Основные направления совершенствования методики преподавания иностранных языков в контексте результатов ЕГЭ

  • ppt
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные направления совершенствования методики.ppt

Основные направления совершенствования методики преподавания иностранных языков в контексте результатов ЕГЭ

АЯ - 80,8 (в 2012- 69,97, 2011-68,8)
НЯ - 69,5 (в 2012- 71,6)
ФЯ - 77,0 (в 2012- 74,4)
ИЯ - 72,0 (в 2012 -75,1)

Результаты ЕГЭ в 2013: средний балл

Язык

Аудирование

Чтение

Грамматика и лексика

Письмо

АЯ

83,54

81,39

84,59

53,13

НЯ

67,72

61,75

63,69

48,68

ФЯ

83,57

78,58

72,25

67,39

ИЯ

75,13

65,30

57,58

51,44

Процент выполнения заданий по разделам работы ИЯ в 2013 г.

В целом выпускники справились довольно успешно с заданиями всех разделов во всех иностранных языках.
Однако у выпускников значительно лучше развиты рецептивные умения (особенно в области аудирования), чем продуктивные умения.
Хуже всего во всех языках выполнена часть С, особенно задание С2- письменное высказывание с элементами рассуждения.

Результаты ЕГЭ по ИЯ

1.В заданиях на установление соответствия экзаменуемые
невнимательно читают инструкцию к заданию и соответственно неправильно заносят ответы в бланк ответов;
неверно определяют ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах.

2. В задании на выбор из 3 вариантов ответа (True/False/Not stated) некоторые экзаменуемые:
ставят True/False исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта, в то время как в тексте данной информации нет.

3. В задании с выбором ответа экзаменуемые:
не соотносят ключевые слова в вопросах и в (аудио) текстах;
выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова есть в тексте и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен перефразирован.

Типичные ошибки в аудировании и чтении:

В заданиях В4-В10 отмечается:
невнимание к контексту и отсюда неправильное употребление видовременных форм и страдательного залога;
незнание форм неправильных глаголов (thinked, eated);
подмена причастия I причастием II или наоборот;
неправильное употребление неличных форм глаголов;
ошибки в написании слов (begining).

В заданиях В11-В16:
образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо different – difference, differed или differently);
использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (unhonest);
неправильное написание слов (valueable, importent).

В заданиях А22-А28
неправильно употреблены слова в контексте;
ошибки в фразовых глаголах, в словосочетаниях.

Типичные ошибки, допущенные в лексико-грамматической части

Развитие личностных умений и навыков;
развитие у обучаемых метапредметных умений;
развитие предметных умений и навыков, в первую очередь, компенсаторных навыков и умений и языковых навыков;
проработка нормативных документов, связанных с ЕГЭ.

Основные направления совершенствования методики преподавания иностранных языков

не понимание некоторыми выпускниками формата задания С2;
выучивание текстов наизусть и воспроизведение их в письменной форме без учета поставленной проблемы, а ориентируясь только на тему или ключевые слова, которые прозвучали в поставленной проблеме;
заимствование чужих мыслей и более чем 30% чужих текстов, т.е. налицо непродуктивная речь;
не логичный подбор аргументов и контраргументов;
неумение формулировать свою и чужую точку зрения, делать вывод;
отход от предложенного плана;
игнорирование объема высказывания;
отсутствие или частичное владение компенсаторными навыками;
недостаточное владение языковыми навыками для высокого уровня задания, особенно грамматическими.

Негативные тенденции при выполнении задания С2:

1.Знакомство учащихся с требованиями к выполнению задания С2.
2. Разбор задания С2 под руководством учителя.
3. Разбор стратегий выполнения задания С2 опосредованно с помощью памятки.
4. Выполнение тренировочных заданий пошагово и разбор типичных ошибок под руководством учителя.
5. Выполнение учащимся коммуникативного задания полностью.
6. Самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания (рефлексия).

Рекомендуется следующий алгоритм работы над заданием С2:

1) разбор умений и навыков, которые проверяются в заданиях;
2) изучение критериев и дополнительных схем оценивания данных заданий.

1.Знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий С включает:

1) обсуждение цели и коммуникативной задачи задания;
2)соотнесение требований к выполнению задания с требованиями к его оцениванию, т.е. с критериями и дополнительной схемой;
3)разбор инструкции задания С2;
4)разбор операционной части задания: выделение всех содержательных линий (постановка проблемы, высказывание своего мнения с аргументацией, высказывание чужого мнения с контраргументами, вывод);
5)прогнозирование ошибок, которые могут возникнуть при работе над каждой содержательной линией задания С2.

