Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников
Оценка 5

Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников

Оценка 5
docx
15.01.2024
Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников
Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников.docx

Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников

В своём уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие «здоровье» как «… состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Иными словами, здоровье не может быть в отрыве от конкретной среды, в которой живёт человек (природа, домашняя обстановка, социальное окружение и т. д.), всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учёбе, труде, отдыхе), его назначения и целей, духовного развития.

Выстраивая систему целей для формирования мышления дошкольника относительно здоровья, необходимо принять во внимание следующее. Ребёнок может с удовольствием выполнять все предлагаемые игры, упражнения, вести беседы, но потом вскоре забыть всё, о чём говорилось, если он не уяснит для себя целесообразности выполняемой деятельности, если каждое движение не будет сопряжено со здоровьесберегающей миссией.

Проведём небольшой эксперимент: «Что вы ощущаете, когда думаете о лимоне?» Прикройте глаза. Мысленно представьте спелый сочный лимон. Возьмите его в руку, ощутите чуть шероховатую, пористую, упругую поверхность. Почувствуйте его вес, объём. Представьте цвет, запах, блики света на лимоне. Поднесите его к лицу, вдохните аромат полной грудью. Вспомните, какая у лимона прохладная, влажная, нежная, сочная мякоть. Мысленно широко откройте рот и откусите большой кусок. Закройте рот. Ешьте лимон как яблоко. Холодный, кислый, душистый сок растекается по всему рту… Откусите ещё кусок… Замечательно! Доели до конца?

Теперь посмотрим, как организм реагировал на этот воображаемый лимон. Слюна во рту появилась? Да?! Тогда вопрос: «Вы давили на свои железы, говорили им: «А ну – ка вырабатывайте слюну!»; вы говорили своему желудку: «А ну – кА выделяй желудочный сок!»? Вы этого не делали, а просто представили, что едите лимон, - и всё, остальную работу сделал без вашего участия ваш организм.

Давайте продолжим… Представьте огромный спелый «бенгальский орех», откройте рот и откусите от него кусище, да побольше! Жуйте. Ну как, получилось? Точно знаю, какой вопрос возник у вас в голове: «Что такое «бенгальский орех»?». Конечно же, это придуманное словосочетание. Так вот, когда вы ставите цель «Я хочу быть здоровым», ваш организм точно так же реагирует с недоумением, как вы сейчас на «бенгальский орех», и спрашивает: «А что это такое? Хозяин, объясни, что ты хочешь. Опиши мне понятным языком».

Но почему же на лимон организм реагировал? А потому, что, когда вы думали о лимоне, в первую очередь вы представляли объём, цвет, вес, запах – не так ли? То есть вы видели и ощущали конкретный образ. Когда человек пытается думать о здоровье, он тем самым ставит свой организм в тупик, поту что слова «здоровье» и «бенгальский орех» для организма одинаковые по своей сути. Получается, организм хочет того, не знает чего! Слово «здоровье», как и «бенгальский орех», для него – абракадабра. Оно относится ко второй сигнальной системе, к логическому – к словам, за которыми организм не видит конкретного образа (то же самое, что просить понюхать цветок через противогаз). Но слово «здоровье» является посредником, через которого мы хотим иметь состояние организма, называемое здоровьем.

Значит, необходимо создать объект подражания, образ – эталон, на который организм будет отзываться и внешне и внутренне. А это возможно, если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, получать ответную реакцию от органов чувств. Сейчас, когда вы работали с образом лимона, информативность вашего тела значительно возросла. Вы это почувствовали по тем ощущениям, которые возникли в вашем теле.

И. И. Мечников определил это качество как «чувство жизни». Большое значение в его развитии учёный придавал усовершенствованию органов чувств, обеспечивающих жизнедеятельность человека (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), и обращал внимание на то, что следует в этом смысле направлять и воспитание.

В отечественной педагогике существует несколько определений понятия «воспитание», в том числе как формирование жизненных ценностей личности и как формирование потребностей (вос – питание). Именно с того святого момента, когда у человека возникает потребность, которую надо удовлетворить адекватной ей «пищей», начинает формироваться личность. Данное утверждение можно представить в виде следующей цепочки: личность = потребности + пищи – развитие, где:

- «потребности» - основные потребности ребёнка;

- «пища» - различные виды деятельности ребёнка, удовлетворяющие эти потребности;

- «развитие» - переход в новое качество.

