Основные функции и обязанности воспитателей
Оценка 4.9

Основные функции и обязанности воспитателей

Оценка 4.9
docx
20.12.2020
Основные функции и обязанности воспитателей
МО Основные функции и обязанности воспитателей.docx

PE03254_  Государственное казенное учреждение  социального обслуживания

  Ростовской области   центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,              «Новошахтинский центр помощи детям»

  346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23 

   тел. 2-13-05, 2-13-06, 2-04-41   E-mail: [email protected]

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции и должностные обязанности  воспитателей ЦПД. Циклограмма работы.

(доклад на МО 25.10.2016г)

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Юшкова И.И.

 

 


 

Основные функции и должностные обязанности воспитателей. Циклограмма работы.

 

        Работа в Центре поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от работы в других образовательных учреждениях - детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия - большая нагрузка и огромная ответственность. Тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных нам детей, но и за их и преданные людьми души. 

     Работа воспитателя не похожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.

     Воспитатель в Центре - это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит  в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот  неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмеримо большая ответственность за души детей.

     При оценке работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента. Насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них.

          Профессиональный воспитатель, должен иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Воспитателям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.  
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.  

      В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреж­дении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Прези­дента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законо­дательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами учреждения, трудовым договором. Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

     Основными направлениями (функциями) деятельности воспитателя являются:

§   Попечение, воспитание и надзор за воспитанниками во время их нахождения в Центре.

§  Организация образовательно-воспитательного процесса и культурно-досуговой деятельности с воспитанниками, согласно их запросам и возможностям, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

§   Обеспечение социализации, формирования компетентностей, осознанного выбора и последующего освоения индивидуальных программ воспитанников.

§   Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во время занятий с воспитанниками. 

      Живой воспитательный процесс настолько сложное, многоликое явление, в котором участвуют дети и  воспитатели. Каждый из них — своеобразный, неповторимый, уникальный мир, который беспрерывно действует, развивается, меняется, растет, влияет на других и находится под их влиянием. Однако есть цель — формирование у детей  нравственных, гуманных отношений, есть основные направления воспитательной работы, принципы ее системы, эффективные меры педагогического воздействия, стиль отношений между педагогами и воспитанниками. 

     Специфические особенности, которые определяют характер профессиональной деятельности педагогов ЦПД диктуют необходимость выделения содержания и ключевых функций педагога работающего в условиях сиротского учреждения. Основной функцией педагога Центра является удовлетворение потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении.

      Реализация родительской  функции предполагает два важнейших аспекта. С одной стороны - это организация различных форм эмоционально-личностного общения с воспитанниками, компенсация им, насколько это возможно, нереализованной потребности в любви, заботе, внимании и т.д. В центре внимания воспитателя должно находиться продуманное, эмоционально-насыщенное индивидуализированное общение с детьми. Стратегия такого общения должна разрабатываться с учетом конкретных эмоциональных потребностей каждого ребенка. С другой стороны - на педагога ЦПД ложится обязанность по формированию бытовых навыков детей, т.е. тех социальных умений, которые обычные дети получают в семье, в процессе общения с родителями. В условиях Центра необходимо регулярное проведение системы бытовых занятий, направленных на формирование таких навыков.

Кроме выполнения родительских  функций, воспитатель сиротского учреждения призван реализовывать и целый спектр педагогических (образовательных) задач. Однако содержание образовательной деятельности педагога в условиях детского дома отличается от аналогичной деятельности педагога в условиях обычного образовательного учреждения. Оно должно быть ориентировано на особенности развития детей-сирот и их актуальные потребности. Это требует создания специализированных программ и пособий, составленных с учетом особенностей детей и той социальной ситуации, в которой они оказались. На сегодняшний день таких материалов катастрофически не хватает. Достаточно отметить тот факт, что на всей территории России нет ни одной комплексной программы воспитания детей-сирот дошкольного возраста. Педагоги ЦПД вынуждены пользоваться программами для обычного детского сада, самостоятельно адаптируя их к условиям Центра.

     Основным содержанием педагогической деятельности в условиях детского дома должны стать: охрана и укрепление здоровья воспитанников; организация развивающей среды учреждения, максимально приближенной к условиям семьи; коррекция социальных представлений детей, сложившихся ввиду раннего знакомства с негативными сторонами жизни; полоролевая социализация детей, отказ от бесполого воспитания и переход к воспитанию с учетом полоролевой дифференциации и т. д.

