Органы. Системы органов.
Оценка 5

Органы. Системы органов.

Оценка 5
doc
27.06.2022
Органы. Системы органов.
Системы органов для Алены.doc

Технологическая карта урока по биологии

Учитель Захарова Алена Сергеевна

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №61»

Тема урока: Органы. Системы органов

Раздел программы: общий обзор строения и функций организма человека

Тип урока: комбинированный, формирование новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные умения: будет формироваться мотивация к получению новых знаний, нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями в процессе учебной деятельности, стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные – научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, систематизировать ее, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией;

Коммуникативные – научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости для решения коммуникативных задач; адекватно воспринимать устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно;

Регулятивные – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Предметные: научатся называть основные системы органов человека, давать определения понятиям «орган, система органов», характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Цель урока: создать условия для расширения знаний о органах и системах органов человека, познакомить с их функциями.

Формы организации на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: словесные (диалог); наглядные (работа с презентацией, рисунками); практические (составление таблиц, поиск и отбор информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование и наглядные пособия:

- мультимедийный проектор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

(1 мин)

Создание эмоционального настроя, проверка готовности к уроку.

Я желаю всем сегодня на уроке….

 

Учащиеся высказывают свои пожелания

 

Включение учащихся во взаимодействие с учителем, настрой на урок.

2. Актуализация знаний (10 мин)

-На прошлом уроке мы изучили строение разных видов тканей. Проведем мозговой штурм по изученному материалу: я задаю вопрос, вы – отвечаете. За каждый правильный ответ – получаете жетон. . Набравшие 4- 5 жетонов и более получают – «5», 3 жетона – 4.

 Набравшие большее количество баллов, в конце урока получают оценки. Итак, вопрос 1.

- ткань – это              - типы тканей - 

- где находятся эпителиальные ткани,      - какие бывают виды?

- какая их функция,    - какая особенность строения?

-назовите виды соединительных тканей   **Чем соединительные ткани по строению и функциям отличаются от эпителиальных?    - функция жировой ткани      - функция крови

-виды мышечных тканей    - какой у них общий признак или способность к чему    -где находятся гладкие мышцы    -каково их строение     -функции скелетных мышц    - их строение    -каково строение сердечной мышцы **У новорождённого на эту ткань приходится до 45% массы тела, и лишь постепенно она замещается на костную. Что это за ткань?

-из чего состоит нервная ткань    - строение нейрона    функции нейрона   - функции нейроглии     - синапс – это    ** Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:

-орган – это              система органов – это

-

-

Отвечают на вопросы учителя

Включение учащихся во взаимодействие с учителем, настрой на урок.

3. Мотивация и целеполагание

(6 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи (4 мин)

Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся живые существа, ко второй неживые.

Скажите, что общего в строении всех живых существ?

Что образуют клетки в многоклеточном организме?

Что образуют ткани живых существ?

Попробуйте сформулировать определение понятию орган.

 

 

 

Что в свою очередь образуют органы? 

 Что образуют системы органов?

 

На доске появляется схема:

Клетка-ткань-орган-система органов-организм.

- Что мы уже изучили?

- Что еще предстоит изучить? Итак, тема нашего урока: Органы. Системы органов

Цель: изучить из каких органов состоят системы органов человека.

Скажите, а Вам уже что-то известно про Органы и системы органов

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Теперь внутри своих групп напишите, какие учебные задачи вы должны решить, чтоб достичь цели? (1 мин).

Давайте обсудим вместе:

Учебные задачи:

1. узнать какие бывают системы органов

2. из каких органов состоят системы органов

3. какие функции выполняет каждая система органов.

- Как вы думаете, эта тема актуальна? Я даю вам 1 минуту, подумайте и запишите, почему вы так считаете?

- Сейчас, я даю вам 30 сек, вы должны в группе обсудить и выбрать 1 наиболее актуальную версию.

- Приступим к обсуждению.

 

 

Клеточное строение

Ткани

Органы

Орган- это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму и строение и выполняющая определённую функцию.

