Основные этапы становления дошкольного образования в России
Оценка 5

Основные этапы становления дошкольного образования в России

Оценка 5
Лекции
docx
история
СCУЗ, ВУЗ
01.03.2024
Основные этапы становления дошкольного образования в России
для педагогов
Копия История 1(1).docx

3. Основные этапы становления дошкольного образования в России

    Виды дошкольных учреждений в XVIII веке и первой половине XIX века. Первые детские сады в России. Направления развития дошкольного воспитания в советский период: рост сети дошкольных учреждений и укрепление материально-технической базы; подготовка педагогических кадров, развитие теории дошкольного воспитания. Переход от дисциплинарной модели к личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателей с детьми. Основные положения  Концепции дошкольного воспитания (1989).  Развитие капитализма, рост промышленности, привлечение женщин в работе на производстве явились предпосылками развития общественного воспитания в России.

 

Виды дошкольных учреждений в 18 веке –19 веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1859 г. – первое упоминание о детских садах в России

К 1917 г – 250 частных детских садов, 30 народных.

Работали на основе  заимствованного западноеврепейского опыта (в частности, Ф.Фребеля).

 

 

 

 


Направления развития дошкольного воспитания в советский период

 

 

Рост сети дошкольных учреждений и укрепление материальной базы

 

             

Подготовка кадров

 

-1917 г.

-          Ясли для детей от 0до 3х лет;

-          детский сад от 3до7 лет (пребывание 6 ч.);

-          очаг от 3до7 лет (пребывание 8-10 ч.);

-          Детские дома для сирот.

С 1925 г.

-          сокращение детских домов;

-          вечерние группы для детей работниц (с 18до 21 часа);

-          д/сады - летние дачи;

-          школы-детские сады(Москва).

1923- 1928 

-          детские учреждения стали прикреплять к предприятиям, что обеспечило рост детских садов.

С 1936 г. –

-          строятся специальные здания для детских садов.

С 1972 г.

 

– введены новые формы проектирования ДУ, увеличилась норма площади на 1 ребенка.

-  строятся новые типовые проекты для яслей-садов.

С 1971 г – новый перечень типового оборудования, улучшилось материальное обеспечение ДУ;

1985 г. –ДУ посещают 16,5 млн. детей.

1918 г. –

-          курсы для дошкольных работников (Москва – Л.К. Шлегер, Киев – Метлов).

1919 г.

-          Москва – дошкольное отделение при Академии коммунистического воспитания (Н.К. Крупская)

С 1921 г. –

-          дошкольный факультет при втором МГУ;

-          педагогические техникумы, затем педучилища

С 1928 г

-          журнал «Дошкольное воспитание» (играл большую роль в повышении квалификации кадров).

1930 г  - МГПИ им. В.И. Ленина (выделился из II-го МГУ).

Университеты, пединституты, педколледжи, училища.

Развитие теории воспитания дошкольников

 

Тенденция воплощения в жизнь принципов свободного воспитания.

Наполнение содержания дошкольного образования идеологией марксизма.

 

 

Два течения:

1. Ю.И.Фаусек, К.Н. Вентцель

(«Идеальный детский сад», «Дом свободного ребенка»). К началу 20-х гг. сошло с арены массовой практики.

 

2. Л.К.Шлегер, М.Х. Свентицкая (разумное свободное воспитание)  Повышенное внимание к опыту М. Монтессори. Произошло переосмысление свободы, т.е. ее потеря

 

Крупская Н.К., Лазуркина Д.А.,

Луначарский А.В.

 

 

 

 

 

 

 

1921 г. - Второй съезд по дошкольному воспитанию. Резолюция «Создание формы воспитания, имеющей в основе общемарксистскую концепцию». Определены цели и задачи  воспитания дошкольников.

1924 г.Третий Всесоюзный  съезд по дошкольному воспитанию. Полный отказ от теории свободного воспитания. Цели работы – воспитание коллективизма, активизма, материализма, организованности Способы -  посильный труд, реальное восприятие действительности. Обозначена необходимость наличия программ в ДУ.

1928 г. - Четвертый Всесоюзный  съезд по дошкольному воспитанию. Программное обеспечение дошкольных учреждений (принцип организованности, ориентировка на школу)

Принимали участие Н.К. Крупская, Л.К..Шлегер, Е.И. Тихеева. С.Т. Шацкий.

Разработка содержания дошкольного воспитания

 

1934 г. -  «Программа и внутренний распорядок детского сада»

1936 г. – резкая смена акцентов с индивидуального на коллективное воспитание.

1938, 1945, 1953 гг. – «Руководство для воспитателя детского сада»

1953 г – вводится обязательное обучение детей, повышается интерес к умственному воспитанию (А.П. Усова, Е.И. Радина, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова).

