Основные понятия эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное систематическое
воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания
прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с
целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
вкусов, интересов и потребностей.
Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и
совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности,
имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и
внутренними факторами.
Эстетические качества личности:
1. Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл).
2. Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение,
идеал).
3. Эстетические чувства (ответственность, сопереживание).
4. Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт).
5. Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям,
искусству, природе, суждениям, поведению).
Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных
ценностей человечества.
Эстетическая культура личности - это результат активного творческого
освоения личностью культурного наследия общества.
Компоненты эстетической культуры личности:
1.Эстетическое сознание (эстетическое восприятие, совокупность идей,
теорий, взглядов, суждений, оценок, идеалов).
2. Эстетические потребности и отношения (мотивы личности,
эстетические интересы, чувства, вкусы).
3. Эстетическая деятельность (навыки, умения, творческие способности,
отношения).
Эстетическое восприятие - это основа эстетического сознания,
представляет собой процесс отражения эстетической сущности предмета,
соотнесение воспринятого с имеющимися у человека эстетическими
критериями (взаимосвязь эмоционального и интеллектуального).
Эстетические суждения - это умственный акт, в котором реализуется
отношение личности к конкретному эстетическому явлению.
Характеризуют различной степенью сложности и глубины, что зависит от
характера и уровня знаний личности , ее опыта.
Эстетическая оценка - это ценностное отношение человека к явлению
на основе сопоставления с его эстетическими нормативами и идеалами;
выражается через суждения.
Эстетический идеал - социально обусловленное представление
личности о совершенстве и красоте; воспринимается как цель, перспектива.
Эстетическая потребность - субъективный фактор, побуждающий
человека к эстетическому освоению действительности через конкретный вид
деятельности. Потребности и отношения являются мотивами личности и
проявляются через эстетические интересы, вкусы, чувства. Все это
отражается в стремлении глубже понять сущность эстетического явления, а
так же к многократному его восприятию.
Эстетический интерес - направленность личности на эстетическую
деятельность, на эстетическое освоение действительности. Интересы
характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью. Это зависит от
степени активности личности. Интересы часто могут перерастать в
эстетические потребности.
Эстетический вкус - сложное явление, в котором переплетаются личное
и общественное. Оценка связана с процессом освоения эстетической
сущности предмета, а вкус - с типом реагирования личности на окружающее.
Вкус проявляется в оценках, формируется через сумму эстетических и
моральных норм.
Эстетическое чувство - субъективное переживание оценочного
отношения к эстетическому предмету. Выражается либо в духовных
наслаждениях, либо в любых других чувственных ощущениях в процессе
созерцания и деятельности. Чувства характеризуются сложностью, глубиной,
разнообразием содержания; находятся в единстве с интеллектом человека.
Чувства рождают глубокие и стойкие эстетические интересы.
Эстетическая деятельность - создание и преобразование окружающего
мира по законам красоты. Показателем эстетической воспитанности
является эстетическая активность человека. Деятельность характеризуется
наличием навыков, умений, способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.