Системы органов

Целый организм, который работает как единое целое

 

 

 

Ученики называют тему урока

Ученики озвучивают цель урока

Говорят, то что знают

 

Пишут и озвучивают учебные задачи и записываю в Хочу узнать

 

 

 

 

 

Пишут актуальность

Выбирают наиболее значимую

Понимать информацию, представленную в вербальной, изобразительной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определять тему урока.

Определять цель урока

 

 

Определять учебные задачи

 

 

4.Решение учебных 

задач

( мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Для решения учебных задач, возьмите по 1 карточке с вашего стола, встаньте с рабочего места, пообщайтесь немного и создайте микрогруппы на Ваше усмотрение (3 мин) (на карточках даны органы, ученики должны собраться в группы по системам органов).

- Время закончилось. Скажите почему Вы объединились в эту группу?

- Почему Вы?

Присаживаемся на свои места.

- Я думаю, что вам не составит труда изучить органы и системы органов человека, т.к. с прошлых лет вам знакомы системы органов земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих.

- Орган – это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Например, легкие – это орган дыхательной системы, благодаря которому проходит газообмен между организмом и окружающей средой. Вне организма орган существовать не может. В нашем организме существует несколько систем органов, чтоб Вам было удобно работать на столах лежат распечатки систем органов человека. Вы сейчас должны поработать с этой системой, выписать какие органы входят в ее состав, ее значение, и самое главное, работает ли эта система автономно или взаимосвязана с какими-то другими системами. На это вам 5 минут. Роли в группе распределяете самостоятельно.

Система органов

Органы, из которых состоит система

Функции системы

 

 

 

 

- Приступим к ответам (учитель в этот момент на доске соединяет написанные заранее названия систем органов между собой, те систем, которые связаны). Можно попробовать по диаграмме Венна (за отличия зять системы органов, а то место, где они соединены стрелками поставить как общее и сказать, что их всех контролирует нервная система)

 

Встают со своих мест и начинают делится на группы

 

Отвечают по какому признаку делились на группы

 

 

Работают по распечатке со своими системами.

 

Заполняют таблицу

 

 

Выступают с ответами. Остальные заполняют таблицу

 

 

 

Выполнять действия для решения поставленной учебной задачи.

 

 

Осуществлять поиск и отбор необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать учебную задачу.

 

владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками.

 

5. Первичное

закрепление (5-7 мин)

 

 

Давайте подведем итог, на доске получилась схема, глядя на нее, можно ли сказать, что организм человека – это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов?

- Какая система управляет этой скоординированной работой?

- Есть такое понятие «аппарат органов», например ОДА, как вы думаете чем система органов отличается от аппарата органов?

 

 

 

 

 

 

- Заключительное задание. Установить соответствие между органом и системой органов. Заполните таблицу, вставив букву соответствующей системы органов.

1) желудок                                                               А) скелетная система
2) мочевой пузырь                                                  Б)  мышечная система
3) печень                                                                  В)  выделительная система
4) почки                                                                    Г) дыхательная система
5) поджелудочная железа                                       Д) пищеварительная система
6) сердце                                                                   Е) нервная система
7) семенники                                                            Ж) кровеносная система
8) трахея                                                                   З) половая система
9) гортань
10) головной мозг

Проверим себя по эталону.

1,3, 5 – Д  2,4 – В  Г – 8,9   Е – 10  Ж – 6  ,З – 7

Можно использовать приложение Пликерс и три вопроса с одним вариантом ответов

Отвечают на вопросы.

 

 

Нервная и гуморальная

Система органов состоит из органов одинаковых по происхождению и плану строения, а аппарат из органов разного происхождения и строения, но объединённых общими функциями.

Выполняют задание

 

 

 

 

 

Проверяют его по эталону

 

 

 

 

 

Строить обоснованное

речевое высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять наблюдение, сравнение.

 

6. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

(3-5 мин)

Подведем конечные итоги урока. Какая была цель урока? Достигли ли мы ее?

А теперь подсчитайте количество жетонов у себя. Набравшие 4- 5 жетонов и более получают – «5», 3 жетона – 4.

У вас на столах лежат листы оценки деятельности на уроке, заполните и сдайте их.

оценивают свою работу на уроке, заполняют листы самооценки

 

 

 

Оценивать свои знания и умения в соответствии с

поставленной учебной

задачей.

