3. Основные этапы становления дошкольного образования в России
Виды дошкольных учреждений в XVIII веке и первой половине XIX века. Первые детские сады в России. Направления развития дошкольного воспитания в советский период: рост сети дошкольных учреждений и укрепление материально-технической базы; подготовка педагогических кадров, развитие теории дошкольного воспитания. Переход от дисциплинарной модели к личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателей с детьми. Основные положения Концепции дошкольного воспитания (1989). Развитие капитализма, рост промышленности, привлечение женщин в работе на производстве явились предпосылками развития общественного воспитания в России.
1859 г. – первое упоминание о детских садах в России
К 1917 г – 250 частных детских садов, 30 народных.
Работали на основе заимствованного западноеврепейского опыта (в частности, Ф.Фребеля).
Рост сети дошкольных учреждений и укрепление материальной базы
|
Подготовка кадров |
|
-1917 г. - Ясли для детей от 0до 3х лет; - детский сад от 3до7 лет (пребывание 6 ч.); - очаг от 3до7 лет (пребывание 8-10 ч.); - Детские дома для сирот. С 1925 г. - сокращение детских домов; - вечерние группы для детей работниц (с 18до 21 часа); - д/сады - летние дачи; - школы-детские сады(Москва). 1923- 1928 - детские учреждения стали прикреплять к предприятиям, что обеспечило рост детских садов. С 1936 г. – - строятся специальные здания для детских садов. С 1972 г.
– введены новые формы проектирования ДУ, увеличилась норма площади на 1 ребенка. - строятся новые типовые проекты для яслей-садов. С 1971 г – новый перечень типового оборудования, улучшилось материальное обеспечение ДУ; 1985 г. –ДУ посещают 16,5 млн. детей. |
1918 г. – - курсы для дошкольных работников (Москва – Л.К. Шлегер, Киев – Метлов). 1919 г. - Москва – дошкольное отделение при Академии коммунистического воспитания (Н.К. Крупская) С 1921 г. – - дошкольный факультет при втором МГУ; - педагогические техникумы, затем педучилища С 1928 г - журнал «Дошкольное воспитание» (играл большую роль в повышении квалификации кадров). 1930 г - МГПИ им. В.И. Ленина (выделился из II-го МГУ). Университеты, пединституты, педколледжи, училища. |
|
Развитие теории воспитания дошкольников |
|
|
Тенденция воплощения в жизнь принципов свободного воспитания. |
Наполнение содержания дошкольного образования идеологией марксизма. |
|
Два течения: 1. Ю.И.Фаусек, К.Н. Вентцель («Идеальный детский сад», «Дом свободного ребенка»). К началу 20-х гг. сошло с арены массовой практики.
2. Л.К.Шлегер, М.Х. Свентицкая (разумное свободное воспитание) Повышенное внимание к опыту М. Монтессори. Произошло переосмысление свободы, т.е. ее потеря |
Крупская Н.К., Лазуркина Д.А., Луначарский А.В.
|
|
1921 г. - Второй съезд по дошкольному воспитанию. Резолюция «Создание формы воспитания, имеющей в основе общемарксистскую концепцию». Определены цели и задачи воспитания дошкольников. 1924 г. – Третий Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию. Полный отказ от теории свободного воспитания. Цели работы – воспитание коллективизма, активизма, материализма, организованности Способы - посильный труд, реальное восприятие действительности. Обозначена необходимость наличия программ в ДУ. 1928 г. - Четвертый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию. Программное обеспечение дошкольных учреждений (принцип организованности, ориентировка на школу) Принимали участие Н.К. Крупская, Л.К..Шлегер, Е.И. Тихеева. С.Т. Шацкий. |
||
Разработка содержания дошкольного воспитания |
||
1934 г. - «Программа и внутренний распорядок детского сада» 1936 г. – резкая смена акцентов с индивидуального на коллективное воспитание. 1938, 1945, 1953 гг. – «Руководство для воспитателя детского сада» 1953 г – вводится обязательное обучение детей, повышается интерес к умственному воспитанию (А.П. Усова, Е.И. Радина, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова).
