Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Оценка 4.7

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Оценка 4.7
docx
30.06.2020
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
2. Основные граматические нормы.docx

План-конспект урока родного (русского) языка в 9 классе на тему:

«Основные грамматические нормы современного русского литературного языка»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цели урока: расширить представление о грамматической норме; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией.

Задачи:

Образовательная: Повторить изученный ранее материал; научиться работать по алгоритму; научиться видеть грамматические ошибки; выявить пробелы в знаниях.

Развивающая:

Воспитательная:

Педагогические технологии – развитие критического мышления, поисково-проблемная.

1.                  Организационный момент

2.                  Проверка домашнего задания

3.                  Сообщение темы и целей урока, постановка задач

Все вы знакомы с творчеством такого писателя, как Антон Павлович Чехов, и, наверное, слышали о том, что он был блестящим знатоком русского языка. Но вот в его рассказе «Жалобная книга» мы встречаем такое предложение:

«Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»

И. Ярмонкин (Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)

Всё ли в порядке в этом предложении? Можем ли мы считать это предложение нормой? Почему? Вообще, задумывались ли вы о том, что такое языковые нормы, нужно ли соблюдать их сегодня? Какие языковые нормы вы знаете? Какие нормы относятся к грамматическим?

4. Изучение нового материала

Знание грамматики и ее законов обязательно для каждого человека, говорящего на том или ином языке. Грамматика – это учение о слове и синтаксическом строе языка.  Слово – основной объект морфологии, а словосочетание, предложение и сложные синтаксические единицы  - объект изучения синтаксиса. В морфологию входит учение о частях речи. Она рассматривает смысловые и формальные особенности слов, принадлежащих различным разрядам, разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи, определяет круг слов каждой части речи, устанавливает систему этих частей речи, изучает особенности слов и выявляет закономерности их взаимодействия. Синтаксис  как область грамматического строя языка объединяет в себе те единицы, которые непосредственно формируют сообщение, следовательно,  он изучает особенности  построения фраз, создания текстов, правила образования и функционирования разнообразных конструкций.

Грамматика  представляет собой четкое организующее начало в языке. Грамматические нормы – это совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Знание грамматики – это знание правил изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.

Грамматические нормы подразделяются на две: морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц). В центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и грамматическими характеристиками, сфере же синтаксиса принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно  служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью. Закономерности употребления форм слов непосредственно связывают морфологию с синтаксисом. Сосредоточенность в синтаксисе таких языковых средств, без которых невозможно осуществить общение, определяет отношение синтаксиса к морфологии.

5. Закрепление изученного материала

1) «Определи пару»

Ш..пот – з..рница - и..резанный -

Деревя..ый – стаж..р - пред..стория -

Могуч.. – купле..ый - оч..рование -

(не) прочитанная книга -пр..оритет - ц..тировать -

2) Исправьте ошибки там, где необходимо:

ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.

3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.

- Ваша задача подобрать к несклоняемому сущ. прилагательное и определить род.

- Но прежде вспомним, как определить род у несклоняемого сущ?

(Плотное) жалюзи, (маленький) шимпанзе, (разноцветный) какадуСухуми (красивый), Онтарио (глубокое),салями (колбаса) – женского рода; кольраби (капуста) – женского рода,

пенальти (удар) – мужского рода; (горячий) кофе, (вкусный) сулугуни, (настоящая) леди, рефери (судья м. р.), драже (сорт мелких конфет округлой формы), тюль, (интересное) ноу-хау (ср. р. знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего-либо).

6. Подведение итогов

7. Домашнее задание

Перес. то,что записали на уроке

 

 


 

План-конспект урока родного (русского) языка в 9 классе на тему: «Основные грамматические нормы современного русского литературного языка»

План-конспект урока родного (русского) языка в 9 классе на тему: «Основные грамматические нормы современного русского литературного языка»

Исправьте ошибки там, где необходимо:

Исправьте ошибки там, где необходимо:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2020