7. Домашнее задание. 1мин.

Страница 39-41 читать, готовится к зачету по теме клетки, ткани, органы и системы органов – это задание для всех. А для некоторых даю задания различного уровня сложности:

1 составить кроссворд по пройденной теме 10 слов

2.  составить кроссворды по пройденной теме, но чтобы по вертикали получилось слово «Гистология» и «Анатомия»

3. составить ребусы 5 слов

4. Выполнить тестовые задания с выбором 1 ответа

5. вставить в текст пропущенные слова

6.дайте краткий ответ на вопросы в виде 1-2 предложений

7. дать полный развернутый ответ на следующие вопросы

 

Делиться дома своими достижениями и знаниями на уроке.


 

                                     

 

 


 

Листы самооценки.

1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

 

Почти все сделали без меня.

 
 


                              

                                       0        1       2          3         4         5         6           7        8        9        10

         

  2. Ответь на вопросы

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

1. активно / пассивно

2. доволен / не доволен

3. коротким / длинным

4. не устал / устал

5. стало лучше / стало хуже

6. понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

 

Листы самооценки.

1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

 

Почти все сделали без меня.

 
 


                              

                                       0        1       2          3         4         5         6           7        8        9        10

         

  2. Ответь на вопросы

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

1. активно / пассивно

2. доволен / не доволен

3. коротким / длинным

4. не устал / устал

5. стало лучше / стало хуже

6. понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

 

Карточки для создания микрогрупп

Головной мозг

 

Спинной мозг

Нервы

рецепторы

 

Сердце

 

артерии

вены

 

Капилляры

 

Почки

 

Мочеточники

Мочевой пузырь

Мочеиспускательный канал

 

Легкие

Бронхи

Трахея

Гортань

Рот

 

Глотка

Желудок

Кишечник

Скелет

 

Мышцы

Кости

Сухожилия

 

Раздаточный материал для микрогрупп

Строение нервной системы

Нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся головной и спинной мозг, а к периферической — нервы, отходящие от центральной нервной системы к различным органам.

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/5426/c07a7d71e9.jpg

Значение нервной системы:

  • объединяет органы и системы организма в единое целое;
  • регулирует работу всех органов и систем организма;
  • осуществляет связь организма с внешней средой и приспособление его к условиям среды;
  • составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Структура нервной системы

Структурно-физиологической единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела (сомы), отростков (дендритов) и аксона. Дендриты сильно ветвятся и образуют множество синапсов с другими клетками, что определяет их ведущую роль в восприятии нейроном информации. Аксон начинается от тела клетки аксонным холмиком, являющимся генератором нервного импульса, который затем по аксону проводится к другим клеткам.

Каждый нейрон в центральной нервной системе выполняет три физиологические роли: воспринимает нервные импульсы с рецепторов или других нейронов; генерирует собственные импульсы; проводит возбуждение к другому нейрону или органу.

По функциональному значению нейроны подразделяют на три группы: чувствительные (сенсорные, рецепторные); вставочные (ассоциативные); моторные (эффекторные, двигательные).

Помимо нейронов в центральной нервной системе имеются глиальные клетки, занимающие половину объема мозга. Клетки нейроглии выполняют множество функций: опорную, защитную и трофическую роль для нейронов; поддерживают определенную концентрацию ионов кальция и калия в межклеточном пространстве; разрушают нейромедиаторы и другие биологически активные вещества.

 

 

 

 

 

 

  Кровеносная система

  Кровеносная система выполняет в организме следующие функции: Доставка кислорода к органам и тканям; Доставка питательных веществ к органам и тканям; Вывод из органов и тканей углекислого газа; Вывод из органов и тканей продуктов жизнедеятельности; Регуляция деятельности всего организма и его органов; Защита организма от вторгающихся микроорганизмов и чужеродных клеток.

Система кровообращения (сердечно-сосудистая система) выполняет транспортную функцию - перенос крови ко всем органам и тканям организма. Система кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов.
Сердце (соr) - мышечный орган, перекачивающий кровь по телу. Имеет 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка
Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря сокращениям сердечной мышцы и
миоцитов стенок сосудов. Сократительная деятельность сердца, а также разность давления в сосудах определяют движение крови по кровеносной системе. Кровеносная система образует два круга кровообращения - большой и малый.

