Ошибки
в тетрадях: причины, коррекционные направления.
Да,
они бывают практически у всех детей. Но каждая ошибка может рассказать о тех
или трудностях, которые испытывает ребенок.
Итак, первый класс: навык письма только формируется, до полной автоматизации
еще года три, а то и больше. Соответственно, наличие ошибок при письме-это
нормально. В особенности, так называемое, фонематическое письмо( пишу, как
слышу) в первом классе считается нормой!
Однако и здесь есть над чем можно и нужно поработать.
Ошибки, связанные с саморегуляцией:
-пропуск большой буквы в начале предложения;
-не дописывание букв;
-замена строчной буквы на заглавную.
Регуляторные
ошибки довольно часто встречаются в письменных работах у школьников.
Это могут быть пропуски, перестановки или добавление лишних букв. Бывают и
более нелепые. Например, ребенок прекрасно знает, что надо начинать писать с
большой буквы, а пишет с маленькой. Не ставит точки в конце предложения. На
вопрос "как писать ЖИ-ШИ?" отвечает правильно, но тут же пишет
"шЫло".
Эти ошибки связаны с недостаточной зрелостью лобных долей мозга. Области,
которая отвечает за саморегуляцию и контроль произвольной деятельности.
При этом ребенок может иметь прекрасную память, фонематический слух, зрительное
и пространственное восприятие.
Но организовать себя ему очень трудно. Такие дети забывают записать домашнее
задание, долго не могут сесть за уроки, регулярно оставляют учебники и тетради.
И не смотря на то, что могут быть очень умными, в школе получают плохие оценки.
Считается, что области, отвечающие за саморегуляцию и произвольную
деятельность, созревают к 12 годам. Можно ли просто дождаться, когда эти части
у ребенка созреют? Тогда же все исправится само!
Здесь есть одна тонкость.
Навык письма автоматизируется в младших классах. А после того, как любой навык
автоматизирован, изменить его очень сложно.
Поэтому если в начальной школе ребенок постоянно пишет с такими ошибками, то и
автоматизирует письмо вместе с ними. Чтобы в старших классах исправить
ситуацию, нужно будет приложить много сил и энергии: сначала деавтоматизировать
навык, разрушить сложившуюся систему. А потом опять учить ребенка применять
правила.
Как действовать в данном случае?
1. Сразу обращать внимание на ошибки при письме и стараться понять их природу.
Не надейтесь, что со временем они пропадут. Лучше начать их корректировать как
только вы их заметили.
2. Заниматься развитием саморегуляции. Для этого подойдут двигательные
упражнения со сложными инструкциями, которым нужно следовать. Игры с правилами,
особенно те, где ребенок сам может быть ведущим. Также в ближайшее время выложу
пост про настольные игры, которые тренируют саморегуляцию.
3. обязательно тренировать у ребенка навык самопроверки. Пусть он проверит
домашнее задание сначала сам. Постарается найти ошибки. Скорее всего, это будет
очень сложно, поэтому обязательно хвалите и поощряйте ребенка за то, что он сам
нашел и исправил.
Речевые ошибки:
Этот вид ошибок может говорить о фонетико-фонематическом недоразвитии у
ребенка. Если такие ошибки встречаются часто, необходимо также дополнительно
проверить зрительное восприятие и память.
Если у ребёнка недостаточно хорошо сформировано фонематическое восприятие, на письме возникают следующие ошибки:
- пропуски гласных и согласных букв – «цвты», «цеты» вместо цветы;
- перестановки букв в слове – «солн» вместо слон;
- перестановки и выпадения слогов – «скоровода», «скорода» вместо сковорода;
- появление лишних букв или слогов в слове – «тарава» вместо трава, «мотоцикил» вместо мотоцикл;
- недописывание букв или слогов в слове – «красивы» вместо красивый.
Все эти проблемы поддаются коррекции. Но здесь важна системность занятий и
серьезный настрой ученика и родителя. Мгновенных результатов в коррекционных
занятиях не следует ожидать. Но, если приложить все усилия, внимательно слушать
и выполнять рекомендации педагога, то большая часть ошибок исчезнет из
тетрадей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.