Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Ортобиотический подход к здоровьеформированию и здоровьесбережению дошкольников
Подготовила:Гайсина Р.А.
2020
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависят их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прозрачность,
знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
В современной науке понятие «культура здоровья» рассматривается как важная составляющая общей культуры личности. Ортобиотика – технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В основе ортобиотики лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни, разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Сбережение здоровья и жизненного оптимизма происходит через включение внутренних резервов самого человека, а также через задействование различных источников и ресурсов, представляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себе знания, способствующие укреплению физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья. Их единство в рамках технологии самосбережения здоровья обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития.
В отечественной педагогике существует несколько определений понятия «воспитание», в том числе как формирование жизненных ценностей личности и как формирование потребностей (вос – питание). Именно с того святого момента, когда у человека возникает потребность, которую надо удовлетворить адекватной ей «пищей», начинает формироваться личность. Данное утверждение можно представить в виде следующей цепочки: личность = потребности + пищи – развитие, где:
- «потребности» - основные потребности ребёнка;
- «пища» - различные виды деятельности ребёнка, удовлетворяющие эти потребности;
- «развитие» - переход в новое качество.
Каждый человек имеет ряд базовых потребностей, нереализация которых ведёт к созданию напряжения, переходящего впоследствии в какое – либо психосоматическое заболевание.
Физиологические потребности – это дыхание, сон, еда, питьё, движение (потребность в безопасности по типологии А. Маслоу также относится к физиологическим потребностям). Нереализация физиологических потребностей ведёт к нарушению жизнедеятельности организма.
Психологические потребности – возможность любить и быть любимым, быть принятым референтной группой, иметь статус в ней. Нереализация психологических потребностей личности ведёт к невротическим проявлениям и внутриличностному конфликту.
Духовно – нравственные потребности – самореализация и самоактуализация личности, осуществляемая через процессы эмоционального, интеллектуального, эстетического и интуитивного познания законов строения мира, себя в нём и отношений людей в этом мире. Нереализация духовно – нравственных потребностей личности ведёт к остановке личностного роста и деградации.
В условиях современной системы дошкольного образования все три вида потребностей зачастую подвержены блокированию. Это и является основным противоречием. С одной стороны, для сохранения и приумножения здоровья ребёнка необходима реализация базовых потребностей, с другой – условия для реализации отсутствуют.
Если в течение дня двигательная активность дошкольника ограничена, значит, не реализуются его физиологические потребности. Если у дошкольника нет возможности для саморефлексии поступающей информации, следовательно, она не может стать личностно значимой, поэтому психологические потребности в осмыслении, мышлении и т. п. также не будут реализованы. Нарушения в духовно – нравственной сфере ребёнка вызваны пребыванием в течение дня в рамках роли обучаемого. Поведение, основанное на правиле «Не быть собой, а быть как все», приводит к проявлениям у ребёнка невротических реакций и различным заболеваниям.
Задача педагога – заинтересовать ребёнка и предложить ему такую деятельность, которая способствовала бы удовлетворению этих потребностей. По мнению В. М. Шепеля, заслуженного деятеля науки РФ, существуют три группы здоровьесберегающих мероприятий (слагаемых здорового образа жизни):
- рекреация – укрепление физического здоровья (в том числе развитие двигательной активности, приносящей ребёнку чувство мышечной радости);
- релаксация – укрепление психического здоровья (умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение – рефлексия и саморефлексия);
- катарсис – укрепление духовно – нравственного здоровья (создание ценностных ориентаций, самободрение).
Крайне важным для достижения здоровьесберегающего эффекта является разумная реализация каждой позиции. Автор называет это «формулой самосбережения», когда суточное время жизнедеятельности человека разумно используется в целях обеспечения его физического, психического и нравственного здоровья.
Ортобиотический подход к здоровьеформированию и здоровьесбережению
ЗДОРОВЬЕ
Физическое здоровье |
Мышечная радость |
Психическое здоровье |
Рефлексия и саморефлексия |
Духовно – нравственное здоровье |
Создание ценностных ориентаций |
Практическое использование слагаемых здорового образа жизни.
Рекреация – комплекс мер по сохранению тела в активном физическом состоянии:
- развитие и поддержание двигательной активности тела;
- укрепление позвоночника;
- работа с дыханием;
- сбалансированное питание;
- закаливание;
- активный отдых на свежем воздухе и др.
Примечание. Наилучший эффект достигается за счёт создания позитивного внутреннего настроя, достижения состояния мышечной радости.