     Воспитатель, работающий с детьми-сиротами, призван обеспечить детям все те возможности, которые есть у ребенка из семьи. Ему необходимо проводить работу,  нацеленную на развитие творческих способностей детей, приобщению их к сокровищам мировой культуры и т. д.

  Помимо выполнения педагогических функций педагог ЦПД должен выполнять еще очень важные психологические функции в воспитании детей.

     Кроме того, даже специальная работа проведенная психологом Центра с воспитанником не будет эффективной, если ребенок, возвращаясь в группу не получит соответствующей психологической поддержки со стороны воспитателя. Необходима специальная работа педагогов детского дома в данном направлении.

    В связи с этим на воспитателя ложится ряд важных функций, по психологической гармонизации личности воспитанника. Характер выполнения психологической функции педагогом Центра определяется спецификой психологических проблем воспитанников. Уже к дошкольному возрасту, как правило, у детей, даже если они отнесены психологами, педагогами, врачами к категории «психическая норма», имеется сложившийся комплекс серьезных психологических проблем, таких как: проблемы в развитии эмоциональной сферы; повышенный уровень тревожности и агрессивности; проблемы в сфере общения со взрослыми и сверстниками; проблемы в формировании самооценки.

На фоне отягощенной наследственности, при отсутствии психокоррекционной работы психические проблемы таких детей усугубляются и приводят к серьезным проблемам в будущем.

     Таким образом, психологические основы деятельности педагога, работающего с детьми-сиротами в условиях ЦПД, предполагают с одной стороны всестороннюю помощь и выполнение заданий психолога в плане индивидуальной работы с психологическими проблемами детей, с другой - целенаправленную работу в группе, под контролем психолога, направленную на психологическую гармонизацию личности воспитанников.

     Еще одной важной стороной профессиональной деятельности педагога работающего с детьми-сиротами является его функция представителя государства. В условиях ЦПД педагог является связующим звеном между ребенком и окружающим его за стенами детского дома миром. С одной стороны - он полноправный представитель государства, призванный демонстрировать своим поведением пример соблюдения прав и свобод человека. С другой - он человек, перед которым стоит очень ответственная задача - формирования основ правовой культуры своих воспитанников. В условиях Центра данная задача приобретает особую актуальность в связи с тем, что дети, выходящие из стен детского учреждения, сразу остаются один на один с миром. У них нет близких взрослых, родителей, которые, имея уже определенный жизненный опыт, могли бы защищать и подстраховывать их в самостоятельной жизни. И в этой ситуации, ребенку-сироте особенно важно иметь высокий уровень правовой культуры. Ведь он самостоятельно должен жить в правовом обществе, соблюдая его законы и защищать свои права, если в этом возникнет необходимость. Сегодня в России есть много хороших законов, защищающих права граждан в целом, и права ребенка сироты - в частности. Однако в силу того, что выпускники ЦПД не знают, какими правами они обладают, где и как можно отстаивать свои законные права и интересы и не умеют этого делать, они часто оказывается в ситуации жертвы.

  Следовательно, очень важной профессиональной функцией педагога сиротского учреждения является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей в условиях Центра, но и формирование основ правовой культуры своих воспитанников.

Таким образом, можно заключить, что в ситуации воспитания ребенка без родителей педагог выполняет в жизни воспитанника сразу несколько

социальных ролей. Это в первую очередь материнские (родительские), педагогические (образовательные), психологические и правовые функции.

В обобщенном виде содержание деятельности педагога детского дома представлено на рисунке.


http://bmsi.ru/_uf/images/uz72-26.png 

 

Для многих воспитателей, которые душой срослись с этой большой семьей, с ее горестями, заботами и радостями, воспитательная работа в ЦПД становится не «наказанием», а живой жизнью; воспитывая, они воспитываются сами, и опыт общения с этим коллективом оставит яркий след в жизни, определив их становление как педагогов.