Каждый человек имеет ряд базовых потребностей, нереализация которых ведёт к созданию напряжения, переходящего впоследствии в какое – либо психосоматическое заболевание.

Физиологические потребности – это дыхание, сон, еда, питьё, движение (потребность в безопасности по типологии А. Маслоу также относится к физиологическим потребностям). Нереализация физиологических потребностей ведёт к нарушению жизнедеятельности организма.

Психологические потребности – возможность любить и быть любимым, быть принятым референтной группой, иметь статус в ней. Нереализация психологических потребностей личности ведёт к невротическим проявлениям и внутриличностному конфликту.

Духовно – нравственные потребности – самореализация и самоактуализация личности, осуществляемая через процессы эмоционального, интеллектуального, эстетического и интуитивного познания законов строения мира, себя в нём и отношений людей в этом мире. Нереализация духовно – нравственных потребностей личности ведёт к остановке личностного роста и деградации.

В условиях современной системы дошкольного образования все три вида потребностей зачастую подвержены блокированию. Это и является основным противоречием. С одной стороны, для сохранения и приумножения здоровья ребёнка необходима реализация базовых потребностей, с другой – условия для реализации отсутствуют.

Если в течение дня двигательная активность дошкольника ограничена, значит, не реализуются его физиологические потребности. Если у дошкольника нет возможности для саморефлексии поступающей информации, следовательно, она не может стать личностно значимой, поэтому психологические потребности в осмыслении, мышлении и т. п. также не будут реализованы. Нарушения в духовно – нравственной сфере ребёнка вызваны пребыванием в течение дня в рамках роли обучаемого. Поведение, основанное на правиле «Не быть собой, а быть как все», приводит к проявлениям у ребёнка невротических реакций и различным заболеваниям.

Задача педагога – заинтересовать ребёнка и предложить ему такую деятельность, которая способствовала бы удовлетворению этих потребностей. По мнению В. М. Шепеля, заслуженного деятеля науки РФ, существуют три группы здоровьесберегающих мероприятий (слагаемых здорового образа жизни):

- рекреация – укрепление физического здоровья (в том числе развитие двигательной активности, приносящей ребёнку чувство мышечной радости);

- релаксация – укрепление психического здоровья (умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение – рефлексия и саморефлексия);

- катарсис – укрепление духовно – нравственного здоровья (создание ценностных ориентаций, самободрение).

Крайне важным для достижения здоровьесберегающего эффекта является разумная реализация каждой позиции. Автор называет это «формулой самосбережения», когда суточное время жизнедеятельности человека разумно используется в целях обеспечения его физического, психического и нравственного здоровья.

Ортобиотический подход к здоровьеформированию и здоровьесбережению

ЗДОРОВЬЕ

Физическое здоровье

Мышечная радость

Психическое здоровье

Рефлексия и саморефлексия

Духовно – нравственное здоровье

Создание ценностных ориентаций

Практическое использование слагаемых здорового образа жизни.

Рекреация – комплекс мер по сохранению тела в активном физическом состоянии:

- развитие и поддержание двигательной активности тела;

- укрепление позвоночника;

- работа с дыханием;

- сбалансированное питание;

- закаливание;

- активный отдых на свежем воздухе и др.

Примечание. Наилучший эффект достигается за счёт создания позитивного внутреннего настроя, достижения состояния мышечной радости.

Релаксация  - комплекс мер по расслаблению, снятию мышечного напряжения, овладению элементами саморегуляции;

- смехотерапия, танцы, подвижные игры;

- психофизическая тренировка («игры – превращения», «игры – погружения», телесно – ориентированные, дыхательные, фонопедические упражнения и др.);

- водные процедуры, массажи;

- аутотренинг;

- музыкотерапия (функциональная музыка тонизирующей и успокаивающей направленности);

- сон;

- ароматиропия;

- рефлексия и др.

Примечание:

 - релаксация улучшает самочувствие и укрепляет здоровье;

- состояние релаксации достигается прежде всего через мышечное расслабление, с помощью которого можно управлять своими эмоциями, совершенствуя психику и тело;

- нахождение в состоянии релаксации в течение 10 – 15 мин. способно заменить полуторачасовой дневной сон;

- при выполнении релаксационных упражнений необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.

