэффективным.
и
Б.Е. Райков
Б.В.
Всесвятский
К.П.
Ягодовский
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Педагогическая система
на современном этапе
Возрастает роль самостоятельной работы
обучающихся, которая:
позволяет развить творческую составляющую;
позволяет сформировать навыки по
самостоятельному получению новых знаний.
При изучении сущности самостоятельной
работы
в теоретическом плане выделяют три
направления деятельности:
организационно-техническая;
познавательная;
практическая.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Педагогическая система
на современном этапе
Педагоги и методисты разрабатывают
систему форм и методов обучения:
домашние задания;
самостоятельные работы;
организация лабораторных и практических
работ;
работа с книгой.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Педагогическая система
на современном этапе
Педагоги уделяют внимание проработке
вопросов
по включению самостоятельной работы в
различные этапы урока:
во время сообщения учителем нового
самостоятельное изучение нового
материала обучающимися;
при повторении ранее изученного
материала;
материала;
при закреплении знаний, навыков и умений;
во время текущей проверки знаний;
при организации работы с учебником или
дополнительной литературой.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
соответствие содержания самостоятельных
работ требованиям, которые содержатся в
учебных программах;
соблюдение принципа сознательности при
выполнении самостоятельных работ;
посильность предлагаемых работ для
обучающихся –способность их
самостоятельного выполнения;
организация самостоятельных работ по
определенной системе;
проведение подготовки обучающихся к
выполнению самостоятельных работ – детей
необходимо точно и ясно
проинструктировать, какого результата они
должны добиться при выполнении
предлагаемых заданий.
Основные
требования к организации
самостоятельных работ
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
обучение учащихся необходимым
организационным и техническим навыкам
для выполнения самостоятельной работы;
задача должна содержать такие условия,
которые потребовали бы от обучающихся
приложения умственных усилий;
проведение педагогом наблюдения за ходом
выполнения работы и при необходимости
оказание помощи;
соблюдение хронометража, который
отводится
на выполнение самостоятельной работы;
обязательная проверка учителем
Основные
требования к организации
самостоятельных работ
выполненных работ.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Дидактические направления,
которые способствуют
совершенствованию знаний обучающихся
обоснование принципа значимости
самостоятельной работы учеников;
разработка педагогических средств
вовлечения обучающихся в выполнение
самостоятельной работы
с одновременным определением характера
и степени организации руководства данным
процессом;
определение сущности самостоятельной
работы обучающегося и выявление
ее места в учебном процессе.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Самостоятельная работа по
образцу
ОСОБЕННОСТЬ:
выполнение
обучающимся
предложенного образца или инструкции;
заданий
на
основе
все данные для получения нужного результата, включая
идею решения задачи, представляются в готовом виде в
самом тексте задачи.
УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА:
остается в рамках воспроизводящей деятельности:
заключается в узнавании, запоминании, осмысливании и
текстуальном воспроизведении нового факта, события
или его подведение под уже известное обучающемуся
понятие.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Самостоятельная работа по
образцу
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
работа по тексту учебника;
работа по тексту художественного или научно-
популярного произведения;
выполнение практических работ на местности;
заполнение обучающимися различных таблиц и схем
после изложения педагогом нового материала.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ:
текстовые;
производственно-трудовые;
иллюстрированные;
опытнические.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Самостоятельная работа по
образцу
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
предполагает только повторение задания,
предложенного педагогом.
ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ ПО ОБРАЗЦУ:
содействие накоплению ребенком опорных фактов и
способов деятельности;
содействие прочному закреплению фактов;
создание условий для перехода ребенка к выполнению
более трудных заданий.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Реконструктивные самостоятельные
работы
ОСОБЕННОСТЬ:
в самом задании сообщается общая идея решения;
обучающимся требуется ее развить в конкретный
способ решения в соответствии с условиями задания.
ПРИЕНЯЕМЫЕ РАБОТЫ:
иллюстративные работы;
смысловые работы;
опытнические работы;
практические работы.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Реконструктивные самостоятельные
работы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
самостоятельное определение правил, которые нужно
применить;
подбор конкретных примеров к общим положениям;
составление задач, которые реконструируют ранее
изученный учебный материал.
ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТ:
обеспечение более высокого уровня воспроизводящей
деятельности.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Вариативные самостоятельные
работы
на применение понятий науки
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ:
обеспечивает переход обучающегося от
воспроизводящей
к познавательной и практической деятельности;
формирует у обучающихся умения отбирать из своего
прошлого формализованного опыта необходимые
способы и приемы деятельности для решения
возникающих задач.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Вариативные самостоятельные
работы
на применение понятий науки
ПРЕИМУЩЕСТВА ВАРИАТИВНОЙ РАБОТЫ:
стимулирование практических и познавательных
действий обучающегося по применению им ранее
полученных знаний;
углубление знаний и расширению сферы их
применения;
знания становятся более вариативными, действенными;
мышление обучающегося достигает уровня
продуктивной деятельности;
выведение обучающимся структуры знаний;
развитие мыслительных и творческих способностей
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Вариативные самостоятельные
работы
на применение понятий науки
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ВАРИАТИВНОГО ТИПА:
текстуальные – различные логические задания по
тексту;
графиков;
иллюстративные, например, необходимость составления
смысловые предполагают составление и решение задач;
опытнические, экспериментальные работы.
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Творческие самостоятельные работы
СУТЬ РАБОТЫ:
непосредственное участие ребенка в производстве новых
для него знаний.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ:
постановка проблемы учителем;
предъявление условий, при анализе которых ребенок
должен самостоятельно понять и сформулировать
проблемы, содержащиеся
в этих условиях;
постановка задачи, при решении которой обучающийся
должен
самостоятельно обнаружить новую проблему;
постановка проблемы, решение которой предполагает
выполнение логических действий для выявления новой
Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации
Типы самостоятельных
работ
Творческие самостоятельные работы
ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
задачи, которые предполагают поиск недостающих
написание докладов, рецензий, рефератов по
данных;
литературным
источникам;
выполнение самостоятельных исследований.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
наличие ситуации, которая направляет обучающегося
осуществлять творческие поиски.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.