"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)
Оценка 5

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
03.03.2017
"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)
разработка урока биологии в 8 классе на тему " Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." урок имеет богатый материал по изучению новой темы, нестандартные приемы контроля знаний учащихся, рисунки, схемы, таблицы, фронтальная работа с классом, занимательные задания на закрепление изученного материала
строение уха.doc
План урока биологии в 8 классе Тема: Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Цель: 1. Образовательная: изучить строение и функции органов слуха и равновесия и их анализаторов; уметь показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой. Рассмотреть  строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в  механическую и разъяснить суть работы слуховых рецепторов и слухового анализатора в целом. 2. Развивающая: развитие навыков работы с учебником, развитие критического мышления, памяти,  умения устанавливать причинно­следственные связи. 3. Воспитательная: Воспитание ЗОЖ. Тип урока: Комбинированный. Оборудование: модель «Ухо», плакаты «Строение уха», «Органы слуха и равновесия». Ход урока І. Организационный момент Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности школьных  принадлежностей. опрос. ІІ. Проверка домашнего задания Ученик на доске рисует схему строения глазного яблока. С классом проводится фронтальный  ­ Что такое анализатор? (Система чувствительных нервных образований, воспринимающих и  анализирующих раздражения, которые действуют на человека). ­ Какие защитные приспособления имеет глаз? (Брови, благодаря которым пот со лба не  попадает в глаз; Веки и ресницы защищают глаз от пыли; слёзные железы выделяют слёзы, которые промывают и  увлажняют глаз). ­ Что такое зрачок? Каковы его функции? (Зрачок – это отверстие в середине радужной  оболочки. Расширяясь и суживаясь, зрачок пропускает количество света, необходимое для  рассмотрения предмета). ­ Как работает хрусталик? (Хрусталик представляет собой двояковыпуклую линзу. Он может  менять форму. Когда предмет находится далеко от глаз, хрусталик делается более плоским, когда  близко – более выпуклым.) ІІІ. Изучение нового материала Ребята, закройте уши руками. Что вы чувствуете? Сегодня   на   уроке   мы   рассмотрим   строение   и   функции   органов   слуха   и   равновесия, преобразование   звуковой   энергии   в   механическую   и   разберём   суть   работы   анализаторов   слуха   и равновесия. Слух – важнейшее из человеческих чувств. Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную   связь   с   окружающим   миром,   чем   с   помощью   зрения.   В   отличие   от   зрения,   слух   действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить». Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 1. Строение органа слуха Учитель рассказывает о строении органов слуха, и параллельно заполняет таблицу на доске, а ученики в тетрадях. Отделы уха Наружное ухо Строение ­ Ушная раковина ­ Наружный слуховой проход  ­ Барабанная перепонка Функции ­ Улавливает звуки ­ Направляет звук на барабанную  перепонку ­ Преобразует звуковые  колебания в механические Среднее ухо ­ Полость среднего уха ­ Слуховая труба ­ Косточки среднего  уха(молоточек, наковальня,  стремечко) ­ Улитка Внутреннее ухо ­ Слуховой нерв ­ Уравнивают давление в полости среднего уха с атмосферным. ­ Усиливают колебания  барабанной перепонки ­ Улавливает механические  колебания жидкости     рецепторами органа слуха ­ Передаёт импульсы в головной  мозг Наружное ухо  состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина образована хрящом со многими завитками.  Воздух в ней завихряется, а пылинки и микробы оседают на её поверхности. Ушная раковина   улавливает   звуковые   колебания   и направляет их в наружный слуховой проход, который идёт до среднего уха.  В   глубине   наружного   слухового   прохода   имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество   –   ушную   серу.   Она   задерживает   пыль   и убивает микробы. Слуховой   проход   соединяет   наружное   ухо   со следующим   отделом   –   средним   ухом.   Внутренний конец   наружного   слухового   прохода   затянут барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передаёт их в среднее ухо. Среднее   ухо  находится   в   толще   височной   кости   и   представляет   собой   полость,   в   которой расположены   три   маленькие,   последовательно   соединённые   между   собой   косточки:   молоточек, наковальня и стремя. Молоточек, соединённый с барабанной перепонкой, передаёт её колебания сначала на  наковальню, затем усиленные колебания передаются на стремя. В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, затянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное, в него «стучит» стремя, другое – круглое. За средним ухом начинается внутреннее. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и  канальцев. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. Все полости  лабиринта заполнены жидкостью. В нём имеются два разных органа: орган слуха и орган равновесия –  вестибулярный аппарат. Орган слуха находится в спирально закрученном костном канале – улитке. Канал улитки по всей длине разделён пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой  перепонки – мембраны.  На мембране находятся воспринимающие клетки – слуховые рецепторы. Колебания жидкости,  заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые  передаются по слуховому нерву в головной мозг. 2. Слуховой анализатор Каким же образом  работает слуховой  анализатор? Давайте  разберёмся. Ушные раковины  улавливают звуковые  колебания и направляют их  в слуховой проход. По нему колебания направляются в  среднее ухо, и достигнув  барабанной перепонки,  вызывают её колебания.  Через систему слуховых  косточек колебания  передаются во внутреннее  ухо. Стремя ударяет в  овальное окно, колебания мембраны овального окна вызывают движение жидкости в улитке, она, в свою  очередь, заставляет колебаться волоконца. При движении волоконец волоски рецепторных клеток  касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву  передаётся в головной мозг. Здесь происходит окончательное различие звука. Учащиеся в тетрадях записывают схему прохождения звуковой волны. Схема «Прохождение звуковой волны»    ушная  раковина Звуковая волна Слухово й проход Звуковая волна Звуковая  волна Головной  мозг Нервные  импульс ы Слуховые  рецептор ы Мех. колебан. Жидкость в  улитке Барабанна я  перепонка Мех.  колеб.ания Слуховые  косточки Мех.  колеб.ания      перепонка  овального окна Мех. колебан. 3. Строение органа равновесия и его анализатора Мы рассмотрели орган слуха и его анализатор, но в глубине височной кости, рядом с улиткой,  находится вестибулярный аппарат. Именно этот орган равновесия непрерывно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем осуществлять различные сложные движения.  Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы  расположены в трёх взаимоперпендикулярных направлениях. Полости преддверия и полукружных каналов заполнены  жидкостью.  В стенках полостей полукружных каналов  расположены рецепторы, представляющие собой волосковые  клетки, на которые давят крохотные кристаллики  углекислого кальция. При движении головы или тела эти  кристаллики смещаются, меняется давление на волоски.  Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг.  Из мозга ответные импульсы поступают к скелетным  мышцам, приводя их в движение. ІV. Закрепление полученных знаний об органах слуха и равновесия 1. 2. Каково значение слуха?  Почему некоторых людей «укачивает» в транспорте? Где расположены слуховые  косточки и каково их значение?                            V. Подведение итогов урока и выставление оценок VІ. Домашнее задание: §21, подготовить сообщения по темам «Гигиена органов слуха», «Болезни органов слуха».

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)

"Органы слуха и равновесия. Их анализаторы." (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017