Основные приёмы работы над выразительным чтением в начальной школе

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные приёмы работы над выразительным чтением.docx

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕМ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Н.П. Германова, МБОУ ПСОШ №3 г. Павловска
Павловского муниципального района Воронежской области

Для того чтобы ученик прочитал выразительно хотя бы небольшое стихотворение, статейку и даже одно предложение, он должен не только вдуматься в содержание читаемого, но и знать основные методы и при­емы выразительного чтения и владеть ими. И если учеников не обучали этому, нельзя ожидать от них правильного выполнения указаний и тре­бований.

Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот как описывает эту работу Е.В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, вы­яснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквоз­ное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций» [2].

С помощью различных педагогических и методических средств учи­тель облегчает активное усвоение языка, подбирая посильный для дан­ного возраста учебный материал, используя различные методы и приемы обучения. При выборе методов и приемов учитывается содержание про­граммы, специфика понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении.

Разнообразные методы и приемы обучения выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроках лите­ратурного чтения. Цель их - овладение интонационно правильной речью; творческая подача связного текста; работа над восприятием целого тек­ста: его образов, сюжета, идеи; понимание логического содержания ху­дожественного произведения.

При обучении выразительному чтению используются разные ме­тоды.

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного воспри­ятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. Метод творческого чтения художественного текста не сводится лишь к буквально понимаемом)' слову «чтение»; он находит выра­жение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художе­ственного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его ана­лиза, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже. Для метода творческого чтения характерны следующие методи­ческие приемы: чтение учителем художественного текста с комментари­ями (комментированное чтение); беседа, активизирующая непосред­ственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведе­ний; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприя­тие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художествен­ного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, худо­жественное рассказывание; составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле; рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения по живым впечатлениям. Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся.

Метод объяснительного чтения, основателем которого был К.Д. Ушинский. Требования К.Д. Ушинского, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснительное чте­ние способствует уяснению смысла как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом. На уроках объяснительного чтения учащиеся при­обретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.

Метод воспитательного чтения Ц.П. Балталона. Сторонники метода воспитательного чтения справедливо предполагали, что даже плохо чи­тающий ребёнок в состоянии слушать и сопереживать «живому» чтению учителя. Урок по методу воспитательного чтения начинался с чтения произведения учителем, затем детям предоставлялась возможность наме­тить план рассказа. После этого проводился урок-беседа, на которой учи­тель и ученики делились впечатлениями о прочитанном. Ученики зачи­тывали основные эпизоды, учитель давал комментарии, делалась оценка жизненных явлений, изображенных в тексте, обсуждалось эмоциональ­ное воздействие произведения на учеников.

Метод литературно-художественного чтения - формирование эсте­тического вкуса детей, активизация интереса к литературе как искусству слова. Художественное рассказывание - это свободная передача произве­дения, при исполнении которого образцом является искусство народных художников - сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.

На первоначальной стадии обучения чтению показ - наиболее эф­фективный метод работы. Цель показа состоит не в том, чтобы навязы­вать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их вообра­жении живые картины, возбудить их чувства. Показ основывается на об­разцовом чтении учителя. Говоря об исполнении учителем того или иного произведения, Е.В. Язовицкий отмечал, что учитель должен твердо помнить, что он является прежде всего чтецом, рассказчиком, а не акте­ром, что главная его задача заключается в том, чтобы поделиться с уча­щимися теми мыслями и впечатлениями, которые возникли у него в про­цессе работы над текстом.

Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский вы­делил следующие: образцовое чтение учителя; повторное декламирова­ние учителем отдельных звеньев в процессе обучения; слушание аудио­записи с образцовым исполнением артиста; показательные чтения луч­ших учеников [1].

Как показывает опыт, при организации первичного восприятия тек­ста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное. Полный, тщательный анализ образца, проводится не каждый раз, а только тогда, когда работа над выразительным чтением - основная цель урока. Например, при работе над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета...» учитель первый раз читает неторопливо, задумчиво, повествуя; второй раз - бодро, весело, зачеркивая яркость картин, затем учитель спрашивает: когда было лучше прочитано - в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как удалось передать настроение?

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что, прибегая к показу, учитель никогда не стремится навязывать образцы. Цель же образцового исполнения учителя не в том, чтобы эффективно продемон­стрировать свое умение, а в том, чтобы заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его.

Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок в тех случаях, когда они могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют об­щепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выде­лить главное в тексте и т.д. Такую разметку текста условно называют пар­титурой.

 

Литература

1.   Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б.А. Буяльский. - М: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.

2.   Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического вос­питания / Е.В. Язовицкий. - М., 2003. - 399 с.