Катарсис – способ освобождения от отрицательных эмоций, самоободрение, развитие воли. Эмоциональное воздействие оказывают такие чувственно – эстетические впечатления, как:

- любование природой;

- общение с друзьями;

- саморефлексия;

- слушание музыки, чтение книг, просмотр картин;

- личное художественное исполнение и творчество;

- другая деятельность, затрагивающая душевные струны человека.

Примечания:

- катарсис выступает непременным условием нравственного становления человека;

формирует веру в свои силы и возможности (оптимизм).

Для развития у ребёнка «чувства жизни» необходимо придерживаться такого важного ортобиотического правила, как включение в любую деятельность всех анализаторов: «вижу», «слышу», «ощущаю», делая основной элемент игры и позитивный настрой. Педагогу необходимо фиксировать внимание детей на таких моментах, как: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что ты чувствуешь, ощущаешь?», «Какие изменения произошли в тебе?» Тогда ребёнку будет нетрудно сделать анализ и оценку внешней информации, пропущенной через призму личностного восприятия (рефлексия), анализ и оценку внутренней информации (ощущения, чувства, мысли, смыслы) – саморефлексию (познание и описание полученного опыта).

Главное в педагогической работе – выбирать из огромного потока информации и видов деятельности оптимальные, рациональные, доступные для дошкольника средства, чтобы не навредить здоровью. Дошкольника, особенно в возрасте 3 – 4 лет, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо даже самые полезные упражнения. Ребёнку интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Опора на различные виды игровой деятельности обеспечивает единство духовно – нравственного, психического и физического развития ребёнка, оптимизирует процесс обучения и воспитания. Во многом этим требованиям отвечает принцип игрового освоения ведущей деятельности, благодаря которому игра становится для ребёнка ярким событием, а мотивационно – эмоциональный механизм включения ребёнка в здоровьесберегающую деятельность во всех случаях будет один и тот же. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин обозначили его ёмкой формулой трёхступенчатой мотивации: «Хочу!» - «Надо!» - «Могу!»

Необходимо принимать во внимание, что игра – это не только ведущий способ образовательной деятельности, но и источник развития ребёнка, условие радости и здоровья, а также приспособления к реальности окружающего мира, стремления к мастерству и совершенству. Игра является субкультурой детства, активным средством самосбережения здоровья ребёнка и включена в различные виды жизнедеятельности дошкольников.

Например, предлагая детям какую – либо игру, упражнение, педагог должен знать, есть ли у детей нужные представления. Воображение детей 3 – 4 лет опирается только на память: вообразить что – либо по рассказу или по показу движений они не могут. Внешне формально они будут подражать движениям педагога, а сами останутся безучастными. У детей средней и старшей групп воображение работает активнее, оно способно создавать образы (а позднее и создавать новые), комбинируя имеющиеся у них представления. Необходимо подготавливать детей к воплощению образа в движении. Так, чтобы дети 5 – 6 лет могли вообразить и передать, например, образ какого – либо животного, им мало знать его повадки, характер – необходимо иметь представление о среде обитания и т. д.

Физическое развитие способствует сохранению здоровья детей и приобретению личностного значимого опыта в двигательной деятельности. Эта деятельность направлена на формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Подобный двигательный опыт дети приобретают в результате выполнения упражнений на координацию и гибкость (в том числе развивающих крупную и мелкую моторику обеих рук), овладения подвижными играми с правилами (требующих коллективных согласованных действий) и релаксационными упражнениями (являющимися условием самовосстановления органов и систем). Способствует овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Литература

Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.


 

Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников

Ортобиотический подход к здоровьесбережению и здоровьеформированию дошкольников

Получается, организм хочет того, не знает чего!

Получается, организм хочет того, не знает чего!

В условиях современной системы дошкольного образования все три вида потребностей зачастую подвержены блокированию

В условиях современной системы дошкольного образования все три вида потребностей зачастую подвержены блокированию

Примечание. Наилучший эффект достигается за счёт создания позитивного внутреннего настроя, достижения состояния мышечной радости

Примечание. Наилучший эффект достигается за счёт создания позитивного внутреннего настроя, достижения состояния мышечной радости

Главное в педагогической работе – выбирать из огромного потока информации и видов деятельности оптимальные, рациональные, доступные для дошкольника средства, чтобы не навредить здоровью

Главное в педагогической работе – выбирать из огромного потока информации и видов деятельности оптимальные, рациональные, доступные для дошкольника средства, чтобы не навредить здоровью

Способствует овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др

Способствует овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024