Сосуды.
Самыми крупными сосудами (как по диаметру, так и по протяжённости) человека являются вены и артерии. Самая крупная из них, артерия идущая в большой круг кровообращения - аорта.
По мере удаления от сердца артерии переходят в артериолы и далее в капилляры. Аналогично, вены переходят в венулы и далее в капилляры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пищеварительная система

Органы ЖКТ устроены таким образом, чтобы человек получал из пищи все необходимое для своей жизнедеятельности. Какие важные функции выполняют органы пищеварения? Благодаря их слаженной работе в кровь не попадают токсины и яды. Кроме того, пищеварительная система оберегает человека от некоторых инфекционных заболеваний и позволяет его организму самостоятельно синтезировать витамины.

Строение и функции органов пищеварения

Пищеварительный тракт состоит из указанных ниже звеньев:

·                     полости рта со слюнными железами;

·                     глотки;

·                     пищевода;

·                     желудка;

·                     печени;

·                     толстой и тонкой кишок;

·                     поджелудочной железы.

Название органа

Особенности строения

Выполняемые функции

Ротовая полость

Язык, зубы

Перетирание, анализ и размягчение пищевого комка

Пищевод

Мышечная, серозная оболочки, эпителий

Моторная, защитная и секреторная функции

Желудок

Имеет большое количество кровеносных сосудов

Переваривание пищевого комка

Двенадцатиперстная кишка

Включает протоки печени и поджелудочной железы

Передвижение пищевого комка по пищеварительному тракту

Печень

Имеет вены и артерии, отвечающие за кровоснабжение органа

Распределение нутриентов, синтез различных веществ и обезвреживание токсинов, продукция желчи

Поджелудочная железа

Находится под желудком

Выделение с энзимами специального секрета, видоизменяющего питательные вещества

Тонкий кишечник

Уложена петлями, стенки этого органа могут сокращаться, на внутренней слизистой оболочке есть ворсинки, увеличивающие ее площадь

Всасывание расщепленных полезных веществ

Толстый кишечник (с анусом и прямым отделом)

Стенки органа состоят из мышечных волокон

Завершение процесса пищеварения, а также поглощение воды, формирование кала и опорожнение кишечника с помощью акта дефекации

Пищеварительный тракт выглядит как трубка длиной от семи до девяти метров. Некоторые железы находятся за пределами стенок системы, но взаимодействуют с ней и выполняют общие функции. Интересно, что ЖКТ имеет большую протяженность, но умещается внутри человеческого организма благодаря огромному количеству изгибов и петель кишок.

Функции пищеварительной системы

Строение органов пищеварения человека, безусловно, представляет немалый интерес, однако, любопытны и функции, которые они выполняют. Сначала пищевой комок через рот попадает в глотку. Затем он продвигается в другие отделы ЖКТ по пищеводу.

Измельченная в ротовой полости и обработанная слюной еда проникает в желудок. В брюшной полости располагаются органы итогового сегмента пищевода, а также поджелудочная железа и печень.

Длительность пребывания еды в желудке зависит от ее типа, но составляет не более нескольких часов. Пища, находящаяся в указанном органе, вступает во взаимодействие с желудочным соком, в результате чего становится очень жидкой, осуществляется ее перемешивание, а позже и переваривание.

Далее, масса попадает в тонкий кишечник. Благодаря ферментам (энзимам) питательные вещества преобразуются в элементарные соединения, которые всасываются в кровеносную систему, перед этим пройдя фильтрацию в печени. Остатки еды продвигаются в толстый кишечник, где осуществляется всасывание жидкости и формирование кала. С помощью дефекации переработанная еда покидает человеческий организм.

 Дыхательная система

Как известно, дыхание – это жизнь. И к этому утверждению сложно что-либо добавить, ведь с потребностью организма в кислороде не сравниться даже потребность в воде и пище. Кроме того дыхание связывает наш организм с биосферой Земли, и всем ее живым миром. Но того кислорода, который проникает через кожные ткани, недостаточно для поддержания всех жизненно важных процессов. Поэтому именно работа всей дыхательной системы, и строение и функции отдельных органов дыхания в частности, позволяет сердцу биться, снабжая кровь кислородом и в последствии извлекая из организма углекислый газ.

