Организация внеурочной деятельности учащихся по географии/
Оценка 5

Организация внеурочной деятельности учащихся по географии/

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
география +1
Взрослым
02.06.2018
Организация внеурочной деятельности учащихся  по географии/
Целью данной работы является: Создание условий для воспитания человека с географическим мышлением, активного, успешного, умеющего учиться, способного к постоянному развитию и познанию мира, умеющего сотрудничать, толерантного и готового применить свои знания на практике, патриота своей страны, т.е. обладающего познавательно-коммуникативной компетентностью.
Организация внеурочной деятельности.doc
Тема:   Организация внеурочной деятельности учащихся  по географии как способ формирования и развития коммуникативно­деятельностных компетенций.         Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется          не деятельностью, а ее однообразием                                                                                                           К.Д. Ушинский        В современном обществе происходит изменение понимания сущности образования. Это не передача готовой суммы знаний, умений, навыков, а развитие личности; не запоминание  информации, а творчество; не готовность воспроизвести полученную информацию, а  умение использовать знания в нестандартной ситуации.       Данные тенденции закреплены в Концепции модернизации российского   образования и в   Новом   Стандарте   образования:   «…школа   должна   формировать…ключевые компетентности,   определяющие   современное   качество   образования…   инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе».      Современная школьная география, обладает огромными возможностями воспитания и  развития человека XXІ века – деятельного, коммуникабельного, способного находить,  анализировать и трансформировать географическую информацию.        Целью данной работы является:  Создание условий для воспитания человека с  географическим мышлением, активного, успешного, умеющего учиться, способного к  постоянному развитию и познанию мира, умеющего сотрудничать, толерантного и готового  применить свои знания на практике, патриота своей страны, т.е. обладающего  познавательно­коммуникативной компетентностью      В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся,  повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную  систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была  важным звеном учебно­воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.     Такой подход позволяет учащимся стать активными субъектами, приобретающими  знания. Именно в разнообразных формах и уровнях деятельности снимается противоречие  между пассивным характером традиционного обучения и социальным заказом общества,  выраженном в требованиях к подготовке выпускников по географии самостоятельно  находить и преобразовывать географическую информацию и использовать её в  практической деятельности и повседневной жизни.  Приоритетными направлениями государственного образовательного стандарта в  преподавании предмета в новых условиях являются:  • • • • переход к деятельностному и личностно­ориентированному образованию;   переход от освоения определённой суммы знаний — к умениям их применять,  самостоятельно добывать, пополнять и развивать;  приближение образования к современным потребностям страны, востребованность  его результатов в практической деятельности и повседневной жизни;   формирование стойкой мотивации к непрерывному образованию и активной  самостоятельной познавательной деятельности.  В  работе из всех компетентностей, выделенных в Стандарте образования, особое внимание уделяется познавательной и коммуникативной, считаю наиболее важными следующие • Поиск и выделение необходимой информации;  • Умение осознанно и произвольно строить устную и письменную речь; • Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств; • Умение ставить цели и структурировать знания; • Умение слушать, вступать в диалог, учитывать позиции других людей, партнера по  общению и деятельности.  Условиями успешного обучения являются дидактические принципы:  • Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и  его развитие осуществляется в процессе его собственной деятельности,  направленной на «открытие» им собственного знания;  Принцип целостного представления о мире: у учащегося должно быть  сформировано целостное представление об окружающем  мире и о своем месте в  нем;  Принцип разноуровневости: учащемуся предлагается содержание образования на  продуктивном (творческом) уровне и обеспечивается усвоение им содержания на  минимально возможном уровне (уровне образовательного стандарта);  Принцип творчества: ориентация на приобретение учащимися опыта собственной  творческой деятельности • • • Школьникам в возрасте 11­12 лет трудно длительное время находиться без действия и  слушать только учителя. При изучении географии есть возможность разнообразить  формы деятельности ребенка, как на уроке, так и во внеучебное время: работа с  картами, выполнение практических работ, составление таблиц, делать замеры  выпадение осадков, изменения температуры окружающей среды, работы по  ориентированию на местности и т.д.  Это дает возможность формировать и развивать исследовательское мышление, навыки  самостоятельной деятельности учащихся, но при этом обязательно надо учитывать  способности и возможности каждого ученика исходя из уровня развития и способности  в приобретении знаний. Дети в подростковом возрасте очень любопытны; вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию  познавательного интереса к предмету в целом.     География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения  внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей  природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими  событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы,  раскрыть которые не представляется возможным на уроке из­за недостатка времени.  Главная задача внеурочных занятий по географии ­ удовлетворить интересы  школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной  природы. Направления внеурочной деятельности в условиях основной школы.          