  Воспитательный процесс происходит во всех видах деятельности и реализуется по следующим направлениям:

o   контроль

o   уход

o   организация досуга

o   воспитание

o   взаимодействие со школой

o   трудовое воспитание

o   профориентационная работа

o   профилактика правонарушений и преступлений

o   коррекционно-развивающая работа

o   подготовка к самостоятельной жизни в обществе

o   защита прав и законных интересов детей

 

ЦИКЛОГРАММА ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Направление

Деятельность воспитателя

Контроль

v Контроль  поведения детей в школе и дома;

v Контроль  выполнения детьми режима дня;

v Контроль  внешнего  вида детей;

v Контроль посещения учебных занятий, кружков, спортивных секций;

v Контроль дежурства  на группе, столовой;

v Контроль успеваемости детей группы;

Уход

v Охрана жизни воспитанников и укрепление их  здоровья  (контроль приема пищи, прогулки на свежем воздухе, соблюдение гигиенических правил во время самоподготовки, занятий трудом, соблюдение  инструкций по технике безопасности, контроль утреннего и вечернего туалета);

v Консультации у врача – педиатра по проблемам здоровья воспитанников;

v Проведение бесед о профилактике травматизма, ОРВи и инфекционных заболеваний;  о правилах поведения в общественных местах; о правилах пожарной безопасности, по эвакуации из здания детского дома; о правилах дорожного движения;

Организация досуга

v Выявление и развитие интересов и способностей воспитанников группы;

v Помощь в устройстве в кружки и спортивные секции;

v Организация подвижных игр, дидактических, развивающих, настольных;

v Просмотр и обсуждение телепередач и фильмов;

v Чтение и обсуждение книг, газетных статей;

v Организация походов, экскурсий, тематических прогулок;

v Участие в мероприятиях (городских, общедетдомовских, групповых);

Воспитание

v Индивидуальная – воспитательная  работа с воспитанниками;

v Проведение мероприятий с детьми (по плану);

v Заполнение индивидуальных дневников воспитанников;

v Проведение общегрупповых собраний;

v Составление характеристик на детей;

Взаимодействие со школой

v Сопровождение воспитанников (начальной школы) в школу;

v Посещение классных собраний,  беседы с классными руководителями, учителями, присутствие на уроках;

v Организация и контроль выполнения домашнего задания;

v Контроль  готовности к школе (сменная обувь, наличие канцелярских товаров, учебников, дневника);

v Формирование учебной мотивации, индивидуальные занятия со слабоуспевающими и неуспевающими детьми;

Трудовое воспитание

v Организация дежурства в жилых комнатах;

v Организация дежурства в столовой;

v Организация трудовых часов в группе и на территории учреждения;

v Стирка белья;

v Уход за цветами;

v Генеральная уборка в помещении группы (суббота);

Профориентационная работа

v Организация дея­тельности воспитанников, включающей получение зна­ний о себе, о мире профессионального труда;

v Ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

v Выявление интересов, склонностей воспитанников, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

v Информирование об учебных заведениях;

v Экскурсии на производство, приглашение специалистов разных профессий для бесед с детьми;

Профилактика правонарушений и преступлений

v Контроль поведения воспитанников;

v Помощь в решении личных проблем;

v Индивидуальные беседы воспитателями группы, администрацией детского дома, совместно с педагогами школ, классными руководителями;

v Совет профилактики в детском доме;

v Разбор конфликтных ситуаций;

v Направление на консультацию к психологу;

v Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами (по ситуации);

v Приглашение на коллективные собрания с самоотчетом;

v Ознакомление со статьями УК РФ, законом Забайкальского края «Об административных правонарушениях» и т.д.);

v Трудоустройство в свободное от учебы время;

 

 

    


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Основные функции и должностные обязанности воспитателей

Основные функции и должностные обязанности воспитателей

Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка

Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка

С другой стороны - на педагога

С другой стороны - на педагога

В связи с этим на воспитателя ложится ряд важных функций, по психологической гармонизации личности воспитанника

В связи с этим на воспитателя ложится ряд важных функций, по психологической гармонизации личности воспитанника

Следовательно, очень важной профессиональной функцией педагога сиротского учреждения является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей в условиях

Следовательно, очень важной профессиональной функцией педагога сиротского учреждения является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей в условиях

Воспитательный процесс происходит во всех видах деятельности и реализуется по следующим направлениям: o контроль o уход o организация досуга o воспитание o взаимодействие со школой…

Воспитательный процесс происходит во всех видах деятельности и реализуется по следующим направлениям: o контроль o уход o организация досуга o воспитание o взаимодействие со школой…

Консультации у врача – педиатра по проблемам здоровья воспитанников; v

Консультации у врача – педиатра по проблемам здоровья воспитанников; v

Организация и контроль выполнения домашнего задания; v

Организация и контроль выполнения домашнего задания; v

Профилактика правонарушений и преступлений v

Профилактика правонарушений и преступлений v
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020