Строение и работа органов дыхания

Основные анатомические составляющие дыхательной системы человека – это:

·               верхние дыхательные пути (полость носа, носоглотка и глотка, гортань);

·               нижние дыхательные пути (трахея с разветвляющимися бронхами, легкие).

Воздух, вдыхаемый носом, через носоглотку и ротоглотку проходит к трахее, а затем по бронхиальному дереву поступает в легкие.

Дыхание — совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение диоксида углерода.

Дыхание включает следующие последовательные процессы:

1.                         газообмен между легочным воздухом и внешним атмосферным воздухом — внешнее дыхание;

2.                         обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения;

3.                         транспорт газов кровью к тканям;

4.                         обмен газов в тканях между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей и органов;

5.                         потребление 02 и выделение СO2 в клетках (биологическое окисление в митохондриях клеток).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделительная система человека

Выделительная система человека – это совокупность органов, которые выводят из нашего организма излишки воды, ядовитые вещества, конечные продукты обмена, соли, образовавшиеся в организм или поступившие в него. Можно сказать, что выделительная система – это фильтр для крови.

Органы выделительной системы человека – это почки, легкие, ЖКТ, слюнные железы, кожа. Однако ведущая роль в процессе жизнедеятельности принадлежит именно почкам, которые могут выводить из организма до 75% вредных для нас веществ.

Мочевыделительная система

Данная система состоит из:

• двух почек;

• мочевого пузыря;

• мочеточника, который соединяет между собой почку и мочевой пузырь;

• мочеиспускательного канала или уретры.

Почки действуют как фильтры, забирая у крови, которая их омывает, все продукты обмена, а также избыточную жидкость. В течение дня вся кровь около 300 раз пропускается через почки. В результате за сутки человек выводит из организма в среднем 1,7 литров мочи. Причем в составе она имеет 3% мочевой кислоты и мочевины, 2% минеральных солей и 95% воды. Почки действуют как фильтры, забирая у крови, которая их омывает, все продукты обмена, а также избыточную жидкость. В течение дня вся кровь около 300 раз пропускается через почки. В результате за сутки человек выводит из организма в среднем 1,7 литров мочи. Причем в составе она имеет 3% мочевой кислоты и мочевины, 2% минеральных солей и 95% воды.

Функции выделительной системы человека

1. Основной функцией выделительной системы является удаление из организма продуктов, которые он не может усвоить. Если человека лишить почек, то в скором времени он будет отравлен разными соединениями азота (мочевой кислотой, мочевиной, креатином).

2. Выделительная система человека служит, чтобы обеспечивать водно-солевой баланс, то есть регулировать количество солей и жидкости, обеспечивая постоянство внутренней среды. Почки противостоят повышению нормы количества воды и тем самым, повышению давления.

3. Выделительная система следит за кислотно-щелочным равновесием.

4. Почки вырабатывают гормон ренин, который помогает контролировать артериальне давление. Можно сказать, что почки еще осуществляют эндокринную функцию.

5. Выделительная система человека осуществляет регулирование процесса «рождения» клеток крови.

6. Происходит регуляция уровней фосфора и кальция в организме.

 

 

 

Опорно-двигательный аппарат

Все органы движения, обеспечивающие перемещение тела в пространстве, объединены в единую систему. К ней относятся кости, суставы, мышцы и связки. Опорно-двигательный аппарат человека выполняет определенные функции, обусловленные особенностями формирования и строения органов движения.

Значение опорно-двигательной системы

Скелет человека выполняет несколько жизненно важных функций:

·                     опорную;

·                     защитную;

·                     обеспечивает движение;

·                     принимает участие в минеральном обмене и кроветворении.

Нарушение опорно-двигательного аппарата вызывает патологические процессы в работе многих систем организма. Мышцы, прикрепленные к костям, осуществляют их перемещение относительно друг друга, благодаря чему и обеспечивается передвижение тела в пространстве. Мышечный аппарат имеет свою функциональную особенность: окружает полости организма человека, защищая их от механических повреждений; выполняют опорную функцию, поддерживая тело в определенном положении.