Спортивно­оздоровительное, общекультурное ,социальное, туристическо­ краеведческая, художественное творчество, проектная деятельность Виды деятельности:  • Практикумы  • Учебные экскурсии, причём особо выделю такие, где учащиеся активны и  организуют и проводят её сами. Географические игровые мероприятия.  Задания с использованием ИКТ    • • • Практико­ориентированные проекты на уроках географии. Элективные и  факультативные курсы.  Недели естественных наук.  • • Выполнение учебных заданий на образовательных сайтах. Игры на уроках географии • Эффективность учебно­воспитательного процесса так же определяет активность  учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Эта  проблема актуальна и для учителей, работающих в старших классах. Одной из  активных форм обучения, способствующей развитию мышления учащихся, стали  уроки­игры. Игровой момент способствует возникновению интересов,  восстанавливает эмоциональную уравновешенность и обеспечивает социальную  ориентацию. Специфические черты игровой деятельности подростков • • • • предоставление возможности выхода в реальную жизнь; воспроизведение и презентация социальных структур и сообществ;  освоение новых ролей и сюжетов, а также  механизмов перехода.   Вывод: игра социально­моделирующая по содержанию и общественно значимая по  своей  форме. Проектный метод. • Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как  альтернатива классно­урочной системе. Главная идея методики проектного  обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком  только та деятельность, которая выбрана им свободно.  • Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной  для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и  объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением),  демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов  посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д.  • В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого  ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет  его презентация. Использование видеофрагментов и анимации • В современной учебной деятельности учитель имеет массу возможностей для  разнообразия. Одним из приёмов на уроках является использование компьютерных  технологий. • В настоящее время учитель географии имеет достаточно большой выбор  документальных,  фильмов и видеоэнциклопедий на различные темы.  Самым  сложным в использовании этих фильмов  является отбор материала.  • Видео необходимо включать в процесс обучения географии, при чем, чем чаще мы  его используем, тем больше пользы. Но очень часто  учителя просто не могут  использовать видеоматериалы, так как большинство современных школьных УМК  их не содержит, а значит, учителю самому необходимо найти подходящий теме,  возрасту, знаниям видеофрагмент, составить к нему комплекс заданий. Подбор  сюжетов  вполне может стать одним из направлений внеурочной деятельности  учащихся разных возрастов Подбор материала: • Особенный интерес вызывает у учащихся подбор коротких сюжетов,  продолжительностью 2­3 минуты по различным темам. Такие сюжеты наиболее  удачно вписываются в современный урок географии, придают ему динамичность,  обеспечивают возможность визуально познакомиться с объектами и явлениями,  изучаемыми по различным темам, повышают мотивацию учащихся.  Работа состоит из нескольких этапов:  1.Объяснение задания;  2. Подбор материала( фрагментов, роликов);  3. Предварительный просмотр материала  4. Демонстрация и создание видеотеки. Проведение недели истории и географии в школе. • Как и многие формы проведения внеурочной работы по географии в школе  начинаются с подготовительного периода. Как правило, вся ответственность лежит  на педагога по данному предмету. Учитель планирует игры, конкурсы, выставки  викторины и другие мероприятия, их тематику, классы, которые будут в них  принимать участия, время и место проведения. Желательно за несколько недель на  одном из уроков географии сообщить ученикам о времени проведения недели  географии в школе и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Неплохо заранее рассказать о правилах игры и дать классу  задание, чтобы учащиеся могли готовиться к конкурсам.  • Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр,  конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении недели  географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое. За неделю в учительской вывешивается план проведения недели истории и  географии, чтобы учителя и  классные руководители ознакомились с  мероприятиями, а по возможности могли прийти в свой класс на игру. Можно  пригласить родителей. • План проведения недели истории и географии: • Понедельник: Выставка газет и фотогалерея географических объектов. 9­11 кл. • Вторник: Викторины по предмету 5­6 классы. • Среда: Посещение краеведческого музея 8 кл. • Четверг: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? 6­7 классы • Пятница: Открытые уроки по географии. • Суббота: Подведение итогов Вывод: • Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению.  Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям  легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная  деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует  коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить,  преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества.  Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной  литературой умения планировать, анализировать и обобщать. • Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение,  которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам  предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне  развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи  урочной и внеурочной деятельности. • Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от  педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников  общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной  организации и развития внеурочной работы по географии ­ это специальная  подготовка педагогов.

Организация внеурочной деятельности учащихся по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся  по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся  по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся  по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся  по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся по географии/

Организация внеурочной деятельности учащихся  по географии/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2018