Основное содержание, задачи, методы анализа финансового состояния предприятия
В условиях рыночной экономики значение анализа значительно возросло, поскольку финансовое состояние предприятия – предмет заинтересованности не только собственников и менеджеров самого предприятия, но и инвесторов, акционеров, банков и др. партнеров предприятия.
Финансовое состояние предприятия определяется: уровнем его платежеспособности; ликвидности; финансовой устойчивости; доходности; эффективности конечных результатов и используемых ресурсов.
быть:
Финансовое состояние предприятия по степени устойчивости может
- абсолютным;
- нормальным;
- кризисным;
- банкрот.
Финансовое состояние предприятия считается устойчивым, если оно:
способно расплатиться по своим обязательствам; имеет на расчетных, валютных счетах и в кассе предприятия денежные средства; своевременно ведет расчеты с бюджетными и внебюджетными фондами, с работниками по оплате труда, с поставщиками и прочими кредиторами.
Кроме вышеперечисленных условий, на предприятии должны обеспечиваться рентабельное, конкурентноспособное производство, высокие темпы роста прибыли и снижение затрат.
Основной информацией для оценки финансового состояния предприятия являются данные бухгалтерской отчетности:
- баланс (форма №1);
- отчет о прибылях и убытках (форма №2);
- отчет о движении капитала (форма №3);
- отчет о движении денежных средств (форма №4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Для подтверждения информации могут быть использованы бухгалтерские регистры. Для объективной проверки используется аудиторское заключение.
Этапы проведения финансового анализа:
1. Экспресс анализ.
Экспресс анализ, на основе общего обзора бухгалтерской отчетности, позволяет установить основные тенденции в развитии предприятия и с помощью узкого круга показателей дать общие характеристики:
- имущественной оценке;
- платежеспособности;
- финансовой устойчивости и деловой активности.
2. Детализированный анализ.
Основная цель экспресс-анализа – общая оценка имущественного состояния хозяйствующего субъекта, объема, структуры привлекаемых им средств, его ликвидности и платежеспособности, выявления основных тенденций их изменения.
В ходе углубленного анализа осуществляют:
- исследование источников его средств (оценку динамики их состояния и структуры, рациональность привлечения заемных средств);
- оценку целесообразности размещения привлеченных средств и скорости их оборота;
- анализ доходности и эффективности использования имущества;
- анализ денежных потоков.
Следует отметить, что предварительный анализ осуществляется по данным публичной отчетности, следовательно, ориентирован в основном
на внешних пользователей (покупателей, кредиторов, инвесторов, акционеров, поставщиков).
Углубленный анализ, осуществляемый с привлечением данных управленческого учета, рассчитан, прежде всего. на лиц, принимающих управленческие решения, вырабатывающих финансовую стратегию хозяйствующего субъекта (менеджеры, руководители отделов, служб, структурных подразделений).
По результатам экспресс-анализа можно дать обобщенную характеристику финансовой деятельности предприятия. Детализированный анализ позволяет детализировать полученные данные экспресс анализа и выявлять причины, повлиявшие на имущественный и экономический потенциал предприятия.
Последовательность проведения финансового анализа предприятия:
1. Анализ бухгалтерской отчетности.
2. Анализ результативности деятельности предприятия (прибыли, выручки от продаж).
3. Анализ финансового состояния в разрезе:
- анализа состава, структуры и динамики хозяйственных средств и их источников;
- анализа ликвидности и платежеспособности предприятия;
- анализа финансовой устойчивости.
4. Анализ деловой активности и результативности деятельности предприятия (анализ темпов роста выручки, прибыли, фондоотдачи, коэффициентов оборачиваемости, рентабельность).
Финансовое состояние предприятия оценивается с помощью системы показателей, позволяющей дать оценку финансового состояния предприятия и установить его рейтинг.
Данная система показателей определяет степень ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, а также доходности предприятия.
Для проведения финансового анализа применяются следующие методы: сравнение, вертикальный и горизонтальный анализ, трендовый и факторный анализ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.