ОРКСЭ 4 класс Тема урока «Добродетели и страсти. Какой я?»
Цель урока: на примере притч, сформировать у учащихся представление о добродетелях и страстях и научить различать их.
Задачи урока: - образовательные: содействовать формированию знаний о христианских добродетелях, которые приобретаются в аскетических трудах, восстанавливая образ и подобие Божие в человеке, противоположные им страсти по поэме святителя Иоасафа Белгородского «Брань семи добродетелей с семью грехами, раскрыть основные понятия христианской этики;
- развивающие: способствовать развитию умений сопоставлять свои нравственные качества с качествами положительных лиц, умение рассуждать, делать выводы; - воспитательные: создавать условия для творения добра.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этап урока |
Содержание информации |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I.Организационный этап (1 мин) |
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь. |
Слушают учителя и проверяют свои рабочие места. |
II. Рефлексия (1 минута) |
Вспомните родных и близких, пожелайте им добра, а друг другу подарите улыбки. |
Выполняют задание коллективно |
III. Проверка знаний (3 минуты) |
Мы продолжаем с вами изучать главу «Христианское учение о спасении», поэтому соотнесите понятия и определения по этой теме. Смирение, заповеди, правило христианской жизни, Евангелие. Проверка выполнение работы. Чтобы жить в мире с людьми, научиться любить, следует жить по правилам, искать свой путь к спасению. |
Один учащийся работает у доски, остальные на местах по карточкам.
Сверяем с интерактивной доской. |
IV.Сообщение темы и задач урока (3 минуты) |
Назовите качества, какими должен обладать человек? Назовите, о каких качествах человека говорится. Качество человека, на которого всегда и во всём можно положиться. Качество человека, у которого доброе сердце. Качество человека, который желает другим добра. Качество человека с доброй душой и мягким характером. Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы будем говорить сегодня? Прочитайте тему урока. Мы узнаем о добродетелях и страстях души человека, научимся различать их, поговорим, как в русской духовной поэзии рассказывается о них. |
Ответы учащихся. качества души человека Любовь, доброта, смирение, трудолюбие, вера. Учащиеся отвечают. О доброте, о добрых людях, о добрых качествах человека. «Добродетели и страсти. Какой я?» |
V. Формирование новых знаний и способов деятельности (20 минут) |
Работа со словарем. Прочитайте главные слова: добродетели, вера, надежда, любовь, страсти. Найдите и назовите главное качество человека? Что такое любовь? Рассказ учителя о лестнице святого Иоанна, ведущей к небу. В 7 веке в Египте жил святой, по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о необыкновенной лестнице, по которой человек может подниматься к миру небесному. Лестница состоит из ступенек – добрых качеств человека. Для тог, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенную добродетель и проявить ее в добром поведении. Основание ее положено на земле, а верх ее уходит в самое небо. 3.Творческая работа. Нарисуем лестницу и поговорим о добродетелях. На первой ступеньки такое прекрасное и совершенно необходимое качество. Вот как объясняет его московский священник Артемий: «Вглядитесь только в прозрачные воды тихой неторопливой речушки. Попробуйте в воду, бросит камень – что будет? Раздастся всплеск, камень исчез, а по воде пошли круги – один, второй, третий. Минута – и все пропало. Река, как была спокойной, такой и осталась, а камня уже и не сыскать». О каком качестве идет речь? Когда мы проявляем это качество? Какие качества мы еще напишем на ступеньках? На высшей ступеньки находится какое качество? Так, что означает слово «добродетель?» А где живут в человеке добродетели и страсти? Каких качеств должно быть больше? Притча о сеятеле. Именно о человеческих сердцах и рассказал притчу Спаситель. Она называется притча о сеятеле. Посмотрим и ответим на вопросы. Фронтальный опрос. Ребята, что, по-вашему, означает почва? Ребята, а как вы считаете, какая почва у ваших сердец? - А можно ли её изменить? Чем? |
Учащиеся записывают главные понятия в словари и отвечают на вопросы. Любовь. Любовь к родителям, любовь к Богу, любовь к животным. Человеку обычно для этого требуется лестница, ступеньки. Учащиеся слушают, рисуют в тетрадях Ответы учащихся. Терпение. Тогда добро победит зло. Смирение, милосердие, вера, надежда, любовь. Добродетель – делание добра, добрые качества в сердце человека живут. Ответы учащихся Почва – человеческое сердце. Дорога - сердце человека, который совершенно не принимает учения Божьего. Каменистая почва - сердце человека, который хотя и принимает учение Божье, но, когда появляются трудности, оставляет его. |
Закрепление изученного материала (10 минуты) |
Работа по учебнику в парах. Выбери качества, которые могут украсить душу человека. Проверка выполнение задания |
Учащиеся слушают. Учащиеся работают в парах по карточкам. Выполняют задание под музыку. |
Итог урока (2 минуты) |
Завершая наш урок, хотелось бы сказать, ребята, берегите знание, данное нам великим святителем. Пусть в ваших юных душах и сердцах всегда живут вера, надежда, любовь. Пусть преисполнено будет ваше сердце мудрости, пусть освещают ваш путь высочайшие добродетели. Напишите качества вашей души. «Какой я?» |
Учащиеся слушают. Учащиеся пишут и читают. |
Домашнее задание (1 минута) |
Выучить наизусть стихотворение, страница 39, упражнение 5 Нарисовать «Древо добродетелей и страстей», вписать название его «мертвых» и «живых» плодов. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник по выбору |
Рефлексия (1 мин) |
Кому было интересно, похлопайте в ладоши. Кому было трудно, покачайте головой. |
Учащиеся выполняют задания |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.