Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Новошахтинский центр помощи детям»
346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23
тел. 2-13-05, 2-13-06, 2-04-41 E-mail: [email protected]
Основные функции и должностные обязанности воспитателей ЦПД. Циклограмма работы.
(доклад на МО 25.10.2016г)
Воспитатель Юшкова И.И.
Основные функции и должностные обязанности воспитателей. Циклограмма работы.
Работа в Центре поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от работы в других образовательных учреждениях - детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия - большая нагрузка и огромная ответственность. Тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных нам детей, но и за их и преданные людьми души.
Работа воспитателя не похожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.
Воспитатель в Центре - это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмеримо большая ответственность за души детей.
При оценке работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента. Насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них.
Профессиональный воспитатель, должен иметь понятие о воспитательном процессе,
знать основные принципы педагогической науки. Воспитателям необходимо
стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов
по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными
примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами учреждения, трудовым договором. Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основными направлениями (функциями) деятельности воспитателя являются:
§ Попечение, воспитание и надзор за воспитанниками во время их нахождения в Центре.
§ Организация образовательно-воспитательного процесса и культурно-досуговой деятельности с воспитанниками, согласно их запросам и возможностям, руководство им и контроль за развитием этого процесса.
§ Обеспечение социализации, формирования компетентностей, осознанного выбора и последующего освоения индивидуальных программ воспитанников.
§ Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во время занятий с воспитанниками.
Живой воспитательный процесс настолько сложное, многоликое явление, в котором участвуют дети и воспитатели. Каждый из них — своеобразный, неповторимый, уникальный мир, который беспрерывно действует, развивается, меняется, растет, влияет на других и находится под их влиянием. Однако есть цель — формирование у детей нравственных, гуманных отношений, есть основные направления воспитательной работы, принципы ее системы, эффективные меры педагогического воздействия, стиль отношений между педагогами и воспитанниками.
Специфические особенности, которые определяют характер профессиональной деятельности педагогов ЦПД диктуют необходимость выделения содержания и ключевых функций педагога работающего в условиях сиротского учреждения. Основной функцией педагога Центра является удовлетворение потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении.
Реализация родительской функции предполагает два важнейших аспекта. С одной стороны - это организация различных форм эмоционально-личностного общения с воспитанниками, компенсация им, насколько это возможно, нереализованной потребности в любви, заботе, внимании и т.д. В центре внимания воспитателя должно находиться продуманное, эмоционально-насыщенное индивидуализированное общение с детьми. Стратегия такого общения должна разрабатываться с учетом конкретных эмоциональных потребностей каждого ребенка. С другой стороны - на педагога ЦПД ложится обязанность по формированию бытовых навыков детей, т.е. тех социальных умений, которые обычные дети получают в семье, в процессе общения с родителями. В условиях Центра необходимо регулярное проведение системы бытовых занятий, направленных на формирование таких навыков.
Кроме выполнения родительских функций, воспитатель сиротского учреждения призван реализовывать и целый спектр педагогических (образовательных) задач. Однако содержание образовательной деятельности педагога в условиях детского дома отличается от аналогичной деятельности педагога в условиях обычного образовательного учреждения. Оно должно быть ориентировано на особенности развития детей-сирот и их актуальные потребности. Это требует создания специализированных программ и пособий, составленных с учетом особенностей детей и той социальной ситуации, в которой они оказались. На сегодняшний день таких материалов катастрофически не хватает. Достаточно отметить тот факт, что на всей территории России нет ни одной комплексной программы воспитания детей-сирот дошкольного возраста. Педагоги ЦПД вынуждены пользоваться программами для обычного детского сада, самостоятельно адаптируя их к условиям Центра.
Основным содержанием педагогической деятельности в условиях детского дома должны стать: охрана и укрепление здоровья воспитанников; организация развивающей среды учреждения, максимально приближенной к условиям семьи; коррекция социальных представлений детей, сложившихся ввиду раннего знакомства с негативными сторонами жизни; полоролевая социализация детей, отказ от бесполого воспитания и переход к воспитанию с учетом полоролевой дифференциации и т. д.
Воспитатель, работающий с детьми-сиротами, призван обеспечить детям все те возможности, которые есть у ребенка из семьи. Ему необходимо проводить работу, нацеленную на развитие творческих способностей детей, приобщению их к сокровищам мировой культуры и т. д.
Помимо выполнения педагогических функций педагог ЦПД должен выполнять еще очень важные психологические функции в воспитании детей.
Кроме того, даже специальная работа проведенная психологом Центра с воспитанником не будет эффективной, если ребенок, возвращаясь в группу не получит соответствующей психологической поддержки со стороны воспитателя. Необходима специальная работа педагогов детского дома в данном направлении.
В связи с этим на воспитателя ложится ряд важных функций, по психологической гармонизации личности воспитанника. Характер выполнения психологической функции педагогом Центра определяется спецификой психологических проблем воспитанников. Уже к дошкольному возрасту, как правило, у детей, даже если они отнесены психологами, педагогами, врачами к категории «психическая норма», имеется сложившийся комплекс серьезных психологических проблем, таких как: проблемы в развитии эмоциональной сферы; повышенный уровень тревожности и агрессивности; проблемы в сфере общения со взрослыми и сверстниками; проблемы в формировании самооценки.
На фоне отягощенной наследственности, при отсутствии психокоррекционной работы психические проблемы таких детей усугубляются и приводят к серьезным проблемам в будущем.
Таким образом, психологические основы деятельности педагога, работающего с детьми-сиротами в условиях ЦПД, предполагают с одной стороны всестороннюю помощь и выполнение заданий психолога в плане индивидуальной работы с психологическими проблемами детей, с другой - целенаправленную работу в группе, под контролем психолога, направленную на психологическую гармонизацию личности воспитанников.
