Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня
Оценка 5

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Оценка 5
Лекции
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
02.06.2017
Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня
Одним из необходимых условий эффективности работы ГПД является четкое, хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся, посещающих группу продленного дня. Все требования к документации, кабинету, планированию и организации деятельности воспитателя ГПД должны быть отражены в Положении о группе продлённого дня, разработанном и утвержденном в ОУ.
Организация ГПД.doc
Организация учебно­воспитательного процесса  в группе продлённого дня Одним из необходимых условий эффективности работы ГПД является четкое,   хорошо   продуманное   планирование   всех   направлений   работы, реализующее   комплексный   системный   подход   к   организации   обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся, посещающих группу продленного дня. Все требования к документации, кабинету, планированию и организации   деятельности   воспитателя   ГПД   должны   быть   отражены   в Положении о группе продлённого дня, разработанном и утвержденном в ОУ. Планирование работы воспитателя ГПД строится с учетом требований :   СанПиН 2.4.2.1178­02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»,  должностных инструкций воспитателя ГПД,  плана работы ОУ,  плана работы учителя класса.    Основные документы воспитателя ГПД: 1. Режим дня (утвержденный директором). 2. Календарно­тематический план (перспективный). 3. Личный план воспитателя (ежедневный). 4. Журнал. 5. Тетрадь учета посещаемости (питание). 6. Тетрадь по преемственности работы учителя и воспитателя. 7. Дневник наблюдений. Требования к кабинету группы продленного дня: 1. График проветривания. 2. Уголок ГПД. 3. Игровой уголок. 4. Игротека. 5. Уголок здоровья. 6. Разработки, сценарии праздников, утренников, клубных вечеров. 7. Уголок «Для вас, родители». Продленный день в школе – одна из форм воспитания и обучения детей. Оптимальная наполняемость ГПД – 25 человек. ГПД   могут   быть  одновозрастные,   включающие   детей   одного   или нескольких   параллельных   классов;  разновозрастные,  объединяющие   детей нескольких классов разных параллелей. Дети, посещающие ГПД, находятся в школе с 9 часов утра до 18­19 часов (9­10 часов), поэтому особенно важно построить их режим. При отсутствии соответствующих условий и рационального распорядка дня   на   состоянии   здоровья   ребенка,   на   его   нервной   системе   может отрицательно сказаться: 1) длительное пребывание в большом коллективе; 2) постоянное,   в   течение   9­10   часов   пребывание   в   одном   помещении (классной комнате); 3) преобладание   в   режиме   дня   статических   видов   деятельности   с преимущественно   умственной   нагрузкой   (чтение,   беседы,   просмотры телепередач, видеоигры и т.д.); 4) недостаточная   двигательная   активность   (по   данным   врачей­ гигиенистов,   2/3   времени   пребывания   в   ГПД   школьники   проводят   в состоянии относительной неподвижности). В связи с этим администрация школ обязана внимательно относиться к организации групп продлённого дня: выделению игровых комнат, спальных помещений из расчёта 3,5 кв.м на учащегося, правильному подбору мебели и гигиенической   организации   внешней   среды,   использованию   общешкольных помещений (спортивного и актового зала, мастерских, библиотеки и др.). Учащиеся начальных классов в период пребывания на продленном дне должны переодеваться. Для   хранения   сменной   обуви,   одежды,   предметов   личной   гигиены   в помещениях начальных классов устанавливаются индивидуальные шкафчики. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178­02 «Гигиенические требования   к   условиям   обучения   в  образовательных   учреждениях»  режим дня   групп   продленного   дня  может   быть   следующим   (группа   работает   в первую смену 5 дней по 6 часов): Вид деятельности Прогулка   после   окончания   учебных занятий, спортивный час Обед Сон для детей 7­8 лет и учащихся с ослабленным здоровьем Пребывание   на   воздухе, общественно полезный труд Спортивный   час,   занятия   музыкой, рисованием, трудовые дела  Самоподготовка   (в   перерыве   – полдник) Свободное   время,   работа   кружков, занятия по интересам Прогулка, уход домой   игры, 1­4 классы 12.30 – 13.30 13.30 – 14.00 14.00 – 15.00 14.00 – 15.00 15.00 – 16.00 16.00 – 17.30 17.30 – 18.30 18.30 После   окончания   уроков   обязательная   прогулка,   спортивный   час. Продолжительность  прогулки  не менее 2 часов  (возможно по 1 часу до и после обеда). Самоподготовку  следует   начинать  не   раньше   16   часов  после проведения   мероприятий   по   восстановлению   необходимого   уровня работоспособности учащихся (спортивный час). Длительность выполнения домашних заданий:  1 класс (со второго полугодия) – до 1 часа, 2 класс – до 1,5 часа, 3 – 4 классы – до 2 часов. Учащимся   разрешается   выбирать   порядок   выполнения   домашних заданий по собственному усмотрению. Перерывы   между   отдельными   этапами   работы   должны   быть индивидуальными. Учащимся,   заканчивающим   подготовку   уроков   раньше   остальных, разрешается приступать к занятиям по интересам. После   окончания   самоподготовки   и   пребывания   детей   на   воздухе внеучебное   время   заполняется  видами   деятельности   эмоционального характера:  зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д., общей продолжительностью не более 1,5 ч. Занятия   в   кружках   и   секциях   проводятся   не   чаще   2   раз   в   неделю длительностью до 1 часа. Допускается участие одного учащегося не более чем в   2   различных   кружках,   предпочтительно,   чтобы   один   из   них   был   с физической нагрузкой.  основные Планируя   работу,   воспитатель   ГПД   должен   знать педагогические функции свободного времени воспитанников: развивающую,   комплексно   включающую   в   себя   задачи   духовного, нравственного, физического развития подрастающей личности; все, что делает ученик в свободное время при разумной его ориентации, духовно обогащает ученика,   делает   его   содержательнее,   интереснее.   Пути   и   методы осуществления:   экскурсии,   читательские   конференции,   предметные   вечера, праздники   знаний,   заочные   путешествия,   встречи   с   интересными   людьми, чтение научно­популярной литературы, работа в кружках и др. ориентационную,  направленную   на   решение   задач   социальной   и профессиональной  ориентации   школьников;   Пути  и  методы   осуществления социальной   ориентации:   беседы,   диспуты,   встречи,   широкая   поисковая деятельность, работа с газетой, активное включение в общественную работу и многое   другое,   важна   индивидуальная   деятельность   –   чтение   газет   и журналов,   просмотр   телепередач,   подготовка   выступлений   и   т.д.; профессиональной   ориентации   –   знакомство   с   различными   видами деятельности,   с   конкретными   профессиями,   формирование   разнообразных профессионально­трудовых   интересов,   индивидуальная   работа   с воспитанниками,   экскурсии,   встреча   с   интересными   людьми,   кружковая работа, беседа, оформление альбомов, стендов и т.д.  коммуникативную,  направленную   на   удовлетворение   одной   из   ведущих потребностей личности, особенно подрастающей, ­ потребности в общении; естественным   пространством   для   её   удовлетворения   является   пр.   всего свободное   время,   где   складываются   отношения   ребёнка   с   товарищами   по школе, классу, группе, кружку; рекреативную,  направленную   на   восстановление   физических,   духовных   и психических   сил,   затраченных   в   процессе   учебы,   труда,   общественной деятельности,   на   снятие   вызванного   ими   психического   напряжения, обеспечение   школьников   зарядом   бодрости,   энергии,   жизнерадостности. Утомление – естественное следствие всякой более или менее напряженной работы,  умственной   или   физической.   Чем   младше   школьник,  тем   большее место в бюджете его времени должен занимать отдых в полном смысле этого слова. Это отдых после труда, а не вместо труда, который включает в себя физическую культуру, спортивные игры и прогулки на свежем воздухе и т.д. Рекреативная   функция   направлена   на   снятие   утомления   не   только физического,   но   и   психического.   