Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что ученик становится активным участником образовательного процесса, а обучение строится вокруг решения конкретных задач и проблем, возникающих в реальной жизни

  • doc
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что ученик становится активным участником образовательного процесса, а обучение строится вокруг решения конкретных задач и проблем, возникающих в реальной жизни
Иконка файла материала Основная идея системно-деятельностного подхода .doc

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед школой задачу не только передачи знаний, но и формирования универсальных учебных действий (УУД). Одним из основных подходов, обеспечивающих реализацию стандартов, является системно-деятельностный подход.

Суть системно-деятельностного подхода

Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что ученик становится активным участником образовательного процесса, а обучение строится вокруг решения конкретных задач и проблем, возникающих в реальной жизни. Процесс обучения ориентирован на организацию деятельности учащихся, а не простое предоставление готовых знаний.

Ключевые характеристики системно-деятельностного подхода

Активность ученика: учащиеся сами решают поставленные задачи, проводят исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их.

Организация совместной деятельности: взаимодействие внутри группы или классного коллектива направлено на достижение общей цели, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Проблемно-поисковый характер занятий: на уроках ставятся реальные проблемы, которые требуют от учеников поиска путей их разрешения.

Осознанность и саморефлексия: дети учатся оценивать собственные успехи, определять сильные стороны и зоны роста.

Связь теории с практикой: знания применяются в ситуациях, близких к жизненным условиям, что повышает значимость полученного материала.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках

Планируемый урок

Рассмотрим пример урока русского языка по теме «Правописание приставок и предлогов».

Цель урока:

формирование навыка различения приставок и предлогов, развитие орфографической зоркости.

Этап урока:

проблемно-диагностический этап.

Организация деятельности:

учащиеся работают в парах или малых группах, выполняя задания по определению функций приставок и предлогов в словах и предложениях.

Форма организации деятельности:

исследование на материале собственных наблюдений и выводов.

Результат урока:

ученики смогут уверенно отличать приставки от предлогов, используя полученные знания в письменной и устной речи.

Пример сценария урока

Постановка проблемы: на экране демонстрируется фраза с ошибочным написанием приставок и предлогов. Дети совместно находят ошибку и определяют проблему урока.

Изучение материала: выполнение упражнений на определение функций приставок и предлогов.

Применение знаний: составление предложений с использованием изучаемых конструкций.

Рефлексия: самооценка выполненной работы, обсуждение успехов и трудностей.

Формируемые универсальные учебные действия

Регулятивные: постановка целей, самоконтроль, коррекция.

Коммуникативные: сотрудничество, выражение своей позиции.

Познавательные: выделение главной информации, обобщение.

Личностные: ориентация на успешность, стремление к познанию.

Важность системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода позволяет сделать образование личностно значимым, повысить заинтересованность учащихся, обеспечить глубокую проработку материала и сформировать важные навыки, востребованные в будущей жизни.