Еще одной важной стороной профессиональной деятельности педагога работающего с детьми-сиротами является его функция представителя государства. В условиях ЦПД педагог является связующим звеном между ребенком и окружающим его за стенами детского дома миром. С одной стороны - он полноправный представитель государства, призванный демонстрировать своим поведением пример соблюдения прав и свобод человека. С другой - он человек, перед которым стоит очень ответственная задача - формирования основ правовой культуры своих воспитанников. В условиях Центра данная задача приобретает особую актуальность в связи с тем, что дети, выходящие из стен детского учреждения, сразу остаются один на один с миром. У них нет близких взрослых, родителей, которые, имея уже определенный жизненный опыт, могли бы защищать и подстраховывать их в самостоятельной жизни. И в этой ситуации, ребенку-сироте особенно важно иметь высокий уровень правовой культуры. Ведь он самостоятельно должен жить в правовом обществе, соблюдая его законы и защищать свои права, если в этом возникнет необходимость. Сегодня в России есть много хороших законов, защищающих права граждан в целом, и права ребенка сироты - в частности. Однако в силу того, что выпускники ЦПД не знают, какими правами они обладают, где и как можно отстаивать свои законные права и интересы и не умеют этого делать, они часто оказывается в ситуации жертвы.
Следовательно, очень важной профессиональной функцией педагога сиротского учреждения является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей в условиях Центра, но и формирование основ правовой культуры своих воспитанников.
Таким образом, можно заключить, что в ситуации воспитания ребенка без родителей педагог выполняет в жизни воспитанника сразу несколько
социальных ролей. Это в первую очередь материнские (родительские), педагогические (образовательные), психологические и правовые функции.
В обобщенном виде содержание деятельности педагога детского дома представлено на рисунке.
Для многих воспитателей, которые душой срослись с этой большой семьей, с ее горестями, заботами и радостями, воспитательная работа в ЦПД становится не «наказанием», а живой жизнью; воспитывая, они воспитываются сами, и опыт общения с этим коллективом оставит яркий след в жизни, определив их становление как педагогов.
Воспитательный процесс происходит во всех видах деятельности и реализуется по следующим направлениям:
o контроль
o уход
o организация досуга
o воспитание
o взаимодействие со школой
o трудовое воспитание
o профориентационная работа
o профилактика правонарушений и преступлений
o коррекционно-развивающая работа
o подготовка к самостоятельной жизни в обществе
o защита прав и законных интересов детей
ЦИКЛОГРАММА ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Направление |
Деятельность воспитателя |
Контроль |
v Контроль поведения детей в школе и дома; v Контроль выполнения детьми режима дня; v Контроль внешнего вида детей; v Контроль посещения учебных занятий, кружков, спортивных секций; v Контроль дежурства на группе, столовой; v Контроль успеваемости детей группы; |
Уход |
v Охрана жизни воспитанников и укрепление их здоровья (контроль приема пищи, прогулки на свежем воздухе, соблюдение гигиенических правил во время самоподготовки, занятий трудом, соблюдение инструкций по технике безопасности, контроль утреннего и вечернего туалета); v Консультации у врача – педиатра по проблемам здоровья воспитанников; v Проведение бесед о профилактике травматизма, ОРВи и инфекционных заболеваний; о правилах поведения в общественных местах; о правилах пожарной безопасности, по эвакуации из здания детского дома; о правилах дорожного движения; |
Организация досуга |
v Выявление и развитие интересов и способностей воспитанников группы; v Помощь в устройстве в кружки и спортивные секции; v Организация подвижных игр, дидактических, развивающих, настольных; v Просмотр и обсуждение телепередач и фильмов; v Чтение и обсуждение книг, газетных статей; v Организация походов, экскурсий, тематических прогулок; v Участие в мероприятиях (городских, общедетдомовских, групповых); |
Воспитание |
v Индивидуальная – воспитательная работа с воспитанниками; v Проведение мероприятий с детьми (по плану); v Заполнение индивидуальных дневников воспитанников; v Проведение общегрупповых собраний; v Составление характеристик на детей; |
Взаимодействие со школой |
v Сопровождение воспитанников (начальной школы) в школу; v Посещение классных собраний, беседы с классными руководителями, учителями, присутствие на уроках; v Организация и контроль выполнения домашнего задания; v Контроль готовности к школе (сменная обувь, наличие канцелярских товаров, учебников, дневника); v Формирование учебной мотивации, индивидуальные занятия со слабоуспевающими и неуспевающими детьми; |
Трудовое воспитание |
v Организация дежурства в жилых комнатах; v Организация дежурства в столовой; v Организация трудовых часов в группе и на территории учреждения; v Стирка белья; v Уход за цветами; v Генеральная уборка в помещении группы (суббота); |
Профориентационная работа |
v Организация деятельности воспитанников, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда; v Ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры; v Выявление интересов, склонностей воспитанников, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; v Информирование об учебных заведениях; v Экскурсии на производство, приглашение специалистов разных профессий для бесед с детьми; |
Профилактика правонарушений и преступлений |
v Контроль поведения воспитанников; v Помощь в решении личных проблем; v Индивидуальные беседы воспитателями группы, администрацией детского дома, совместно с педагогами школ, классными руководителями; v Совет профилактики в детском доме; v Разбор конфликтных ситуаций; v Направление на консультацию к психологу; v Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами (по ситуации); v Приглашение на коллективные собрания с самоотчетом; v Ознакомление со статьями УК РФ, законом Забайкальского края «Об административных правонарушениях» и т.д.); v Трудоустройство в свободное от учебы время; |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.