 

1960-70 гг.:

   «Программа воспитания и обучения в детском  саду» и  методические указания к ней. Переведена в США, Японии и других странах;

   изучаются возможности умственного развития детей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер,  Н.Н. Поддъяков);

   разрабатываются проблемы дошкольной дидактики (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина, Н.Н.Поддъяков, А.М. Леушина);

   в центре внимания стоят вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 

1980-е гг.:

   1984 г. – «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду»;

   исследуются проблемы формирования у детей  отношения к социальной действительности (Р.С. Жуковская, С.А. Козлова, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Е.К. Суслова), к природе (Е.И. Корзакова, В.Г. Фокина, С.Н. Николаева);

   изучаются вопросы детской игру (Е.И. Радина, Д.В. Менджерицкая, Э.Я. Степаненкова, А.К. Бондаренко и др.);

   изучаются вопросы трудового воспитания (Р.З. Буре, Д.В. Сергеева, Р.И. Логинова и др.);

   изучаются проблемы семейного воспитания (Т.А. Маркова, Л.В. Загик, В.М. Иванова и др.), воспитания детей раннего возраста (Е.И. Радина, А.М. Фонарев, Г.М. Лямина, И.М. Кононова, Л.Н. Павлова);

   разрабатываются вопросы эстетического воспитания (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова).

 

Инструкция, методические письма, учебники, методические пособия, педагогическая периодика способствовали развитию теории дошкольного воспитания.

 

 

 


ПЕРЕХОД ОТ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МОДЕЛИ К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

 

В 1989 г. была разработана «Концепция дошкольного воспитания». Именно она определила новые подходы к воспитанию детей дошкольного возраста, обозначила ключевые позиции обновления дошкольного воспитания:

   охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);

   гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми;

   изменение содержания работы воспитателя (переход от дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми);

   обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;

   активизацию творческого потенциала педагогических кадров;

   изменение условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.

            Начало постсоветского периода характеризовалось неоднозначным отношением к дошкольному образованию. Существовало мнение, что детские сады вообще не нужны:

        образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям, оказывая им материальную поддержку;

        отдать дошкольное обучение из образовательной сферы в сферу социального обеспечения;

        достаточно при школах иметь классы по подготовке детей к школе.

Но жизнь диктует свои условия и они таковы:

        в услугах ДОУ нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста;

        приоритетной задачей модернизации Российского образования на период 2010 года является достижение нового современного качества дошкольного образования, а это значит, что система дошкольного образования сохранилась.

Характеризуя систему дошкольного образования, сегодня следует отметить негативные тенденции:

        количество ДОУ сократилось примерно на 40 % (закрывались детские сады, расположенные в нетиповых зданиях, за счет сокращения численности детей, улучшаются условия жизни детей в ДОУ).

        передача ведомственных ДОУ в муниципалитеты (сегодня доля муниципальных ДОУ составляет примерно 80%) с одной стороны это способствовало сохранению системы, а с другой – местные власти не в состоянии их финансировать.

Позитивные моменты:

        создание гибкой многофункциональной сети ДОУ, способной оказывать образовательные услуги в соответствии с интересами семьи и общества;

        создание и постоянное обновление нормативно-правовой базы и совершенствование программно-методического обеспечения системы;

        экспертиза образовательных программ (Департамент экспертизы учебных изданий Минобразования РФ, секция «Игрушка»);

        создание и достаточно широкое распространение механизма регулирования качества дошкольного образования (аттестации и государственная аккредитация).

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления развития дошкольного образования.

 


Совершенствование финансирования ДОУ (переход не на субсидиальное финансирование на нормативной основе).

 

Совершенствование содержания дошкольного образования.

Деятельность ДОУ осуществляется в условиях вариативности. Качество дошкольного образования связано:

- с повышением роли воспитания в системе образования; стратегическое направление работы – это формирование духовности, системы нравственных установок, ориентиров, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности;

- с построением системы непрерывного образования между двумя ступенями дошкольным и начальным общим образованием;

- с совершенствованием коррекционного специального образования дошкольников.

 

Кадровое обеспечение ступени дошкольного образования


 



Основные этапы становления дошкольного образования в

Основные этапы становления дошкольного образования в

Рост сети дошкольных учреждений и укрепление материальной базы

Рост сети дошкольных учреждений и укрепление материальной базы

К.Шлегер, М.Х. Свентицкая (разумное свободное воспитание)

К.Шлегер, М.Х. Свентицкая (разумное свободное воспитание)

Программа и внутренний распорядок детского сада»

Программа и внутренний распорядок детского сада»

ПЕРЕХОД ОТ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МОДЕЛИ

ПЕРЕХОД ОТ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МОДЕЛИ

Направления развития дошкольного образования

Направления развития дошкольного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2024