2.Разбор задания С2 включает:

ПАМЯТКА
строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер;
в основной части сначала: а) высказать свое мнение в форме тезиса и аргументировать его, б) представить другую точку зрения в форме тезиса и дать аргументацию, почему она существует, в) объяснить, почему вы с ней не согласны с помощью контраргументов;
в заключительном абзаце (заключении) еще раз подтвердить свою точку зрения, обобщив то, что было высказано выше.
после окончания написания письменного высказывания с элементами рассуждения проверить:
-соответствие содержания своего письменного высказывания поставленным коммуникативным задачам;
-правильность организации и логичность текста;
-правильность языкового оформления текста.

3.Разбор стратегий выполнения С2 включает анализ содержания памятки для учащегося

Предлагаются языковые задания репродуктивного характера на:
а) идентификацию и дифференциацию;
в) подстановку и трансформацию;
с) конструирование, а также продуктивные речевые задания.
Формулировка репродуктивных и продуктивных речевых заданий должна включать элементы рефлексии, например, Объясните почему, Обоснуйте Ваш ответ и т.д.

4.Выполнение тренировочных заданий пошагово и разбор типичных ошибок

Перед выполнением данного задания желательно напомнить учащимся, что не следует воспроизводить заученные наизусть фрагменты текстов из учебников и пособий, а необходимо создать свой собственный текст, решающий полно и точно коммуникативную задачу.

5.Выполнение учащимся коммуникативного задания

редактирование учащимися выполненного задания путем:
исправления ошибок;
добавления или сужения текста;
ликвидации замеченных недостатков;
разбора допущенных ошибок.

6.Самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания (рефлексия) включает:

путают форматы письменных высказываний с элементами рассуждений «Ваше мнение» и «За и против»;
не умеют формулировать проблему во введении;
не умеют формулировать контраргумент (несогласие с чужой точкой зрения или с чужим аргументом);
не умеют давать развернутые весомые аргументы, в том числе в нужном количестве. Часто дублируют аргументы своей точки зрения и чужой точки зрения, иногда аргументы имеют внутреннюю противоречивость;

7.Типичные ошибки учащихся при выполнении задания С2:

не знают алгоритма абзаца: тезис-доказательство (аргумент, контраргумент) - вывод;
не четко формулируют вывод, часто вывод не подтверждает точку зрения учащегося, высказанную во втором абзаце;
отсутствует деление на абзацы;
не считают слова, что приводит к превышению или занижению объема высказывания.

Типичные ошибки учащихся при выполнении задания С2 (продолжение):

Этапы подготовки к ЕГЭ: анализ-синтез-рефлексия-синтез-рефлексия
1)знакомство учащихся с требованиями к выполнению задания;
2) разбор задания;
3) разбор стратегий выполнения задания, отработка микроумений;
4) выполнение тренировочных заданий пошагово;
5) разбор типичных ошибок;
6) выполнение коммуникативного задания полностью;
7) самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.

Подготовка к ЕГЭ 2014:

Введение раздела «Говорение» в 2015 и знакомство общественности с проектом демоверсии по Говорению в 2013/14 учебном году на сайте ФИПИ.
Изменения в ЕГЭ по ИЯ 2014 году не планируются.

Перспективы ЕГЭ в 2014 году

Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы (ЕГЭ 2014). – fipi.ru.
Демоверсия экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы (ЕГЭ 2014). – fipi.ru.
Вербицкая М.В., Миндрул О.С. Английский язык. Практический справочник для подготовки к ЕГЭ.-М.:Астрель, 2013.
Единый государственный экзамен. Английский язык. Типовые экзаменационные варианты. /Под редакцией М.В.Вербицкой. –М.: Национальное образование, 2013.
Единый государственный экзамен. Английский язык. Актив- тренинг (Авторы: Вербицкая М.В., Махмурян К.С.).-М.: Национальное образование, 2013.
ЕГЭ. Тематические тестовые задания. (Авторы: Е.Н.Соловова,D.Sixbey, J.Parson), М., 2011.
Английский язык. ЕГЭ. Тематические тестовые задания. (Авторы: Е.Н.Соловова, J.Parson), М., 2011.
Махмурян К.С. Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку.-Английский язык в школе.-2012, №3 (39).

Рекомендуемая литература:

Есть ли вопросы?
Успехов!!!

Спасибо за внимание!