Основные понятия умственного воспитания.
Ум - функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей
жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у
человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность
(скорость умственной реакции), критичность (способность объективно
оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому
поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.
Культура умственного труда представляет собой умение принять или
поставить задачу, выбрать способ решения, осуществить план действий,
оценить результаты.
Умственная работоспособность достигается в результате длительной и
организованной умственной деятельности.
46
Умственное развитие - совокупность психических изменений,
происходящих в мыслительной деятельности ребенка, в связи с возрастом,
обогащением опыта социальной среды.
Умственное воспитание - процесс овладения общественно-историческим
опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый
педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы
знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие
способностей. Основная цель умственного воспитания - развитие общего
уровня ребенка.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма
психического отражения, устанавливающая связи и отношения между
познаваемыми объектами. Основные мыслительные операции:
а) анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на
составляющие его части или характеристики;
б) сравнение - основано на установлении сходства и различия между
объектами;
в) синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе
переходить от частей к целому;
г) обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их
общим и существенным признакам;
д) абстрагирование - отвлечение, которое основано на выделении
существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, не
существенных.
Основными формами логического мышления являются: понятие,
суждение, умозаключение.
Понятие отражает существенные свойства, связи и отношения
предметов и явлений, выраженных словом или группой слов. Понятия могут
быть общими, единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами
и явлениями в виде утверждения или отрицания. Суждения могут быть
истинными или ложными.
Умозаключение - на основе нескольких суждений делается
определенный вывод. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные,
по аналогии (индукция - это логический вывод от частного к общему;
дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к частному на
основе некоторых элементов сходства).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.