Психология — это наука о психике и психических явлениях.
Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Психика — это свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир в его связях и отношении. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что оно самое активное.
Отражать значит видеть, слышать, ощущать и результатом отражения является некий внутренний психический образ, внутренняя картинка внешнего мира. Ориентируясь на этот образ, мы соответствующим образом выстраиваем наше взаимодействие с миром.
Становление психологии и начало ее развития происходило с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете.
«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).
Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.
Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.
Лабораторный эксперимент — метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.
Наблюдение — метод психологии; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Тест — стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.
Бессознательное — характеристика психологических свойств, процесса и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.
Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи.
Чувствительность — первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н. Леонтьев), т. е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных. Согласно современной точке зрения (К.Э. Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности.
Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида. Индивидуальность — личность в ее своеобразии.
Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Речь — процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.
Качества внимания: концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания); распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.
Ощущения — простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.
Кинестетические – ощущение движения. Органические – ощущение внутренней среды организма.
Восприятие — форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств
Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер
В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.
Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.
Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
Запоминание — психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Память механическая — память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
Память оперативная — вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.
Память смысловая — вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Память непроизвольная — запоминание без специальной установки.
Память произвольная — память, основанная на запоминании со специальной установкой.
Представление — образ ранее воспринятого.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Наглядно-образное мышление — РИД мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Творческое воображение — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества.
Выделение видов мышления производят по различным основаниям.
Наглядно (конкретно) действенное мышление есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления.
Эмоции — реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Э. связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.
Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.
Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью); эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни); практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Сергей Леонидович Рубинштейн:
Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Основные психологические свойства темперамента: ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (СИЛА, СКОРОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ РЕАКЦИИ (темп и ритм)).
Классификация типов ВНД по Ивану Петровичу Павлову:
Павлов подчёркивает динамическое соотношение подкорки и коры.
В основе – сила, уравновешенность, лабильность коры.
1. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип (холерик по Гиппократу).
2. Слабый тип (меланхолик).
3. Сильный, уравновешенный, инертный – спокойный, медлительный (флегматик).
4. Сильный, уравновешенный, подвижный – живой тип (сангвиник).
Темперамент-генотип; характер-фенотип.
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.
Талант – способность к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.
Гениальность – способность создавать что-то принципиально новое.
Основные характеристики способностей – переменчивость; успешность осуществления; готовность к развитию.
Способность – это, индивидуальное свойство, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению определённой деятельности.
Задатки – это, анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможности развития органа при оптимальных условиях.
Станем филологами ненадолго и прислушаемся к собственному языку: задатки - проявляются в способностях, способности - проявляются в деятельности. Так более точно: способности формируются в деятельности.
Одаренные дети (англ. gifted children) — дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность (уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов). В психологической литературе одарённость обозначает любой уровень способностей.
Одарённость – системное качество, становящееся на протяжении всей жизни человека, которое определяет возможность более высоких достижений в одной или нескольких деятельностях.
Характер с греч. «чеканка», «печать».
Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Воображение — это способность человека создавать образы на основе накопленных знаний.
Задатки начинают проявляться в 3-4 года.
В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
В каком возрасте проявляются таланты? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У некоторых талант проявляется уже в самом раннем возрасте, а у кого-то это происходит намного позже.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.