Лекция 7
Детская литература 40-50-х годов.
Основные тенденции развития детской литературы военной поры: преобладание публицистических жанров, агитационно-патриотический пафос, драматизм. Основные тенденции развития детской литературы послевоенной поры (А. Барто «Звенигород», С.В. Михалков «Быль для детей»).
Содержание лекции
События Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Самыми важными объявлялись темы, связанные с военными подвигами, самозабвенным трудом, жертвой во имя коллектива. Когда грянула война, детская литература использовала весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменявших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.
Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить.
В начале войны С. Михалков написал стихотворную книжку «Быль для детей», в которой, объясняя малышам смысл и цели войны, создал величественный образ воюющего за правое дело народа.
С.Я. Маршак вернулся к своему старому герою – почтальону: на войне действуют тысячи почтальонов, «полковых и батальонных» («Почта военная»).
Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих , погибающих от голода и обстрелов.
В 1944 году выходит повесть В.Катаева «Сын полка». Писатель показывал, что дети не беспомощны на войне, что подросток способен не только выстоять в страшных, нечеловеческих условиях, но и оказаться помощником взрослых. Катаев подчёркивает решающую роль в детской судьбе добрых и разумных людей.
В годы Великой Отечественной войны А.Л. Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу Найти человека, в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).
В поэме «Звенигород» нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны.
Вот что писательница рассказывает в своей книге «Найти человека» (1969): «Случилось так, что в 1954 году библиотекарша Карагандинского дома инвалидов прочитала «Звенигород» уборщице Софье Ульяновне Гудевой, у которой восьмилетняя дочка Нина, так же, как и дети в поэме, потерялась во время войны. Софья Ульяновна написала мне о своей беде. В письме не было никаких просьб, только надежда, что, может быть, Нина жива и выросла в хорошем детском доме, Я решила попытаться помочь Гудевой». Далее писательница рассказывает, как она обратилась в Отдел розысков управления милиции. После восьми месяцев поисков Нина нашлась, ей было восемнадцать лет, она работала на швейной фабрике в городе Умань. Велико было счастье матери и дочери, встретившихся после стольких лет разлуки... Нина переехала жить к матери.
◦ «Но история на этом не закончилась,— продолжает писательница.— В журнале «Огонек» появилась заметка, в которой писатель Макс Поляновский довольно подробно рассказал о том, как «Звенигород» (поэзия плюс милиция!) соединил мать и дочь.
◦ Заметку прочитал комсомолец Иосиф Котвицкий, служивший в армии, в Житомире. Его заинтересовала судьба Нины, и он спрятал номер журнала на дно своего чемодана. И как это ни удивительно, после демобилизации попал он в тот самый город, где Нина жила. Приехал в Караганду по комсомольской путевке, разыскал Нину. Они познакомились, подружились, а потом и поженились».
◦ Побывав в 1964 году в Караганде, Агния Барто встретилась с Ниной — уже Котвицкой,— ее мужем, ее матерью и двумя детьми.
◦ Журналисты подробно рассказали про судьбу семьи Гудевых-Котвицких в печати, и Агния Барто стала получать множество писем с просьбами помочь разыскать детей, также пропавших во время войны. Поэт не мог не отозваться на эти просьбы. Агния Барто стала вести передачи по радио. Трудности были в том, что к ней обращались люди, не помнившие точных данных — не знавшие ни места своего рождения, ни года, а часто даже не знавшие своего настоящего имени. Отдельные приметы, детские воспоминания были подчас единственным ориентиром. Передачи шли по радиостанции «Маяк» с 1965 по 1974 год — ДЕВЯТЬ ЛЕТ. Благодаря Агнии Барто, ее пониманию детской психологии, ее энергии и настойчивости больше тысячи семейств нашли своих потерянных родных. Об этих поисках Агния Барто и написала книгу «Найти человека».
◦ Эта книга дважды — в 1969 и в 1975 годах — выходила в издательстве «Советский писатель». А в 1969 году она вышла еще в «Роман-газете» с предисловием Константина Симонова. Вот несколько строк из его предисловия:
«Когда поэт начинает писать прозу, мы часто говорим: «Проза поэта».
Новая книга Барто — это проза поэта, но не потому, что она изобилует какими-то поэтическими красотами. Скорей напротив — книга написана сдержанно, скромно, строго. Но в самом замысле ее заложена высокая поэзия, поэзия добрых дел, самоотречения, человечности».
Для дошкольников в послевоенные годы были написаны рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», Н. Носова «Огурцы», Н. Сладкова «Серебряный хвост», «Джейранчик» др. В это же время в поэзии для детей зазвучали имена Я. Акима, В. Берестова, Е. Благининой, Б. Заходера, Н. Кончаловской.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.