Урок 2. Рисование по представлению «Летние травы»
Цели деятельности |
Дать представление об изображении трав выдающимися художниками, познакомить с понятием «эстамп»; учить выполнять отпечатки листьев, цветов, травинок, создавать с помощью отпечатков композиции на заданные темы; развивать умения анализировать педагогический рисунок, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать аккуратность |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия |
Эстамп |
Образовательные |
Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3 класс. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2 Физкультминутка «Птицы». – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-24976 |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка, травинки, листья, цветы, выставка работ, выполненных в разных техниках |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь, салфетка, стакан для воды, кисть, краски, альбом, листья, цветы, травинки |
Планируемые |
Предметные умения: узнают значение понятия «эстамп»; научатся выполнять отпечатки листьев, травинок, цветов, создавать из отпечатков композицию на заданную тему. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об эстампах, анализировать художественные произведения; регулятивные – научатся принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Личностные: сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие произведений живописи |
организационная структура урока
Этапы
|
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность
|
Формы
|
Универсальные
|
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Природа часто бывает источником вдохновения писателей, композиторов и, конечно, художников. Вот и мы сегодня с вами воспользуемся для своей работы ее дарами |
Слушают учителя |
Фронтальная |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
II. Изучение нового материала |
Беседа «Травы на
картинах мастеров живописи». Просмотр слайдов или иллюстраций в учебнике |
– Рассмотрите репродукции картин известных художников и ответьте на вопросы в учебнике. – О чем хочет рассказать нам художник, рисуя цветы или травы? Вот послушайте, что пишет в 1898 году критик Б. Успенский: «Шишкин – великорусский талант по преимуществу, талант уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не только чувствует, но и изучает. Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей... Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы. Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами». Презентация «…Шишкин жил своими деревьями и травами….». Слайды № 2–12. Отто Марсеус ван Скрик сначала рисовал натюрморты с пышными букетами цветов. Но у него была особая любовь к ярким насекомым и рептилиям, которых он держал в террариумах, поэтому позже ван Скрик стал часто их изображать. Один из таких рисунков вы видите в учебнике. – Что на нем изображено? – Какую цветовую гамму использовал художник? – Какое впечатление произвела на вас эта картина? |
Слушают учителя, работают с учебником, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы. |
Фронтальная. |
Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практи-ческой деятельностью. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях живописи, извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника, анализируют ее. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, ини- циативно сотрудничать в поиске и сборе инфор-мации, отвечать на вопросы, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы. |
Устные ответы. |
|
||||||
|
Физкультминутка |
Проводит физкультминутку |
Выполня-ют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Наблюдение |
III. Твор- ческая практическая деятельность |
Организация рабочего места. |
Проверяет организацию рабочего места. |
Организуют свое рабочее место. |
Индивидуальная. |
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Познавательные: организовывают творческое пространство, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. |
Устные ответы. |
|
Беседа «Что мы будем рисовать?». Рассматривание выставленных работ. Работа с учебником (с. 9). |
– Сегодня вы сочините эстамп с использованием цветов и травинок на темы «Утро» или «Закат» акварелью или гуашью. А знаете ли вы, что означает слово эстамп? Найдите определение этого слова в учебнике (с. 9). Отыщите среди представленных на выставке работ эстампы. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале эстамп существовал не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы. Таких досок у нас нет, поэтому мы будем делать отпечатки осенних листьев, цветов или травинок. Давайте рассмотрим принесенные вами листочки, травинки. На что похожи ваши листочки? Какие из них вы хотели бы использовать в своей работе? Прежде чем делать отпечатки, мы должны нарисовать фон для них. Темы наших работ – «Утро» и «Закат». Какого цвета будет фон для этих эстампов? Равномерно ли он будет окрашен? |
Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы; составляют план работы над изделием с опорой на педагогический рисунок и учебник (с. 9). |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия. Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. |
Устные ответы |
|
Практическое задание (акварель или гуашь) |
Контролирует правильность приемов работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Сочините эстамп с использованием цветов, листьев и травинок на тему «Утро» или «Закат» акварелью или гуашью |
Выполняют задание |
Индивидуальная |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы |
Выполнение работы в технике эстампа с использованием цветов и травинок |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка и презентация работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. |
Организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. Организует беседу по вопросам. – Что нового вы узнали на уроке? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? |
Рассматривают выполненные изделия, оценивают их; слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Фронтальная. |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы. |
|
Домашнее задание |
Объясняет задание. – Выполните работу по учебнику (с. 8–9). Перечитайте сказку Х.-К. Андерсена «Дюймовочка» |
Задают уточняющие вопросы |
Индивидуальная |
|
Наблюдение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.