1960-70 гг.: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» и методические указания к ней. Переведена в США, Японии и других странах; • изучаются возможности умственного развития детей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков); • разрабатываются проблемы дошкольной дидактики (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина, Н.Н.Поддъяков, А.М. Леушина); • в центре внимания стоят вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1980-е гг.: • 1984 г. – «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду»; • исследуются проблемы формирования у детей отношения к социальной действительности (Р.С. Жуковская, С.А. Козлова, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Е.К. Суслова), к природе (Е.И. Корзакова, В.Г. Фокина, С.Н. Николаева); • изучаются вопросы детской игру (Е.И. Радина, Д.В. Менджерицкая, Э.Я. Степаненкова, А.К. Бондаренко и др.); • изучаются вопросы трудового воспитания (Р.З. Буре, Д.В. Сергеева, Р.И. Логинова и др.); • изучаются проблемы семейного воспитания (Т.А. Маркова, Л.В. Загик, В.М. Иванова и др.), воспитания детей раннего возраста (Е.И. Радина, А.М. Фонарев, Г.М. Лямина, И.М. Кононова, Л.Н. Павлова); • разрабатываются вопросы эстетического воспитания (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова).
Инструкция, методические письма, учебники, методические пособия, педагогическая периодика способствовали развитию теории дошкольного воспитания.
|
ПЕРЕХОД ОТ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МОДЕЛИ К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
В 1989 г. была разработана «Концепция дошкольного воспитания». Именно она определила новые подходы к воспитанию детей дошкольного возраста, обозначила ключевые позиции обновления дошкольного воспитания:
• охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);
• гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми;
• изменение содержания работы воспитателя (переход от дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми);
• обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
• активизацию творческого потенциала педагогических кадров;
• изменение условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.
Начало постсоветского периода характеризовалось неоднозначным отношением к дошкольному образованию. Существовало мнение, что детские сады вообще не нужны:
– образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям, оказывая им материальную поддержку;
– отдать дошкольное обучение из образовательной сферы в сферу социального обеспечения;
– достаточно при школах иметь классы по подготовке детей к школе.
Но жизнь диктует свои условия и они таковы:
– в услугах ДОУ нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
– приоритетной задачей модернизации Российского образования на период 2010 года является достижение нового современного качества дошкольного образования, а это значит, что система дошкольного образования сохранилась.
Характеризуя систему дошкольного образования, сегодня следует отметить негативные тенденции:
– количество ДОУ сократилось примерно на 40 % (закрывались детские сады, расположенные в нетиповых зданиях, за счет сокращения численности детей, улучшаются условия жизни детей в ДОУ).
– передача ведомственных ДОУ в муниципалитеты (сегодня доля муниципальных ДОУ составляет примерно 80%) с одной стороны это способствовало сохранению системы, а с другой – местные власти не в состоянии их финансировать.
Позитивные моменты:
– создание гибкой многофункциональной сети ДОУ, способной оказывать образовательные услуги в соответствии с интересами семьи и общества;
– создание и постоянное обновление нормативно-правовой базы и совершенствование программно-методического обеспечения системы;
– экспертиза образовательных программ (Департамент экспертизы учебных изданий Минобразования РФ, секция «Игрушка»);
– создание и достаточно широкое распространение механизма регулирования качества дошкольного образования (аттестации и государственная аккредитация).
Направления развития дошкольного образования.
Совершенствование финансирования ДОУ (переход не на субсидиальное финансирование на нормативной основе).
|
Совершенствование содержания дошкольного образования. Деятельность ДОУ осуществляется в условиях вариативности. Качество дошкольного образования связано: - с повышением роли воспитания в системе образования; стратегическое направление работы – это формирование духовности, системы нравственных установок, ориентиров, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности; - с построением системы непрерывного образования между двумя ступенями дошкольным и начальным общим образованием; - с совершенствованием коррекционного специального образования дошкольников.
|
Кадровое обеспечение ступени дошкольного образования |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.