«Ориентирование на местности»
план-конспект коррекционно-развивающего занятия во 2 классе.
Составитель: учитель-дефектолог МОБУ СОШ № 100, город Сочи,
Маркова Татьяна Юрьевна
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: уметь ориентироваться на местности и применять свои знания в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся различать стороны горизонта;
- ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.
Личностные:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
- задавать существенные вопросы;
- формулировать собственное мнение;
- работать в парах;
- участвовать в обсуждении;
- договариваться и приходить к общему решению.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
- Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Планета Земля)
- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)
Блиц – опрос:
· Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)
· Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)
· Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).
· Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
· Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)
· Что такое ориентиры?
· Где пригодятся нам эти знания?
3. Мотивационно – проблемный этап
Рюкзак. – Кому может принадлежать эта вещь? Почему? Что там может находиться?
Давайте посмотрим, что там лежит.
Фонарик, карта, спички в пакете, свечка, газета в пакете, бинт,…..а что еще, разгадайте кроссворд
1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.
— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)
Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.
Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
-Для чего нужна каждая вещь в рюкзаке?
-Достаточно ли знаний для пользования компасом?
-Как им пользоваться?
-Какие знания из раздела «Путешествия» у вас уже имеются? (стороны горизонта, горизонт, линия горизонта)
- Достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем, чтобы не заблудиться в лесу?
- Сформулируйте тему урока. (На доске появляется тема “Ориентирование на местности”).
- Что мы должны узнать? На доске появляется план урока.
- Итак, разделимся на группы (учитель называет группы и раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).
- Ваша задача – ответить на вопрос, используя источники информации, указанные в задании, используя алгоритм.
4. Поисково-исследовательский этап
Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами.
1 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться?”
Практическая работа (весь класс)
Определение местонахождения предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно).
2 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу и звёздам”
3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”.
4 группа находит ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”.
Физминутка для глаз.
Бабочка присела на цветок (кончик носа).
Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.
5. Практический этап
- Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока.
После выступления учащихся, учитель обобщает информацию детей по теме урока, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.
Учитель. Знаете ли вы что…
В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).
- Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?
- В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?
- Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?
- Мох растёт с … стороны?
Игра «Верно-неверно». Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Взаимопроверка.
Загадки
Годовые кольца шире
С южной стороны берёз.
Это знают во всем мире —
Говорю я вам всерьёз.
(Верно.)
Удалой молодец на тропинке стоит,
Но куда же пойти, он никак не решит.
Посредине тропы серый камень лежит,
Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.
(Неверно.)
Рядом с камнем дубы на поляне шумят,
И прохожим они свою речь говорят:
«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,
Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.
С юга много ветвей, и длинней, и пышней,
В ту сторонку иди, будь смелей и умней».
(Верно.)
Полдень летний, полдень жаркий,
Солнце светит за спиной.
Лето дарит нам подарки,
Справа — запад, юг — за мной.
(Неверно, слева — запад.)
6. Рефлексия.
Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы.
Смотрим план. Сверяем.
-Какая задача стояла перед группой? Смогли ли выполнить? Почему?
-Зачем мы это делали?
Лучики солнца.
-Ребята, представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Вывод.
· Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.
· Побеждает тот, кто не сдается.
· Ты способен на большее, чем думаешь!
· Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не должен сдаваться. В экстремальных ситуациях многие вспоминают, Что когда-то знали и это спасает им жизнь
7. Домашнее задание.
1. Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне.
2. Найти другие народные приметы ориентирования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.