Скелет – совокупность костей, выполняющих опорную, двигательную и защитную функции. Опорно-двигательный аппарат человека насчитывает около 200 костей (в зависимости от возраста), из которых непарные всего 33-34 кости. Различают осевой (грудная клетка, череп, позвоночник) и добавочный (свободные конечности) скелеты.

Кости образованы костной тканью, относящейся к разновидности соединительной ткани. В ее состав входят клетки и плотное межклеточное вещество, в котором содержится множество минеральных компонентов и коллаген, обеспечивающий упругость.

Скелет является вместилищем для жизненно важных органов человека: в черепе расположен головной мозг, в позвоночном канале – спинной мозг, грудная клетка обеспечивает защиту пищевода, легких, сердца, основных артериальных и венозных стволов, а таз защищает от повреждений органы мочеполовой системы. Нарушение опорно-двигательного аппарата может вызвать повреждения внутренних органов, иногда несовместимые с жизнью.

Скелетные мышцы крепятся к костям и при сокращении обеспечивают передвижение тела или его отдельных частей в пространстве. В основе скелетных мышц лежат поперечнополосатые мышечные волокна. Кроме опорной и двигательной функций мышцы обеспечивают функцию дыхания, глотания, жевания, принимают участие в мимике, выработке тепла и артикуляции речи.

Основными свойствами скелетных мышц являются:

·                   возбудимость – деятельность мышечных волокон осуществляется под влиянием нервных импульсов;

·                   проводимость – от нервных окончаний до ЦНС происходит быстрое проведение импульса;

·                   сократимость – в результате движения нервного импульса осуществляется сократимость скелетной мышцы.

Мышца состоит из сухожильных концов (сухожилий, прикрепляющих мышцу к кости) и брюшка (состоящего из поперечнополосатых мышечных волокон). Скоординированная работа опорно-двигательного аппарата осуществляется правильным функционированием мышц и необходимой для этого нервной регуляцией мышечных волокон.

 

Разноуровневые домашние задания

ТКАНИ И ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Вариант 4. Задание.  Выберите один правильный ответ.

1. Сколько основных типов тканей выделяют в организме человека:

А. 2     Б. 4     В. 8

2. Слизистые оболочки внутренних органов образованы:

A. Эпителиальной тканью   Б. Мышечной тканью   B. Соединительной тканью

3. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

А. Витамины    Б. Минеральные соли           В. Гормоны

4. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:

A. Мышечной ткани   Б. Нервной ткани    B. Эпителиальной ткани

5. Промежутки между органами заполнены:

A. Мышечной тканью    Б. Рыхлой волокнистой тканью    B. Жировой тканью

6. Транспортную функцию в организме выполняет:

А. Кровь    Б. Жировая ткань         В. Хрящевая ткань

7. Способностью к длительным, активным произвольным сокращениям обладают клетки:

A. Гладкой мышечной ткани

Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани

B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани

8. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:

A. Гладкой мышечной ткани

Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани

B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани

9. Нервные импульсы от тела нейрона передаются по:

А. Клеткам нейроглии      Б. Дендритам       В. Аксону

10. Почки являются основным органом:

A. Эндокринной системы        Б. Мочевыделительной системы          B. Половой системы

 

 

Вариант 7    Задание.  Дайте полный развернутый ответ.

1. Про какую ткань нельзя сказать, что она состоит из клеток, одинаковых по строению и функциям?

2. Какая ткань является преобладающей в составе костей скелета? Какие еще ткани могут входить в состав костей, каковы их функции?

3. Химический анализ какой ткани используют для определения состояния здоровья человека?

4. Принцип работы сердечной мышцы подчиняется закону «все или ничего». Объясните это, учитывая особенности строения мышцы.

5. Для обеспечения организма энергией требуется работа трех систем органов. Каких? Аргументируйте свой ответ.

6. Являются ли постоянными химический состав и функциональные свойства тканей человека в течение жизни?

Вариант 5    Задание.  Вставьте пропущенное слово.

1. Группа клеток одинакового строения, общего происхождения и выполняющих определенную функцию, называется...

2... ткани образуют поверхность кожи и слизистые оболочки... органов.

