МКУ ДО «Дом детского творчества» г.Новопавловска
«Основные направления и виды педагогического мониторинга»
(выступление на методическом совете)
Докладчик: Пристинская О.В.,
методист
МКУ ДО «Дом детского творчества»
г.Новопавловска
10 февраля 2015 г.
Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучать особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом ему помогают различные диагностические исследования.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.
Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию педагогу для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса. Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:
Психотерапевтическую - различные диагностические технологии (рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению.
Коррекционную - цель многих методик исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуациях.
Развивающую - в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.
Педагогическая диагностика состоит из этапов:
Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) - это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Текущая диагностика (проводится в течение года, чаще в январе) - это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) - это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Универсальные способны отслеживания результатов педагогической деятельности:
Педагогические наблюдения.
Анкетирование.
Тестирование.
Тренинги.
Игры.
Собеседование.
Каковы основные правила проведения диагностики?
Необходимо установить контакт между педагогом и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечит взаимопонимание.
Обследование проводится в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы - бланки.
Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.
Отличия педагогической и психологической диагностики.
№ |
параметры |
Педагогическая диагностика |
Психологическая диагностика |
1. |
Предмет изучения |
личность учащегося |
личность учащегося |
2. |
Цель изучения |
В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия |
Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для правильного, гармоничного развития личности |
3. |
Уровень диагностики |
Основные характеристики компонентов психического развития (основная характеристика внимания - концентрация) |
Весь объём характеристик компонентов психического развития (объём, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение внимания) |
4. |
Методы и инструментарий |
Метод наблюдения, несложные экспресс- методики |
Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста |
5. |
Форма |
Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся) |
Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся) |
В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта -
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Педагогическая диагностика, которую педагог обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение обучающегося применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования заключается в том, что ее результаты позволяют педагогу: – выяснить, как у обучающихся идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; – выявить способы работы, которыми овладели обучающиеся; – пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень их самостоятельности. Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, педагог получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с обучающимся в результате обучения, чего невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Сравнение же полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это дает педагогу основу возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном — усвоены те или иные знания. Это обеспечит педагогу судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.
В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются :
1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
2. Диагностические (для количественного измерения) : шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).).
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.
4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.
Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.
Инструкция
Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).
I. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Особенности самовыражения ребенка
1. Поведение
· Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
· Пассивность, замкнутость, безразличие
· Беспокойство, возбудимость
2.Эмоции
· Положительно окрашенные
· Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
· Частая смена эмоций
III. Особенности общения со взрослыми
· Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
· Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
· Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
IV. Особенности общения со сверстниками
1. Личностное общение:
· Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
· Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
· Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов
2. Деловое общение:
· Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
· Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
1.Мотивация
Особенности мотивов:
- Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
- Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
- Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
- Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
- Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
Виды мотивов:
· Мотивы достижения успеха
· Мотивы избегания неудач
· Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)
2. Произвольность
Особенности восприятия образца и правила:
1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Особенности решения учебной задачи:
· Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
· Принимает, но не удерживает учебную задачу
· Не принимает учебную задачу.
· Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности:
· Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
· Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
· Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания
Саморегуляция
· Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
· Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
3. Отношение к помощи со стороны взрослого
- Принимает помощь взрослого
- Не принимает помощь взрослого
VI.Выводы________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII.Рекомендации:
педагогу___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
родителям_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. ФИО экспериментатора, подпись
_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
· Анкета для родителей «Роль семьи в развитии творческих способностей детей»
Хотите вырастить творческого ребенка? В помощь вам – советы Дзвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.
· Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
· У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
· Я предоставил(а) ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
· Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
· Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
· Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
· Я стараюсь показать ребенку интересные места.
· Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
· Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя дома.
· Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
· Я никогда не наказываю ребенка унижением.
· Я покупаю ребенку книги, связанные с его увлечением.
· Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
· Я регулярно читаю ребенку.
· Я приучаю ребенка к чтению с детства.
· Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
· Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
· Я нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
· Я позволяю ребенку участвовать в планировании семейного бюджета.
· Я никогда не дразню ребенка за неумение и ошибки.
· Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
· Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
· Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
· Я помогаю ребенку быть личностью.
· Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
· Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я тоже это не умею».
· Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
· Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20% этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.
Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50%, у вас все должно получиться, у вас есть на это шанс.
Если вы выполняете эти советы на 90%, дайте больше свободы ребенку и себе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
· Анкета (исследования по вопросу организации разумного досуга)
Данные о себе:
Имя ___________________________________
Возраст
Класс, школа ___________________________
1. Каким образом ты попал(а) в наше объединение?
-записался сам по собственной инициативе,
- записался сам по приглашению педагога объединения,
- по совету учителя школы,
- по совету родителей.
2. Хорошо ли ты знаком с содержанием деятельности объединения?
- хорошо знаком,
- имею общее представление,
- не знаком.
3. Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?
- большую,
- небольшую,
- возможно, пригодится в жизни.
4. Когда ты хотел бы достичь результатов в нашем объединении?
- через одно занятие,
- через несколько занятий,
- через год,
- через 3 года (будучи выпускником),
5. Чего ты ждешь для себя по окончании курса обучения у нас?
- хороших умений и навыков рукоделия,
- развития способностей к обучению в школе,
- ничего не жду,
- всего понемногу.
6. Посещая занятия:
- ты хочешь узнать_______________________________________________________;
-ты хочешь научиться ____________________________________________________;
-ты хочешь суметь_______________________________________________________.
7. твой успех на занятии зависит от:
-тебя самого,
-соратников по группе,
-везения,
-педагога,
-таланта,
-усидчивости, упорства, терпения,
-всего понемногу.
8. С каким настроением ты посещаешь наши занятия?
- с удовольствием,
- особой радости не испытываешь,
- посещаешь по напоминанию других,
- готов заменить любые другие занятия нашим,
- из уважения к окружающим.
9. Твое настроение зависит от:
- тебя самого,
- от возможных удач и неудач,
- педагога,
- настроения других ребят в группе,
- погоды на улице,
- ни от чего,
- всего понемногу.
10. Нравится ли тебе педагог?
-как профессионал,
-как человек,
- как воспитатель,
- как организатор досуга.
11. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?
- стала лучше,
- особых изменений нет,
- успеваемость снизилась.
12. Как относятся твои сверстники к посещению тобой нашего объединения?
- одобряют,
- безразлично,
- не одобряют.
13. Как влияет посещение занятий на общение с родителями?
- положительно,
- есть общий интерес,
- отрицательно,
- никак.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
· Анкета для родителей на удовлетворенность деятельностью
Уважаемые родители!
Вам предлагается оценить степень своего согласия с содержанием предложенных утверждений. Для этого необходимо обвести около каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения. Цифры означают следующие ответы:
4 - совершенно согласен,
3 – согласен,
2 – трудно сказать,
1 – не согласен,
0 – совершенно не согласен.
№ |
Утверждения |
Баллы |
1. |
Группу, в которой занимается наш ребенок, можно назвать дружной. |
4 3 2 1 0 |
2. |
В среде этих ребят наш ребенок чувствует себя комфортно. |
4 3 2 1 0 |
3. |
Объединением, в котором занимается наш ребенок, руководит хороший педагог. |
4 3 2 1 0 |
4. |
Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку. |
4 3 2 1 0 |
5. |
Педагог справедливо оценивает достижения на занятиях ребенка. |
4 3 2 1 0 |
6. |
Педагог учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка. |
4 3 2 1 0 |
7. |
Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания по выбранному виду деятельности. |
4 3 2 1 0 |
8. |
Наш ребенок не перегружен занятиями в Доме творчества. |
4 3 2 1 0 |
9. |
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогом и администрацией Дома творчества. |
4 3 2 1 0 |
10. |
В Доме творчества заботятся о развитии и здоровье нашего ребенка. |
4 3 2 1 0 |
11. |
В Доме творчества обращают большое внимание на формирование правильного отношения к миру у нашего ребенка. |
4 3 2 1 0 |
12. |
Дом творчества способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. |
4 3 2 1 0 |
13. |
В Доме творчества проводит дела, которые полезны и интересны нашему ребенку. |
4 3 2 1 0 |
14. |
Дом творчества по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. |
4 3 2 1 0 |
15. |
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. |
4 3 2 1 0 |
Спасибо за ответы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.