Основные тенденции художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие ребёнка - это прежде всего развитие его эстетического восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, различать силу и характер цвета, звука, интонации. В широком смысле художественно-эстетическое развитие рассматривается как формирование эстетической культуры личности в художественных видах искусства (литература, музыка, изобразительное искусство) и в художественных видах деятельности (театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музыцирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн в области искусства). Под эстетической культурой личности мы понимаем результат активного творческого освоения личностью культурного наследия общества. Компонентами такой культуры являются эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический интерес, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы. Как известно, эстетическое развитие начинается с восприятия предметов в раннем детстве, когда малыш переживает чувство радости при восприятии ярко окрашенных предметов. Дети дошкольного возраста выражают своё отношение к произведениям искусства в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Искусство сильно влияет на формирующуюся личность ребёнка, позволяет шире и глубже увидеть жизнь, её красоту и неприглядные стороны, учит отличать доброе от злого. В дошкольном образовании произведения искусства могут использоваться в нескольких направлениях: включаться в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Например, может звучать музыка на занятии или может быть украшен интерьер групповой комнаты репродукциями картин;
составлять содержание образования. Детей знакомят с видами и жанрами изобразительного искусства, музыки, художественной литературы и их специфическими средствами художественной выразительности;
использоваться как эталоны прекрасного, эстетические идеалы для развития детского творчества в разных видах художественной деятельности.
Главная цель взрослых - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, сформировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве. Решению данной задачи способствуют процессы обогащения представлений и знаний детей об искусстве, стимулирования самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру, развития эстетических оценок, предпочтений, суждений при грамотном методическом руководстве педагога. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном образовании направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Рассмотрим, на каких концептуальных основах базируется процесс художественно-эстетического развития современных детей. С начала 90-ых годов XX века по настоящее время в теории и методике художественно-эстетического развития дошкольников и младших школьников отмечаются тенденции к вариативности целей, содержания и технологий, ориентация на погружение детей в мир культуры, искусства, творчества. Происходит переосмысление роли и места художественно-эстетического знания, появляются новые направления (педагогика искусства), подходы к художественной деятельности (М.С. Каган, Д.С. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский и др.), развиваются идеи синтеза (соединения, сочетания) искусств, единства художественных средств и образных элементов в различных искусствах (Ю.П. Борев, Т.Г. Пеня, Р.М. Чумичева и др.). Современные образовательные программы в дошкольном образовании ориентированы на идеи интегративного подхода (Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, С.В. Погодина). Особое значение имеет концепция эстетического воспитания, разработанная Т.С. Комаровой. В основе концепции новые стратегии образования в России, направленные на расширение возможностей развития личности ребенка; ориентиры образовательного процесса на преемственность дошкольного образования и начального общего образования, культурологический подход (приобщение детей к лучшим образцам отечественной и мировой художественной культуры); полихудожественный подход (интеграция различных видов детской деятельности). В современном образовании интегрируются виды искусства и разнообразные виды деятельности детей дошкольного и школьного возраста (игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение литературы, музыкально-художественная). Основой интеграции применительно к художественно-эстетическому развитию служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах искусства с помощью определённых средств художественной выразительности:
· образных представлений, эпитетов, сравнений, ритма в литературе;
· формы, величины, цвета, ритма, композиции в рисунке и живописи;
· мелодии, ритма, динамики, интонации и пр.в музыке.
Общим средством выразительности для художественных видов искусства является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен. Интеграция помогает задействовать разные органы чувств в процессе эстетического восприятия и создать на его основе более полный художественный образ. Как известно, ребёнок синкретично воспринимает мир, особенно это проявляется в продуктивных видах детской деятельности. Например, создавая рисунок, ребёнок обыгрывает сюжет, имитирует его пластикой, движениями, интонацией. Поэтому в современной методике художественно-эстетического развития детей отдаётся предпочтение синтетическим видам искусства: театру, кино, мультипликации и специфическим формам художественной деятельности, базирующимся на информационно-коммуникационных технологиях (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) При интеграции разных видов искусства, видов художественной деятельности всё содержание используется для разработки образа на уроках изобразительного искусства, на занятиях изобразительной деятельностью, но вместе с тем содержание какого-то одного вида искусства является стержневым. Если этого не учитывать, можно наблюдать на практике, как уроки, занятия по изобразительной деятельности превращаются в уроки истории, музыки, мировой художественной культуры, ознакомления с окружающим миром, в занятия по развитию речи и пр. 8 Важным аспектом художественно-эстетического развития детей является творческое экспериментирование. Ещё Н.Н. Поддьяков указывал на то, что игра и экспериментирование – два генетических источника детского творчества. Учёный выделял две формы детского экспериментирования: познавательное, направленное на получение новых сведений, знаний, и продуктивное (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Стимулами детского экспериментирования могут быть совместное обсуждение выбора разных изобразительных техник и материалов в одной работе, проблемные ситуации по использованию изобразительных материалов (технологии ТРИЗ). Необходимо отметить также тенденцию к новому пониманию самой художественной деятельности, которая рассматривается не только как средство развития творчества, но и как средство созерцания красоты окружающего мира и произведений искусства, как средство терапии, коррекции различных нарушений и особенностей личностного развития детей (арт-терапевтический подход). В соответствии с вышесказанным изменяются и педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: появляются новые методы, формы, средства организации детской изобразительной деятельности и приобщения к искусству. Эффективными формами художественно-эстетического развития, как подтверждает практика, являются проекты художественно-эстетической направленности по изучению узких вопросов и большого объёма информации эстетического цикла, детско-родительские творческие дела (коллекционирование, сотворчество, дизайн-деятельность). Эти формы предполагают изменение образовательного пространства, эстетической среды в образовательном учреждении и дома: оформление тематических выставок, залов к праздникам и пр. Кроме традиционных средств изобразительной деятельности (гуаши, акварели, восковых мелков, пастели, пластилина, цветной бумаги и пр.) особое значение в развитии художественно-эстетической деятельности приобретают современные медиаресурсы: компьютерные игры, сайты и виртуальные музеи для детей, электронные энциклопедии, пособия и учебники, развивающие мультфильмы, и, конечно, мультимедиа-презентации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.