Важными   компонентами   отдыха   должны стать игры и забавы, шутки, развлечения, розыгрыши, аттракционы и др.  Воспитатель ГПД должен иметь перспективный план работы (на год, полугодие) – календарно­тематический и на его основании составлять план на каждый рабочий день – ежедневный. Какой­либо   определенной   формы   для   перспективного   и  ежедневного планов не установлено. Календарно­тематическое планирование — сложный вид плана, пред­ ставляющий собой своеобразную технологическую цепочку последовательных действий участников планирования с определением возможного результата. Он может состоять из шести разделов:  1. Анализ работы ГПД за прошедший год. 2. Цели и задачи на новый учебный год. 3. Основные направления деятельности и ключевые дела ГПД. 4. Индивидуальная   работа   с   учащимися   (исходя   из   преемственности работы  воспитателя и учителя – тетради преемственности). 5. Работа с родителями. 6. Изучение   эффективности   работы   ГПД   (отражается   в   дневниках наблюдений). Другой вариант планирования: I – Детский коллектив.  Общие сведения.  Распределение поручений внутри класса.  Организация работы с трудными учащимися.  Результативность учебной деятельности учащихся класса.  Особенности развития детского коллектива. II – Семья.  Состав родительского комитета.  Планирование заседаний родительского комитета.  Проблемные семьи.  Планирование работы с родителями. III – План воспитательной работы с классом.  Цели, задачи работы школы.  Цели, задачи работы в классе.  Характеристика классного коллектива.  Планирование работы. Календарно­тематическое   планирование   может   быть   составлено   и   по такой форме: № Основные   виды деятельности   и формы занятий   с   группой   и отдельными учащимися я и н е д е в о р п и к о р С   и л е т и н л о п с И   о   и к т е м т О и и н е н л о п ы в я и н а ч е м и р П  При планировании деятельности воспитатель ГПД может использовать подходы, разработанные О. С. Газманом. Для целенаправленной работы по организации   поддержки   процессов   самоопределения   и   самопостроения личности   воспитанника   он   предлагает   педагогам   разрабатывать   целевые программы «Здоровье», «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни» и др. В  этом   случае   раздел   плана,   связанный   с  организацией   жизнедеятельности учащихся, может выглядеть следующим образом: Целевая программа «Здоровье» «Учение» «Общение» «Досуг» «Образ жизни» Содержание деятельности 3 неделя месяца 4 неделя месяца 1 неделя месяца 2 неделя месяца В   разделе   «Содержание   деятельности»   конкретизируются   формы   и виды деятельности учащихся по указанным направлениям. Подобный способ планирования возможен при опоре на концептуальные подходы   В.   А.   Караковского,   определяющего   основой   воспитания формирование отношения к общечеловеческим ценностям, таким как Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. При планировании работы с использованием деятельностного подхода в воспитании   Н.   Е.   Щурковой   должны   быть   учтены   различные   виды деятельности:   трудовая, физкультурно­оздоровительная, художественно­творческая, коммуникативная, игровая и др. Тогда планирование работы может выглядеть следующим образом:   ценностно­ориентировочная,   познавательная,   ц я с е М д о и р е П я л е д е Н л е т а в а н з о П я а н ь я а н в и т р о п С я а в о д у р Т в т с е ж о д у Х я а н н е ­ о н т с о н н е Ц . р и т н е и р о сентябрь Здравствуй, школа! 1 Прогулка­ наблюдение Спорт. эстафет ы Операция «Чистый  двор» Экскурси я на  выставку Музык.  викторина Прогулка н е в т с е щ б О я а н Игра  «Снеж ный  ком» В   требованиях   к  ежедневным   планам  воспитателей   следует придерживаться   требований   к   поурочным   планам­конспектам   учителей. Воспитатель     в   каждом   запланированном   на   день   мероприятии   должен План работы ГПД должен учитывать возможные совпадения отдельных видов занятий, запланированных в учебном расписании, и стараться избегать таковых.   Важно,   чтобы   в   отдельные   дни   не   совпадали   уроки   физической культуры с физкультурно­оздоровительными занятиями в группе, уроки труда и   музыки   с   кружковыми   занятиями,   запланированные   экскурсии   с экскурсиями в группе и т.