Релаксация - комплекс мер по расслаблению, снятию мышечного напряжения, овладению элементами саморегуляции;
- смехотерапия, танцы, подвижные игры;
- психофизическая тренировка («игры – превращения», «игры – погружения», телесно – ориентированные, дыхательные, фонопедические упражнения и др.);
- водные процедуры, массажи;
- аутотренинг;
- музыкотерапия (функциональная музыка тонизирующей и успокаивающей направленности);
- сон;
- ароматиропия;
- рефлексия и др.
Примечание:
- релаксация улучшает самочувствие и укрепляет здоровье;
- состояние релаксации достигается прежде всего через мышечное расслабление, с помощью которого можно управлять своими эмоциями, совершенствуя психику и тело;
- нахождение в состоянии релаксации в течение 10 – 15 мин. способно заменить полуторачасовой дневной сон;
- при выполнении релаксационных упражнений необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.
Катарсис – способ освобождения от отрицательных эмоций, самоободрение, развитие воли. Эмоциональное воздействие оказывают такие чувственно – эстетические впечатления, как:
- любование природой;
- общение с друзьями;
- саморефлексия;
- слушание музыки, чтение книг, просмотр картин;
- личное художественное исполнение и творчество;
- другая деятельность, затрагивающая душевные струны человека.
Примечания:
- катарсис выступает непременным условием нравственного становления человека;
- формирует веру в свои силы и возможности (оптимизм).
Для развития у ребёнка «чувства жизни» необходимо придерживаться такого важного ортобиотического правила, как включение в любую деятельность всех анализаторов: «вижу», «слышу», «ощущаю», делая основной элемент игры и позитивный настрой. Педагогу необходимо фиксировать внимание детей на таких моментах, как: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что ты чувствуешь, ощущаешь?», «Какие изменения произошли в тебе?» Тогда ребёнку будет нетрудно сделать анализ и оценку внешней информации, пропущенной через призму личностного восприятия (рефлексия), анализ и оценку внутренней информации (ощущения, чувства, мысли, смыслы) – саморефлексию (познание и описание полученного опыта).
Главное в педагогической работе – выбирать из огромного потока информации и видов деятельности оптимальные, рациональные, доступные для дошкольника средства, чтобы не навредить здоровью. Дошкольника, особенно в возрасте 3 – 4 лет, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо даже самые полезные упражнения. Ребёнку интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.
Опора на различные виды игровой деятельности обеспечивает единство духовно – нравственного, психического и физического развития ребёнка, оптимизирует процесс обучения и воспитания. Во многом этим требованиям отвечает принцип игрового освоения ведущей деятельности, благодаря которому игра становится для ребёнка ярким событием, а мотивационно – эмоциональный механизм включения ребёнка в здоровьесберегающую деятельность во всех случаях будет один и тот же. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин обозначили его ёмкой формулой трёхступенчатой мотивации: «Хочу!» - «Надо!» - «Могу!»
Необходимо принимать во внимание, что игра – это не только ведущий способ образовательной деятельности, но и источник развития ребёнка, условие радости и здоровья, а также приспособления к реальности окружающего мира, стремления к мастерству и совершенству. Игра является субкультурой детства, активным средством самосбережения здоровья ребёнка и включена в различные виды жизнедеятельности дошкольников.
Например, предлагая детям какую – либо игру, упражнение, педагог должен знать, есть ли у детей нужные представления. Воображение детей 3 – 4 лет опирается только на память: вообразить что – либо по рассказу или по показу движений они не могут. Внешне формально они будут подражать движениям педагога, а сами останутся безучастными. У детей средней и старшей групп воображение работает активнее, оно способно создавать образы (а позднее и создавать новые), комбинируя имеющиеся у них представления. Необходимо подготавливать детей к воплощению образа в движении. Так, чтобы дети 5 – 6 лет могли вообразить и передать, например, образ какого – либо животного, им мало знать его повадки, характер – необходимо иметь представление о среде обитания и т. д.
Физическое развитие способствует сохранению здоровья детей и приобретению личностного значимого опыта в двигательной деятельности. Эта деятельность направлена на формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Подобный двигательный опыт дети приобретают в результате выполнения упражнений на координацию и гибкость (в том числе развивающих крупную и мелкую моторику обеих рук), овладения подвижными играми с правилами (требующих коллективных согласованных действий) и релаксационными упражнениями (являющимися условием самовосстановления органов и систем). Способствует овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Литература
1. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 192 с.
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2018/02/08/ortobioticheskiy-podhod-k-zdoroveformirovaniyu-i
3. https://detstvo-press.ru/books/pdf/978-5-90679-791-9.pdf
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.