3. Железистые эпителиальные клетки выделяют различные... и образуют... внешней и внутренней секреции

4. Железы... секреции не имеют протоков и выделяют... непосредственно в...

5. Промежутки между органами заполняет... соединительная ткань, костная и хрящевая ткани выполняют... функцию, а кровь осуществляет... веществ и... защиту организма.

6. Основная особенность мышечной ткани – способность...

7... мышечная ткань образует стенки сосудов и внутренних органов, сокращение ее клеток происходит... от воли человека.

8. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует... мускулатуру, сокращается... и состоит из многоядерных клеток с поперечной...

9. Поперечно-полосатая... мышечная ткань характеризуется переплетениями между клетками и сокращается не отдельными волокнами, а целой...

10. Нервная ткань состоит из основных клеток – ..., способных вырабатывать и передавать нервные... и клеток..., выполняющих вспомогательную функцию.

11. Нейроны состоят из тела, коротких отростков – ... и длинных – ..., места контактов отростков друг с другом называются...

12. Часть тела, занимающая определенное положение, состоящая из клеток разных... и выполняющая определенную функцию, называется...

13. Опорно-двигательную функцию в организме выполняют... и... системы, окислительные процессы и газообмен обеспечиваются работой..., транспорт веществ обеспечивается... системой, приток питательных веществ дает... система, выделение осуществляет... система, а координируют работу всех органов... и... системы.

 

 

 

 

Вариант 6     Задание.  Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Что такое ткань? Какие виды тканей составляют организм человека?

2. Каковы характерные особенности клеток эпителиальных тканей?

3. Чем различаются между собой железы внешней и внутренней секреции?

4. Назовите общее свойство соединительной ткани и функции отдельных ее разновидностей.

5. Охарактеризуйте основные типы мышечной ткани.

6. Назовите структурные и функциональные особенности клеток нервной ткани.

7. Что такое «орган»? Объясните и приведите примеры.

8. Перечислите основные системы органов и их функции.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по биологии

Технологическая карта урока по биологии

Методы и приемы организации деятельности учащихся : словесные (диалог); наглядные (работа с презентацией, рисунками); практические (составление таблиц, поиск и отбор информации); дедуктивные (анализ, применение знаний,…

Методы и приемы организации деятельности учащихся : словесные (диалог); наглядные (работа с презентацией, рисунками); практические (составление таблиц, поиск и отбор информации); дедуктивные (анализ, применение знаний,…

ХОД УРОКА Этап урока

ХОД УРОКА Этап урока

Способность к регенерации наиболее выражена у клеток: -орган – это система органов – это - -Отвечают на вопросы учителяВключение учащихся во взаимодействие с учителем, настрой…

Способность к регенерации наиболее выражена у клеток: -орган – это система органов – это - -Отвечают на вопросы учителяВключение учащихся во взаимодействие с учителем, настрой…

Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую

Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую

Решение учебных задач ( мин) -

Решение учебных задач ( мин) -

Встают со своих мест и начинают делится на группы

Встают со своих мест и начинают делится на группы

В) выделительная система 4) почки

В) выделительная система 4) почки

Домашнее задание. 1мин.

Домашнее задание. 1мин.

Листы самооценки. 1. Оцени свой вклад в работу группы

Листы самооценки. 1. Оцени свой вклад в работу группы

Карточки для создания микрогрупп

Карточки для создания микрогрупп

Раздаточный материал для микрогрупп

Раздаточный материал для микрогрупп

Кровеносная система 

Кровеносная система 

Пищеварительная система Органы

Пищеварительная система Органы

Дыхательная система Как известно, дыхание – это жизнь

Дыхательная система Как известно, дыхание – это жизнь

Выделительная система человека

Выделительная система человека

Опорно-двигательный аппарат Все органы движения, обеспечивающие перемещение тела в пространстве, объединены в единую систему

Опорно-двигательный аппарат Все органы движения, обеспечивающие перемещение тела в пространстве, объединены в единую систему

Разноуровневые домашние задания

Разноуровневые домашние задания

Являются ли постоянными химический состав и функциональные свойства тканей человека в течение жизни?

Являются ли постоянными химический состав и функциональные свойства тканей человека в течение жизни?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022