ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28
Оценка 5

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

Оценка 5
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
24.02.2019
ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28
Тема: Защита Отечества Цель: Сформировать представления учащихся о христианском отношении к войне и познакомить с православными защитниками. Задачи: Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воине, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми. Развивающая: продолжить развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы Воспитывающая: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории своего народа, пробудить познавательный интерес, чувство гордости и патриотизма к Родине.
ОРКСЭ 4 класс.doc
ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28           Тема:  Защита Отечества Цель: Сформировать представления учащихся о христианском отношении к войне и  познакомить с православными защитниками.   Задачи:  Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воине, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.  Развивающая: продолжить развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы Воспитывающая: воспитывать позитивное эмоционально­ценностное отношение к истории своего народа, пробудить  познавательный интерес, чувство гордости  и патриотизма к  Родине. УУД:  Личностные: учебно­познавательный интерес  к новому учебному материалу. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Развивающие: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.  Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Тип урока: овладение новыми знаниями Основные термины и понятия: Отечество, справедливая война, законы милосердия и справедливости на войне Оборудование: ватман, где изображен солдат,   природа, дома, животные, разрезные пословицы, презентация, компьютер,  проектор, толковые словари.    Ход урока Структура урока и деятельность учителя 1) Организационный момент   Фрагмент песни о Родине.  Врем я 1 Формы работы Деятельность учащихся УУД 2 5 2) Целеполагание и мотивация  Работа с пословицами в парах. Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. Кто за правое дело стоит, тот победит. ­В паре соберите правильно  пословицу. ­Объясните её значение.    ­Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? ­А для чего нам это нужно? Слайд 2,3 3) Актуализация опорных знаний.  ­Какой праздник отмечает  наша страна 23 февраля? ­Как он называется? ­А что такое Отечество? ­ А теперь посмотрите, как об этом говорится в толковых  словарях.  ­От какого слова произошло слово Отечество? Отечество,   отчизна  —   родная   страна.   Понятие отечество   обозначает   страну   предков   (отцов) человека,   а   также   часто   имеет   эмоциональный подтекст,   что   некоторые испытывают   к   отечеству   особое,   сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).   подразумевающий, В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие  определяется так: «Отечество, родная страна. Место  рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина  – страна, где человек родился и к гражданам которой он  работа в  паре работая с  пословицами,  формулируют тему  урока.   Фронталь ная   работа ­отвечают на  вопросы Р.:­ умеет работать  по предложенному  плану, используя  необходимые  средства. К.: оформляет свою  мысль в устной  речи; умение  работать в паре. П.:   осуществляет поиск   информации для выполнения учебных   заданий   с использованием учебной литературы; (Толковый словарь) К.: оформляет свою мысль   в   устной речи;    ­делают выводы принадлежит. Близки по значению понятия «любовь к  Родине», «защита Родины» и «защита Отечества». Слайд 4 ­ А когда необходимо защищать Отечество? ­ Когда на страну нападают враги, что происходит? ­Является ли война злом? Почему? ­ Какие войны вела наша Родина? ­ Какие последствия они принесли нашему народу? ­ Может ли война быть справедливой? ­Какая война по­христиански может быть оправдана?  ­Попробуйте сформулировать, что относится  к  справедливой войне, а что к несправедливой. Слайд 5 ­С христианской точки зрения справедливой  может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не   могут   быть   оправданы.   Война   может   быть справедливой, если ведется за свою семью, за свою Родину и за ее святыни. ­ Как называют человека, который сражается с врагом?  ­ Какие синонимы можно подобрать к слову Защитник? Слайд 6 4. Изучение нового материала.  Работа в группах с  текстами. В тексте ребята находят ответы на следующие  вопросы, и каждая группа отвечает по плану: ­Как зовут защитника? ­ В какие годы он сражался и с кем? ­ За какие заслуги причислен к лику святых? 15 Работа в  ­ делают  предположения ­ подбирают  синонимы Р.:­ умеет работать  по предложенному  плану, используя  необходимые  средства. группах ­ изучая текст  учебника, находят  ответы на вопросы  (С 90­91), текст о  жизни Ильи  Муромца ­ Какими качествами обладает этот Защитник? 1) Илья Муромец         Слайд 7 Предполагают,   что  родился    он   около   1143   года  в селе     Карачарово   под         Муромом     во     Владимирской области     в       семье       крестьянина   Ивана,   и   его   жены Евфросиньи,.   С   детства   и   до   30   лет   Илья   был   парализован,   а   потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев –   калик   перехожих   (нищих   странников),   –   которые предсказали,   что   «смерть   ему   на   бою   не   писана».   Взяв родительское   благословение,   Илья   много   лет   состоял   в дружине   киевского   князя   Владимира   Мономаха   –   был «первый   богатырь   во   Киеве»,   не   знавший   поражений. Илья   Муромец   прославился   многочисленными   воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления сказания свидетельствуют   об   истинно   христианском   смирении   и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом   спокойствии   и   мире   душевном:   «Я   простой русский   богатырь,   крестьянский   сын.   Я   спасал   вас   не   из корысти,   и   мне   не   надо   ни   серебра,   ни   золота.   Я   спасал русских   людей,   красных   девушек,   малых   деточек,   старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять». Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья справедливости.     Все году   жизни. принял монашеский постриг в Киево­Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни   в   сражении   не   за   земные   ценности,   а   за   небесные. Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45­ м   1 января – день его памяти. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните и о славном богатыре Илье Муромце, великом защитнике земли Русской.  2)  Александр Невский   Слайд 8,9  Князь Александр Ярославович был выдающимся  государственным деятелем Руси 13 столетия. Он был  приглашен на княжение новгородцами, когда ему было 16  лет. Это был тяжелейший для Руси период. Юный князь  показал себя великим полководцем, мудрым политиком,  молитвенником и защитником земли Русской. В 1240 году  его войско разгромило на реке Неве шведов, а в 1242 году   разбило на Чудском озере тевтонских рыцарей. Но еще князь Александр ­ великий миротворец. В те времена русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на   русские   города.   Но   князь   Александр   с   помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 г. правитель Орды послал своих людей   собирать   русских   воинов   для   участия   в   походе   в далекую   Персию.   Тогда   князь   Александр   поехал   в   Орду, «дабы   отмолить   людей   от   бед».   Там   на   переговорах   он одержал   величайшую   из   своих   побед:   хан   отказался   от призыва   русских   воинов  на   свою  войну,  и  тысячи  жизней были спасены. На обратном пути из Орды он скончался. Князь   Александр   причислен   к   лику   святых.   В   его   честь построено   множество   храмов,   его   именем   назван величественный   монастырь   ­   Александро­Невская   лавра   в Санкт­Петербурге.   3)Дмитрий Донской   заслужил в истории имя Великого и Святого.  С давних пор Русь одолевали полчища монголо­татар. Они убивали,   уводили   в   плен   русских   людей.   Русский   народ, замученный     захватчиками,   готов   был   к   священной   войне против Золотой Орды. В 1380 г. войско монгольского хана Мамая шло на Москву.   Слайд 10  «Благословение Сергия Радонежского Дмитрию Донскому на битву» По   преданию,   сам   Сергий   Радонежский   благословил Дмитрия Ивановича на битву с Золотой Ордой. Начался молебен. После трапезы Преподобный благословил князя   и   всю   свиту,   окропил   святой   водой.   Дмитрий опустился на колени – Сергий снова осенил его крестом. – “ Иди, не бойся. Бог тебе поможет”. И наклонившись, на ухо ему шепнул: ­ “Ты победишь!” Великий князь прослезился. В помощь   Дмитрию   Ивановичу   Сергий   дал   двух   монахов: Пересвета и Ослябю. Воинами они были в миру и на татар пошли   без   шлемов   и   панцирей   с   белыми   крестами   на монашеской одежде. Перед   битвой   Дмитрий   обратился   ко   всем   воинам   с призывом   постоять   за   землю   Русскую.   Затем   он   снял княжеское вооружение и в простых, но надёжных доспехах, на коне встал в ряды передового полка. А когда воеводы стали   его   просить   не   подвергать   себя   такой   большой опасности,   он   ответил:   “Как   мне   других   призывать   к храбрости, если я вам не покажу тому примера и словом, и делом?” Учитель   может   дополнить   интересные   сведения   о защитниках, если будет необходимость. 5. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное  закрепление. ­ Как должен вести себя на войне воин? ­ Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. (А на войне ведь приходится убивать). Но это   –   когда   речь   идет   об   обидах,   причиненных   тебе.   Ты можешь   простить   свою   обиду.   А   если   обижают   твою сестренку?Маму?Родину? ­Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. ­ Заповедь Христа гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». Слайд 11  Воин­христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он   может   исполнить   свой   воинский   долг,   не   боясь   даже смертельной угрозы. 7 ­ сравнивают,  делают выводы ­разбирают,  объясняют, как  должен вести себя  воин на войне ­ Давайте подумаем, какие поступки не должен совершать  воин на войне? ­ Но даже на войне христианский воин должен оставаться  человеком. ­ Законы милосердия гласят:  Слайд 12 1. Нельзя убивать раненых. 2. Нельзя трогать безоружных. 3. Нельзя грабить местных жителей. 4. Если враг сдаётся или если война закончена  – надо к недавнему недругу отнестись уже  просто  как к человеку. 6. Физкультминутка ­ Воин должен быть сильным, поэтому сейчас мы  потренируем свою силу. (Дети выполняют комплекс  упражнений)  Музыкальное сопровождение. 7. Контроль и самопроверка знаний.  ­ Каждый из вас придумает продолжение предложения или нарисует свой ответ. Война это… Современный солдат должен …  Современный солдат не должен … 8. Итог урока. Рефлексия.   Слайд 13 Закончите фразу:  Я уже знал, что … Я узнал сегодня… 1 6 2 индивиду альная ­ каждый наклеивает на ватман свой  листочек с ответом,  ­ комментируют   ответ Р.:­ умеет работать  по предложенному  плану, используя  необходимые  средства. Фронталь ная  работа ­проговаривают по  плану новые знания,  высказывают свои  впечатления от  К.   Использовать речь   для   регуляции своего действия. Я хотел бы больше узнать о …  Мне осталось непонятно… 9.  Д/з Приведите  примеры о  христианских поступках  воинов в годы Великой Отечественной войны. 1 урока, делают  предложения ­самостоятельная  работа с  источниками  информации Использованная литература: • С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. ­ М.: Юридическая литература,1991. • В.Володин, Л.Левченко. Недаром помнит вся Россия.­  М.: Молодая гвардия, 1987 • История Отечества. Справочник школьника.  ­ М.: Слово, 1996 • Школьная энциклопедия «История Росии XX век». ­  М.: Олма­Пресс образование,2003 • А.В.Кураев Основы православной культуры Москва «Просвещение» 2015

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28

ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры. 4 класс Урок №28

ОРКСЭ     Модуль: Основы православной культуры.     4 класс  Урок №28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019