Основные особенности технологии личностно-ориентированного обучения

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные особенности технологии личностно-ориентированного обучения.docx

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.П. Германова, МБОУ Павловская СОШ №3 г. Павловска
Павловского муниципального района Воронежской области

В последние годы образовательное пространство стремительно за­воевывает личностно ориентированное развивающее обучение. Развива­ющим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. По­пулярность личностно ориентированного подхода в обучении обуслов­лена рядом объективных обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивиду­ального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и дей­ствиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов примене­ния новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации от­ношений детей и взрослых.

Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каж­дый ученик - индивидуальность, активно действующий субъект образо­вательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отно­шением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях лич­ностно ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Модель личностно ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личност­ного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обу­чению.

В основе модели личностно ориентированного образования - науч­ная психолого-педагогическая концепция, поэтому в ходе ее реализации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, участие, помощь и поддержка психолога. Взаимодействие психолога и педагога при освоении личностно ориентированной технологии обучения способствует ре­ализации одного из Приоритетных направлений развития образователь­ных систем Российской Федерации - внедрения новых развивающих тех­нологий обучения.

Наиболее значимые принципы личностно ориентированного урока:

Использование субъектного опыта ребенка

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным усло­вием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понима­ние в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих воз­можностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения. Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использо­вание наиболее значимых для него способов проработки учебного мате­риала.

Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (ко­нечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, моти­вации достижения успеха через анализ не только результата, но и про­цесса его достижения. При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.

Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном об­разовательном пространстве - организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизне­деятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную пози­цию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использо­ванию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении лич­ностно ориентированного процесса. Кратко сформулируем основные тре­бования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентиро­ванного образовательного процесса:

- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обуче­ния;

-    изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика;

-    в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

-    активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать уче­нику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

-    конструирование и организация учебного материала, предоставля­ющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;

-    выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользу­ется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность вы­бора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо сред­ствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и исполь­зованию наиболее значимых для них способов проработки учебного ма­териала;

-    при введении метазнаний, т.е. знаний о приемах выполнения учеб­ных действий, необходимо выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

-    необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;

-    образовательный процесс должен обеспечивать построение, реали­зацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях ор­ганизации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различ­ные формы коррекции, репетиторства).

Литература

1.   Латышина Д.И. История педагогики. - М., 1998.

2.   Левитес Д.Г. Практика обучения современным образовательным техноло­гиям. - М.. 1998.

3.    Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М„

1981.

4.   Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов - М: ТЦ Сфера. 2003. - 128 с.