п. Непременным условием в ежедневных планах является  обязательное указание времени и продолжительности проведения мероприятий.   должны     предусматривать отражать  цели   и   задачи,   оборудование   и   формы   деятельности   учеников; воспитатели и дифференцированную работу в подготовке и проведении этих мероприятий, основываясь на продолжении учебной, развивающей и воспитательной работы учителя   соответствующего   класса,   наблюдений,   отраженных   в   «Дневнике наблюдений», чтобы каждый ученик мог получить соответствующую помощь для своего личностного развития. Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими. индивидуальную   Если   в   перспективном   плане   только   перечисляются   различные мероприятия,   которые   наметил   провести   воспитатель   с   учащимися,   то   в ежедневном плане они детализируются. Например, следует не только указать, что будет прочитана такая­то книга, просмотрен такой­то фильм, проведена беседа на ту или иную тему, но и наметить основные вопросы для обсуждения этой  книги,  кино   и  т.д.  Следует  не   просто   записать,  что   будет   проведена такая­то экскурсия, но и указать её маршрут, объекты, которые предстоит наблюдать, и основные вопросы для беседы возле каждого из них, а также в начале, конце и по ходу экскурсии и т.д. При планировании подвижных игр в ежедневном плане даётся их краткое описание, указывается, как они будут организовываться. Если у воспитателя имеются специальные разработки или сценарии отдельных мероприятий. То в ежедневном плане делается ссылка на них, а в случае внесения каких­либо изменений в порядок или методику их проведения они указываются в рабочем плане. Перспективный план может быть конкретизирован в недельном плане (составление   этого   плана   не   является   обязательным).   Различные   виды деятельности   и   отдыха   учащихся   могут   быть   регламентированы   по   дням недели: Понедельник – нравственное, гражданско­патриотическое воспитание,  развитие детского коллектива. Вторник – художественно­эстетическое, экологическое воспитание. Среда – работа с книгой, общеобразовательная подготовка. Четверг – физкультурно­оздоровительное воспитание, формирование  здорового образа жизни. Пятница – трудовое воспитание. Основное преимущество данного вида планирования:   план группы известен родителям, компактность   представления   основного   содержания   деятельности учащихся в ГПД. Варианты составления недельного планирования могут быть следующие: Дни недели Первый   период   внеучебного времени (до самоподготовки) Виды деят­ти Продолж­ть Второй период внеучебного  времени (после  самоподготовки) Виды деят­ти Продолж­ть Поскольку домашние задания выполняются в установленное режимом время, то в недельном плане они не отражаются. Другой вариант планирования: Дни недели Занятия на  воздухе  (14.30­15.45) Понедельник Экскурсия Вторник Среда Четверг Пятница Спортивный  час Прогулка Игры на  воздухе Трудовая  деятельность Занятия в  помещении  (16.45­17.30) Час чтения Кружок Клубный час Час чтения Занятия по  интересам Самоподготовк а Питание и  отдых (сон) Ежедневно  16.00­17.30 Ежедневно Обед: 13.30­ 14.00 Полдник:  16.30­16.45 Отдых (сон):  14.00­15.00 Список литературы. 1.   Бушканец   Ш.Г.   Сущность   свободного   времени   школьников//   Начальная школа. – 1988. – №8. – с. 71 – 74. 2. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня// Первое сентября. Начальная школа. – 2005. – № 1. 3. Завуч. Тематический выпуск. №4, 2004. 4. Казанцева Н.В. Программа деятельности групп продлённого дня// Завуч начальной школы. – 2008. – №1. 5.   Логунова   Т.Н.   Организация   учебно­воспитательной   работы   с   детьми младшего школьного возраста. – Минск, 2003. 6. О планах работы воспитателя группы продлённого дня// Начальная школа. – 1986. – №12. – с. 57 – 59. 7. Организация и содержание работы в группе продлённого дня. Практическое пособие. Начальная школа/ И.Н.Попова. – М.: Айрис­Пресс, 2006. – 130 с.

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня

Организация учебно-воспитательного процесса  в группе продлённого дня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017